Последний шанс
Буддиский монах Иттецу Немото сделал целью своей жизни борьбу с самоубийствами. (Фото 18+)
<p>Буддийские священники в Японии всегда близко соприкасались со смертью. Они проводят похоронные ритуалы для простых верующих, утешают людей в их горе утраты близких и друзей. Но немногие занимаются борьбой с самоубийствами, которые только за последний год унесли 28000 жизней в Японии. Иттецу Немото является исключением. «Если есть путь, ведущий к самоубийству, я хочу сделать, что в моих силах, чтобы увести людей прочь от этого пути», - говорит Немото, служащий священником в Дайдзендзи, маленьком храме, приютившемся между рисовыми полями и лесными холмами в провинции Гифу. Сорокаоднолетний уроженец Токио вырос без какой-либо особенной связи с буддизмом. Он был свободным ребенком, любившим гонять на мотоциклах, танцевать ночи напролет на дискотеках и ввязываться в потасовки. Немото учился западной философии в колледже и университете, а затем менял работу одну за другой. В возрасте 25 лет он стал задумываться о своем предназначении в жизни. Тогда случайно его мать показала ему объявление в газете, в котором сообщалось о наборе на работу в… монахи (буквально в нем говорилось: «Требуются буддийские монахи»). Немото, который заинтересовался практикой дзадзен на секции по карате, решил попытать счастья. Несколько лет спустя, решив глубже окунуться в буддизм, он поселился в удаленном монастыре традиции риндзай-дзен на холмах в Гифу. Жизнь здесь была аскетичной и экстремальной. Монахи милостыней добывали себе скудное пропитание, состоявшее из риса и овощей, работали и медитировали в течение долгих часов и общались друг с другом по строгой иерархической системе. Далекий от той жизни, которую он вел за пределами монастыря, Немото ясно осознал, как работает его сознание. Он покинул монастырь в 2004 году после четырех с половиной лет жизни и учебы в нем, а следующей осенью стал священником в Дайдзендзи. Неустанная энергия, которая в молодости питала его в ночных клубах, теперь дает ему силы врачевать души людей с глубокими психологическими проблемами, организовывать встречи с членами семей самоубийц, участвовать в бесконечных ретритах, паломничествах и медитационных сессиях. Его работа привлекла внимание прессы (прошлым летом журнал Нью-Йоркер выделил ему полосу), и это, в свою очередь, вызвало шквал обращений к нему. В перерывах между встречами с людьми он исполняет обязанности сельского священника и растит органический рис на поле позади храма. Даже для Немото это слишком: к 2009 году у него развилась болезнь сердца и уже несколько лет он проводит немало времени в больнице. Сегодня Немото продолжает свою работу лишь в слегка щадящем режиме. Но день нашей встречи в тихом и чистом храме, за которым он следит вместе со своей женой, он снова провел, слушая бесчисленные истории о человеческих трагедиях. Как вы стали заниматься вопросами суицида? Вокруг нас много людей, которых преследуют такого рода проблемы, не правда ли? Я просто не могу их игнорировать. И это не имеет отношению к тому, что я являюсь монахом. Думаю, это чувство, которое есть у каждого человека – желание помочь страждущим.
Откуда появляется это страдание? Из пустоты.
Но большинство из нас, включая меня, не обращает на них никакого внимания, если они, конечно, не являются нашими друзьями или родственниками. Мой дядя покончил жизнь самоубийством, то же сделали мои друзья. Самоубийство это очень жестко. Убийства и жертва – одно и то же лицо, поэтому трудно с этим что-то поделать. Вы не знаете, что должно стать объектом вашего негодования. И эта травма остается с вами долгое время. Трудно понять самоубийство. Например, моя подруга совсем не походила на человека, способного наложить на себя руки. Она была хорошей студенткой, неплохой спортсменкой. У нее была вполне счастливая жизнь. Потом мне позвонили и сообщили, что она себя убила. Я пошел опознать труп и увидел, что она изменилась до неузнаваемости – кожа и кости. Но почему? Мне мучительно хотелось понять, почему такое случается? И до сих пор хочется понять. Почему человек теряет интерес к жизни? Вы писали о социальных причинах суицидов. Вы считаете, что это основная причина, или самоубийство все же в большей степени связано с личными проблемами? Играет роль и то, и другое. Если говорить о социальных корнях, то следует признать, что меняются вопросы трудоустройства. Раньше в Японии люди работали всю жизнь в одной компании, но эта система разваливается и заменяется контрактной. Люди меняют место работы каждый год или два, а компании могут увольнять их, когда заблагорассудится. В прошлом люди могли пойти выпить с коллегами и поговорить о разных вещах, но сейчас они работают в одиночку, едят в одиночку, приходят домой и остаются наедине с собой. Все меньше шансов пообщаться. С распространением Интернет-коммуникаций, особенно социальных сетей, вы не можете продемонстрировать темные стороны своей личности, поскольку люди не поставят «лайк» вашему посту. Вы показываете лишь свои светлые стороны, хорошие черты, одевая на себя маску. Это может привести к нарушению духовного баланса внутри вас. [img]http://asiarussia.ru/upload/iblock/645/6456a56bc0f68135bf155a765728747f.png[/img]
Немые трагедии в Море леса
Пропасть между вашей настоящей личностью и тем, что вы демонстрируете другим, растет. Чтобы обратиться к социальным проблемам я создал то, что называю ittetsu.net. Есть множество горячих линий, консультантов и психологов, к которым могут обращаться люди, находящиеся в депрессии или готовые к самоубийству. Но если вы посмотрите, ведет ли эта помощь к улучшению жизни, - вы увидите, что люди возвращаются домой и вот они снова одни. Их окружение не изменилось. То, что я пытаюсь создать – это сеть, в которую вовлечено множество разных людей, склонных и не склонных к суициду. Они могут собираться, общаться, танцевать, делать вместе йогу или готовить – то есть снова начать жить. А как вы помогаете людям на индивидуальном уровне? Расскажу вам историю о человеке, который подарил мне вот этот кондиционер. Это 30-летняя женщина, работающая на госслужбе в Токио. В какой-то момент своей жизни она стала очень тревожной, у нее нарушился сон. В течение трех месяцев она обращалась в клинику к психиатру, к психологам и докторам. Она очень умна и понимала то, что говорят ей доктора намного лучше, чем сами специалисты. Эта женщина собрала огромную папку с документами и заключениями, касавшимися ее состояния, и пришла со всем этим ко мне. Все эти бумаги были интересными, но они так и не смогли повернуть ее в положительном направлении. Ее состояние все ухудшалось и ухудшалось. Потом у нее начались видения. По ночам она видела кого-то у своих ног или слышала звуки, доносившиеся из ванной. Наконец, она узнала обо мне из какой-то телепрограммы. Мне кажется, она думала, что поскольку я монах, то смогу помочь ей справиться с духами в ее видениях. Я выслушал ее рассказ, но не смог разрешить ее проблемы, поскольку у меня не получилось понять, на чем она зафиксирована. Поэтому я предложил вместе посидеть в дзадзене. Дзадзен это форма тренировки для снижения привязанности к навязчивой идее и видениям, которые возникают в нашем уме, но привести наш ум к состоянию пустотности очень сложно. Когда вы сидите в медитации, в голову приходят самые разные мысли. Смысл в том, чтобы наблюдать за ходом этих мыслей, фиксируясь на собственном дыхании. Временами мысли исчезают на некоторое время, и вы осознаете, что в эти моменты не думали ни о чем. Для этой женщины практика дзадзен была очень интересным опытом. Она считала, что является очень тревожной, но на самом деле само это чувство тревожности было преходящим и непостоянным. Оно появлялось, но потом вытеснялось чувством уверенности и спокойствия. Она давно не испытывала чувства спокойствия без всяких тревог. Или вернее сказать, тревожность была, но она приходила и уходила, как и другие мысли. Когда она осознала это, с ее плеч свалился груз. Эта женщина очень сильно страдала, но благодаря дзадзену смогла разобраться, что происходит с ее умом, смогла понять, что сама заставляла себя страдать. Она подарила мне этот кондиционер в знак своей признательности. Расскажите, в чем заключается ваш метод помощи потенциальным самоубийцам? Иногда я собираю группу людей с такого рода проблемами и веду их по местам, где были совершены знаменитые самоубийства Японии. Самое известное из таких мест – лес Аокигахара, или Море леса, у подножия горы Фудзи. Море леса обрело известность в середине XIX века после выхода в свет двух романов о самоубийцах, в которых эта местность описывалась как идеальная для сведения счетов с жизнью. Новый взрыв интереса связан с выходом в 1993 году «Полного справочника самоубийцы» Ватару Цуруми. В этом месте деревья растут так близко друг к другу, что туда практически не проникает ветер. Кроме того, там водится очень мало животных и птиц, поэтому там необычайно тихо.
В итоге мужчина вернулся к своей работе машиниста на заводе.
Море леса – огромно по площади – 10 квадратных километров, поэтому тела могут оставаться там ненайденными в течение многих месяцев. Туристы фотографируют там останки самоубийц и даже забирают себе их имущество. Еще одно знаменитое место – скала Тодзинбо, которое выходит на Японское море. Посещение такого места отличается от его романтических описаний в литературе. Устрашает один вид на море с этой скалы. Еще одним способом отвратить людей от идеи суицида являются групповые сессии, во время которых я предлагаю участникам представить, что они больны раком и жить им осталось не более трех месяцев. Далее я прошу людей записать, что бы они хотели сделать в эти три месяца. Потом я прошу сократить список дел до одного месяца, потом до одной недели. Потом до десяти минут. В процессе многие не выдерживают и начинают плакать. Часто и я плачу вместе с ними. Это действительно помогает? Да, это достаточно эффективно. Однажды на такую сессию пришел мужчина. Он хотел умереть уже много лет. Ему было 38 лет, и значительную часть из них он проводил в различных психиатрических клиниках. Во время сессии он просто сел и стал рыдать. Когда я подошел к нему, что прочесть, что он написал, я обнаружил, что его лист бумаги со списком дел пуст. Мужчина, всхлипывая, объяснил, что ему просто нечего написать. Все, о чем он мечтал последние годы, была смерть, поэтому он и не знал, что ему хотелось бы сделать, пока он живет. Он просто об этом не задумывался! «Но если ты никогда толком не жил, почему хочешь умереть? – спросил я его. Как ни странно, этот вопрос подействовал на него словно освобождающий инсайт. В итоге мужчина вернулся к своей работе машиниста на заводе. Ранее он испытывал отвращение к любой компании, но теперь стал понемногу общаться с людьми и даже продвинулся по службе. [img]http://asiarussia.ru/upload/iblock/e51/e51f2a78f3681aa9efff6081622c51b7.jpg[/img]
Вид со скалы самоубийц Тодзинбо
Какие еще техники вы считаете эффективными в борьбе с суицидальным настроением? Иногда я прошу участников группы накрыть свое лицо белым платком, как это традиционно делается с лицом умершего во время похоронной церемонии. Затем я прошу их подняться на холм за храмом с горящей свечой в руках, представив, будто они входят в мир мертвых. Такого рода упражнения необъяснимым образом приводят людей не к слезам, а к возбуждению, словно человек пережил некое перерождение. На самом деле на сессиях я точно так же, как и другие, работаю над собой. Иногда я чувствую себя учителем, иногда – учеником. Мы попутчики по дороге к счастью. И я счастлив видеть, как люди наполняются энергией жизни, несмотря на то, что еще несколько часов назад они были на краю смерти. Отвращение к жизни уходит от этих людей навсегда? Будда учил, что есть два вида страданий: страдание, приходящее извне и страдание, находящееся внутри нас. С последним страдание можете совладать только вы сами. Откуда появляется это страдание? Из пустоты. Его нет у младенцев – они не чувствуют тревоги о будущем и не беспокоятся, что они некрасивы. Исследование своих мыслей и чувств, которые появляются из пустоты, - одно из учений буддизма. Почему мы страдаем? В чем причина этого страдания? В какой момент оно началось? Когда мы находим ответы на эти вопросы, наше страдание, которое появилось из пустоты, снова возвращается в пустоту.</p>