«Народ Китая нуждается в переменах»
10 марта этого года известный американский телеведущий Ларри Кинг взял интервью у Его Святейшества Далай-ламы. Интервью продолжалось более 20 минут, и за это время Далай-лама ответил на вопросы ведущего, телезрителей и интернет-пользователей, касающиеся украино-российского конфликта, отношений между Китаем и Тибетом, а также роли США, о новом Папе Римском, гомосексуальных браках и возможном женском перерождении Далай-ламы.
<p>— Когда вы смотрите на мир, на то, что происходит в Венесуэле, Украине, Сирии, думаете ли вы о том, когда люди перестанут убивать друг друга? — Все это очень печально. Многое объясняется эгоистическим и близоруким отношением. Люди не используют обычный здравый смысл. У них слишком много эмоций. Как только рассеивающие эмоции выходят из-под контроля, то для нормальных мыслей не остается места! Двадцатый век был веком насилия, чрезмерного использования силы. И это никогда не решало никаких проблем, потому что насилие порождает непредсказуемые последствия. Я говорю, что двадцать первый век должен стать веком диалога. Любые возникающие проблемы нужно решать путем диалога, обсуждения. Это единственный способ. — Недавно вы встречались с президентом Обамой. Что вы обсуждали? — Это моя третья встреча с ним. Мы встречались еще до того, как он вообще стал президентом, когда он еще был сенатором. Так что мы знаем друг друга. Я ощущал чувство воссоединения. Мне хотелось рассказать ему о своей деятельности, точнее о трех моих миссиях. Во-первых, это – продвижение общечеловеческих ценностей. Во-вторых, я прилагаю усилия по восстановлению гармонии. И в третьих, то, что касается Тибета, это вопрос политической ответственности. Я уже отошел от дел. Когда мы встречались с вами в последний раз, я, разумеется, тоже ощущал политическую ответственность за Тибет. Но теперь с 2011 года я полностью сложил с себя полномочия как политического лидера. От дел отошел не только я лично, но и почти четырехсотлетняя традиция Далай-лам. — Но почему? — Институт Далай-лам по определению был во главе светской и духовной власти Тибета, но я добровольно прервал эту традицию. Потому что я верю, что демократическая система, несмотря на все свои недостатки, по своей сути является наилучшей. Я всегда говорю, что мир принадлежит семи миллиардам человек, а каждая страна принадлежит тем, кто в ней живет. США принадлежат около 300 миллионам американских граждан, а не партиям демократов или республиканцев. — Не кажется ли вам, что США ослабили свое давление на Китай по тибетскому вопросу или все-таки Америка все также неравнодушна к проблеме? — Я считаю, что мировой тренд, направленный на развитие демократии, открытости и свободы, продолжается. Такие народы, как народ Китая, являются частью мира. Китай все еще часть этого мира и его будущее зависит от него. Приверженцы жесткой политики, мировые лидеры, хотят они того или нет, также вращаются вокруг этого тренда. Америка это ведущая нация свободного мира, и у нее есть моральная ответственность, моральные обязательства. Народ Китая также нуждается в переменах. Реформы только в сфере экономики недостаточны. Многие китайские интеллектуалы, даже ушедшие на пенсию политики, считают, что пришло время для политических перемен ради их будущего, их блага. — Почему Китай так сильно привязан к Тибету? Это ведь маленькое пятно на карте мира в сравнении с Китаем. В чем причина такого неравнодушия? — В самом начале всей этой истории, на ранних этапах ее развития – в 1950-х годах – тогдашние коммунистические лидеры, а конкретно Мао Дзэдун и Сталин, были сторонниками мировой революции. Это была очень свежая идея. Когда я был в Пекине в 1954-55 годах, меня тоже привлекала эта глобальная идея, что рабочий класс должен восстать. Я думал, что в этом есть правда. Ведь, как правило, рабочие люди это самые притесняемые люди. Но, в конце концов, они нашли полезные ископаемые в Тибете, и с тех пор смотрят на Тибет как на кладовую. Это тоже один из факторов. — Если честно, верите ли вы, что при вашей жизни вы придете к согласию с Китаем? — Да, конечно. Я чувствую, что Китай меняется. — Вы упоминали как-то, что хотели бы встретиться с новым Папой Римским? — Да, очень хочу. — А что вы о нем думаете? — Чудесный человек. Я думаю, что он истинный последователь своего учения. Хочу сказать об одной вещи. Я восхищаюсь и очень скучаю по одному немецкому архиепископу. Может быть, он и хороший человек, но его образ жизни был слишком роскошным и он был вынужден уйти. — В прошлом году Папа Франциск обрушился с критикой на капитализм. Он заявил, что капитализм отталкивает бедных. Вы же говорили, что капитализм может существовать, только если он сочетается с состраданием. В этом вы расходитесь с Папой, раз вы считаете, что капитализм имеет право на существование? — У каждого явления есть различные аспекты. С одной стороны капитализм предполагает только выгоду, а рыночная экономика говорит о равном распределении. В развитых странах капитализм подчиняется определенным правилам. В конце концов, не имеет значения какая система. Имеет значение люди в этой системе. Если у них есть чувство ответственности за других, то любая система имеет право на существование. — Ныне очень актуален вопрос о гомосексуализме. Россия идет в сторону запретов, США напротив легализует браки между людьми одного пола. Что вы думаете обо всем этом? — Это вопрос из сферы личных взаимоотношений. Разумеется, верующие люди, принадлежащие определенным духовным традициям, должны следовать тому, что предписывается в этих самых традициях. В буддизме тоже описываются определенные сексуальные нарушения, которые нужно избегать. Что касается атеистов, то если их отношения безопасны и основаны на взаимном согласии, то я никаких проблем в этом не вижу. Конечно, насилие и принуждение в этой сфере совершенно неприемлемы. Это нарушение прав человека. — А что вы думаете о браках между представителями одного пола? — Это должно регулироваться законами страны. Я же считаю, что это личное дело каждого. Если два человека действительно чувствуют больше удовлетворения от такого брака и они согласны жить вместе, то все в порядке. — Как можно сохранить внутренний мир, если мы видим насилие и бесчеловечное отношение к людям? — Нам нужна долговременная стратегия. Я говорю людям, что нам нужна образовательная система, которая включала бы в себя этический аспект. Она должна быть светской и дистанцироваться от каких-либо религий. И уважать чувства неверующих. Эта необходимость становится в наше время очень серьезной. — Не ощущаете ли вы пессимизма? — Нет. Нужно просто прилагать усилия. — Если бы вы могли исправить только одну вещь в мире, что бы вы выбрали? — Моей главной задачей в последнее время стало решение проблемы, как дать людям образование и внушить им мысль о внутренних ценностях. Я уверен, что всеобщая образовательная система должна включать в себя идеи об этих ценностях. — Почему одним людям легко достичь внутреннего мира, а другим так трудно? — По своей сути мы все происходим от своих матерей. И вам тоже дала жизнь ваша мать. Даже такие люди, как Гитлер или Сталин, были рождены их матерями. У нас всех один гуманистический потенциал. Но человека формируют обстоятельства. Бывает, что люди не имеют понятия о внутренних ценностях, никто никогда им об этом не говорил. Обстоятельства часто создают слишком много конкуренции и разделения мира на нас и других, нас и наших врагов. Это и приводит к появлению таких ужасных людей. — О чем вы мечтали, когда были молодым? — Я мечтал играть, а не учиться. Когда я был молодым, мне было совсем не интересно учиться. Я всегда говорю о себе, как об очень ленивом ученике (смеется). — Каким бы вы хотели остаться в памяти людей? — Никаким. Буддийский практик не должен думать о таких вещах. Года два-три назад одна женщина-колумнист «The New York Times» спросила меня, какое наследие хотел бы я оставить, я ответил ей, что буддийский практик не должен об этом думать. Проходит время, и она снова обращается ко мне с этим же вопросом. И тут я теряю терпение. В прошлом году мы встретились с ней снова и смеялись над моей реакцией. — Как вы думаете, увидим ли мы когда-нибудь Далай-ламу женщину? — Да. Это вполне возможно. Много лет назад один парижский женский журнал брал у меня интервью. Журналистка спросила меня о возможности появления женского перерождения Далай-ламы. Это было порядка двадцати лет назад. И тогда я тоже говорил, что это возможно. В тибетской традиции среди высоких перерожденцев были женщины. Это линии перерожденцев возрастом в шесть-семь веков. В этом нет ничего нового. И тогда я сказал репортеру: если появиться женщина Далай-лама, она должна быть очень и очень эффектной. В этом будет больше пользы. Если она будет не очень симпатичной, то нет смысла (смеется). — У вас есть на уме какой-то наследник? — Нет. Еще в 1969 году я делал официальное заявление, в котором я сказал, что сам институт Далай-лам должен существовать только, если он нужен тибетскому народу. Если в какой-то момент люди почувствуют, что этот институт более не нужен, то он автоматически перестанет существовать. Это не зависит от меня, это зависит от людей.</p>
Справка
Ларри Кинг является одним из самых известных телеведущих в мире, лауреатом премии Эмми, двукратным лауреатом премии Пибоди и десятикратным призером премии 'Cable ACE'. Его шоу вошло в книгу рекордов Гиннесса как самое долгоживущее шоу с одним ведущим. Программа Larry King Now с июля 2012 года выходит на телеканале Russia Today.
Фото: brightstarevents.net
Источник: Ora TV. Перевод с английского: Николай Цыремпилов
В сюжете: Далай-лама