Монгольский космонавт Ж.Гуррагчаа: «Я сын пастуха»
22 марта 1981 года монгольский космонавт Ж.Гуррагчаа полетел в космос.
<p>В этот день в Монголии традиционно организуется несколько мероприятий: тематическая выставка во Дворце мира, научно-исследовательская конференция и встречи-приемы первого монгольского космонавта на разных уровнях и т.д. – В этом году исполняется 33 года с полета героя Монголии Ж.Гуррагчаа в космос, и празднование в этом году будет более скромным – заявил представитель Дворца мира в Улан-Баторе, который возглавляет сам первый космонавт страны. В 1978 году решением специальной комиссии Жугдэрдэмидийн Гуррагчаа был отобран одним из двух кандидатов от МНР для космического полёта по программе сотрудничества социалистических стран «Интеркосмос» и в марте того же года начал подготовку к полёту в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. Ж.Гуррагчаа совершил космический полет с 22 по 30 марта 1981 года в качестве космонавта-исследователя на КК «Союз-39» (командир экипажа В. А. Джанибеков) и орбитальном научно-исследовательском комплексе ОС «Салют-6» — КК «Союз Т-4. После возвращения с космоса Ж.Гуррагчаа был удостоен звания Героя Советского Союза и Героя Монгольской народной республики.  ">http://asiarussia.ru/upload/iblock/525/525b197f562707d0455c06a55d20edab.jpg[/img] Спустя месяц после полёта в космос он дал своё первое интервью советскому журналу «Техника-молодёжи». — Какие общие задачи встают перед человечеством на пороге планомерного освоения космического пространства? Как представляется вам будущее земли? — Космическое пространство осваивалось планомерно с самого начала, с запуска первого советского ИСЗ в 1957 году, первого советского космического корабля, пилотируемого Юрием Гагариным, 20-летие полета которого мы совсем недавно отмечали. В настоящее время успешно выполняется программа «Интеркосмос», она вносит весомый вклад в развитие науки и народного хозяйства стран социалистического содружества. Запуски космических кораблей уже сейчас окупаются, но в грядущем, после создания орбитальных заводов и электростанций, экономический эффект космических полетов неизмеримо возрастет. Хочу сказать несколько добрых слов о «Салюте-6» — славном предшественнике будущих орбитальных поселений. Это не только гостеприимный «космический дом», но и большая научная лаборатория, оснащение которой позволяет проводить самые сложные исследования и эксперименты. [img]http://asiarussia.ru/upload/iblock/67a/67a16a5b6b6bf28784fd6dd5c7f5d602.jpg[/img] — Что в вашей личной жизни послужило главным толчком, побудившим вас принять решение стать космонавтом? — В 1961 году, когда Юрий Гагарин впервые поднялся в космос, я был еще мальчишкой и, конечно, не помышлял, что спустя какие-то два десятка лет мне доведется пройти по проторенной им дороге. Конечно, в детстве, как очень многие мои сверстники, я мечтал стать летчиком. Жизнь, казалось бы, распорядилась по-своему: окончив в Москве Военно-воздушную инженерную академию, я стал инженером — приобрел хотя и связанную с авиацией, но тем не менее сугубо земную профессию. Однако, когда мне сообщили, что идет набор в отряд космонавтов, я без раздумий подал соответствующее заявление. Удачно прошел медкомиссию и в конце концов стал космонавтом. Мне выпало огромное счастье и очень большая честь быть первым представителем монгольского народа в космосе. Главной объективной причиной того, что я стал космонавтом, было, несомненно, стремление служить своей социалистической родине. А основной субъективный фактор — это, пожалуй, любовь к скорости и к познанию неведомого, возникшая в раннем детстве. [img]http://asiarussia.ru/upload/iblock/4d0/4d0f85d583c83d065497ec0716671300.jpg[/img] Я сын пастуха и с малых лет приобщался к профессии скотовода. Верхом научился ездить уже в три-четыре года, а с семи лет начал участвовать в скачках, в совершенстве овладев искусством верховой езды. Скачки у нас, кстати говоря, — это не развлечение, а довольно нелегкий труд. Обычная дистанция — 30 километров, а подыскать в степи совершенно ровный участок такой протяженности не всегда удается. Приходится зачастую преодолевать небольшие горки и броды, причем средняя скорость составляет километров 30—40 в час, а сразу после старта, пока лошади еще бодры, достигает и 70—80 км/ч. Так что я уже со школьного возраста полюбил быструю езду, стремительное покорение расстояний. Очень увлекался и «охотой за облаками» — погоней за тенью осенних облаков. Если ветер наверху сильный, то тень очень быстро скользит по степи, а ты преследуешь ее на лошади, состязаешься в скорости с ветром. Ощущение необыкновенное! Но отец порой бывал недоволен — ведь в такой скачке можно и лошадь загнать, и самому лоб расшибить. Вообще, в Монголии все мальчики любят скорость. Зимой катаются с горок на самодельных санках, самодельных лыжах, проводят так целые выходные дни. А какая радость промчаться на коньках! Летом же все без исключения запускают воздушные змеи. Вполне возможно, что именно эти нехитрые устройства и вызвали у меня первый интерес к полетам, перешедший позднее в любовь к авиации. — С какими новыми, ранее неизвестными явлениями столкнулись вы во время полета? Можно ли говорить всерьез о возможной встрече космонавтов с инопланетянами? — Мы долго и старательно готовились к встрече со всем, что могло нас ожидать на орбите. Даже невесомость воспроизводилась в специальных самолетах-лабораториях. В условиях кратковременного полета по параболе нас научили координировать свои движения, управлять своим телом. В результате я вполне нормально воспринял настоящую орбитальную невесомость, никаких профилактических средств не понадобилось. И большая заслуга в этом советских врачей и инструкторов, которым я искренне благодарен. Ходят слухи, что в небе замечали какие-то «летающие тарелки». В них я никогда не верил, но это не означает, что я отрицательно подхожу к вопросу о существовании инопланетян. Нельзя исключить, что где-то в космосе, очень далеко от нас, обитают разумные существа, похожие на людей. Или, наоборот, вовсе непохожие. Но пока в нашем распоряжении нет никаких научных данных, подтверждающих либо опровергающих это предположение. [img]http://asiarussia.ru/upload/iblock/53d/53d12018fcabd2f2b75b55a8ff49e98b.jpg[/img] — Как, на ваш взгляд, изменились бы темпы освоения космического пространства, если бы средства, затрачиваемые сейчас на вооружение, были направлены на мирные цели? — Гонка вооружений, разжигаемая империалистическими кругами, поглощает массу средств. В том числе и в государствах социалистического содружества, которые обязаны заботиться о своей обороне. Если можно было бы направить эти средства на мирное освоение околоземного пространства, космонавтика давала бы куда больший практический выход, чем сейчас, и народное хозяйство социалистического лагеря развивалось бы еще более бурными темпами. Нашу планету часто сравнивают с космическим кораблем. Сверху, с орбиты, хорошо видно, как справедливо это сравнение. И как прекрасна Земля. И хочется обратиться ко всем людям с призывом — заботиться о сохранении нашей планеты, сделать все, чтобы передать ее потомкам цветущей и мирной. — Чем, по-вашему, будет отличаться процесс освоения космоса от заселения в прошлом новых земель на нашей планете? — Освоение новых земель в прошлом не приносило особых хлопот: приходили поселенцы, отстраивались, возделывали почву, разводили домашних животных, сажали сельскохозяйственные растения. А в космосе нет готовых земель, там придется все начинать с нуля. Прообраз небольшого космического поселения — это станция «Салют-6». Одни живут там подолгу, другие прилетают «в гости» — словом, все идет своим чередом. Размеры орбитальных станций постепенно будут увеличиваться, пока они не превратятся в автономные «небесные городки» со своими заводами, фабриками, металлургическими комбинатами, солнечными электростанциями. [img]http://asiarussia.ru/upload/iblock/55c/55c6daaf426120cc266306deb2020a84.jpg[/img]
На прогулке в Звездном городке. Ж. Гуррагча, его жена Батмунх и сын Батбаяр со своим русским товарищем Юрой.
—Не могли бы вы рассказать о самом веселом и смешном эпизоде, случившемся с вами во время полетов или в период подготовки к ним? — Как это ни удивительно, иногда на орбите пропадают разные предметы. Хотя, казалось бы, деваться им просто некуда. Во время одного из экспериментов мне пришлось вести различные записи. При перерывах в работе пишущую ручку полагалось, чтобы она не улетела, подсовывать под специальную резинку рядом с рабочим местом. Пока я работал, меня снимали кинокамерой, все на меня смотрели. Записав очередную серию данных, я аккуратно зафиксировал ручку резинкой и посмотрел в иллюминатор. Ничего особенного за бортом не происходило, и я вернулся к прерванным занятиям. Потянулся за ручкой, а ее нет. Как я уже говорил, все наблюдали за мной, но никто не заметил, куда она подевалась. Так и не нашлась. В другой раз командир орбитального комплекса В. Коваленок потерял свои часы и даже пообещал официально объявить благодарность тому, кто их найдет. Но даже это не помогло. Такие таинственные пропажи на орбите случаются довольно регулярно. Был один забавный эпизод и после возвращения на Землю. Едем мы на пресс-конференцию: В. Джанибеков, я и наши дублеры — В. Ляхов и М. Ганзориг. Вдруг на полпути от Звездного мой командир озадаченно вопрошает: «Братцы, а куда мы, собственно, направляемся?» Этот простой вопрос всех поставил в тупик. Оказалось, никто из нас не поинтересовался, где будет проходить пресс-конференция. Знали только, что в Москве, в 11 часов. А Москва-то, она большая... Очень неуютно нам сделалось. Ну а Ляхов, молодец, нашелся. «Включайте, — говорит, — «Маяк», проинформируют в лучшем виде». И действительно, диктор тут же объявляет, что вот, мол, через полчаса в пресс-центре МИДа начнется пресс-конференция для советских и иностранных журналистов. Мы и помчались туда, хорошо, что поспели вовремя. [img]http://asiarussia.ru/upload/iblock/1e3/1e306ccb2623e7950b3eaefb53fc8039.jpg[/img]</p>
Справка
Первый монгольский космонавт Ж. Гуррагча родился 5 декабря 1947 года в семье многодетного арата. Среднюю школу окончил в городе Булган. В 1968 году был призван в Монгольскую народную армию, где служил радистом. В 1971 году Гуррагча был направлен в Советский Союз в военную авиационную школу младших специалистов. В 1977 году он окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского. С апреля 1978 года Гуррагча проходил полный курс подготовки к космическим полетам в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. Свой первый космический полет совершил в марте 1981 года на корабле «Союз-39» совместно с советским космонавтом Владимиром Джанибековым.
Фото: inet.mn
В сюжете: космос