«Я не сторонник учительства», – музыкант Алексей Тегин
Музыкальный маг, адепт бонпо Алексей Тегин об исчерпанности мира, инфернальности женщин и разнице между буддизмом и бон в эксклюзивном интервью ARD.
<p>Сложно подобрать конкретное определение увиденному на небольшой, уютной сцене клуба «Дом» в Большом Овчинниковском переулке – это не концерт, не молебен, не мистерия, слово «перформанс» по мне так вовсе ругательное, самым близким, наверное, будет слово «медитация». Увиденное и услышанное вызвало набор совершенно архаичных ассоциаций, которые возвращают к единственному источнику, в котором существуют наполненность и пустота одновременно, торжество жизни и благородство небытия. Алексей Тегин прежде всего является экспериментатором, причем экспериментатором во всем: в музыке и слове, в архитектуре и дизайне, в пути. Тегин сливался с авангардным джазом, буянил с железяками; как архитектор - художник – исследователь звука, в середине 90-хх годов заинтересовался ритуальной музыкой Ирана, Древнего Египта и земель, ныне входящих в территориальный состав Тибета, королевства Шанг Шунг, родины практики Бон. Его Святейшество Далай-лама XIV признал Бон пятой религиозной традицией Тибета, наряду со школами Ньигма, Сакья, Гелуг и Кагью. С начала третьего тысячелетия Тегин является автором проекта «Пхурпа», названного в честь одного из божеств-наставников Материнской Тантры Бон. Участники «Пхурпа» практикуют горловое пение вместе с игрой на ритуальных музыкальных инструментах Монголии и Тибета. Горловое пение, как особый вид работы со звуком и телом, когда исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, можно очень условно разделить на сибирскую и тибетскую традиции. К сибирской относятся как разновидности исполнения у тюркских народов (Тыва, Башкирия, Якутия, Хакасия), так и монгольских (Монголия, Бурятия, Калмыкия). На встречах с «Пхурпой» можно услышать два стиля тибетского горлового пения: гюке и гьер. Скажу честно, непрофессионалу отличить их довольно сложно, я, например, услышав впервые «Пхурпу» в культурном центре «Дом» не заметила особой разницы. Являясь частым посетителем традиционных буддийских молебнов в дацанах Бурятии, Санкт-Петербургского храма и праздничных ритуалов в самых разных местах Москвы, я лишь могу сказать, что услышанное в «Доме» отличается намного низким гортанным звучанием. Звук рождается где-то в животе, каким-то непостижимым образом снова зарождается в горле, и, получая силу и в то же время абсолютную деструкцию, вырывается изо рта.
Выступление сказалось каким-то возбуждающим образом, они целовались и гладили друг друга по спине.
Действо началось с практики чод, был проведен ритуал, посвященный гневному божеству Пхурпе, затем прозвучали два ритуала подношений и закончилось все исполнением сборника бонских молитв и мантр – более двух часов гармонии бычьего рева и визуальной мандалы черных оттенков. В этом марте «Пхурпа» состоял из двух участников: самого Тегина и Никиты Королева. Одетые в черные хитоны, накинутые на черные «кенгурушки» с капюшонами; головы покрыты остроконечными черными шляпами с густой бахромой, закрывающей глаза, босые, они сидели, освещенные одной единственной лампой в несерьезное количество ватт, и вибрировали. Периодически Алексей зажигал крупные ветки, как он потом мне рассказал, монгольского можжевельника, и вместе с Никитой прихлебывали необычный чай, рецептом которого поделился последний. Состав «Пхурпы» всегда меняется, единственным постоянным участником остается сам Алексей. По его словам, участие в проекте подразумевает не просто публичную игру на инструментах и пение мантр, а серьезное погружение в повседневность в такую древнюю эзотерическую традицию, как Бон. Поэтому не все выдерживают такое существования, особенно в мегаполисе. Самого Тегина, лысого, в шрамах, в черном комбинезоне, какие носят заключенные, и босого, когда-то не раз замечали на улицах Москвы. Сейчас он, напротив, старается не выделяться, раствориться в окружающем пространстве, однако это довольно сложно – у него абсолютно космическая, потусторонняя внешность с таким же голосом и необычайно пронзительными глазами. В своих литургических практиках «Пхурпа» использует такие инструменты как дунг-чены (длинные, металлические трубы), дункары (белые раковины), нга-буп (большой двусторонний барабан), гьялинг (тибетский аналог гобоя), ролмо (тарелки с выпуклой средней частью) и другие. Горловое пение на сегодняшний день преподается в двух монастырях Гьюдмед и Гьюто. Зал культурного центра «Дом» совсем небольшой, вмещает, наверное, максимум человек сто. Атмосфера там явно уже наработанная, что лишний раз подтверждает афиша мероприятий: концерт авторов-исполнителей республики Коми, клуб старинного танца «Туда-сюда», Алексей Айги, тувинский ансамбль «Хуун Хуур Ту». На «Пхурпе» мной были замечены влюбленные пары, на которых выступление сказалось каким-то возбуждающим образом, они целовались и гладили друг друга по спине. Конечно, не обошлось без готов или эмо – я не особо их различаю. Молодые люди в длинных черных одеждах, девушки в шляпах, с особой томною страстью внимали происходящему на сцене. После первого номера ушли лишь двое – мама с дочкой, явно не ожидавшие такого, мягко говоря, своеобразного звучания. Я расположилась на своем коврике из бараньей шкурки немного позади и сбоку от стульев, чтобы видеть и зал и сцену. По окончании действа, находиться в тишине было даже как-то непривычно, словно пространство лишилось своей обязательной составляющей, вечной и гармоничной. После, самые смелые и экзальтированные проникли за кулисы и стали задавать Тегину разные вопросы из серии: «Как мне стать ближе к вам?», «Что есть жизнь и смерть?», две подвыпившие дамы с буйным макияжем пытались пригласить в гости к какому-то общему знакомому. Тегин был великолепен: терпелив и вежлив. Поговорить с Алексеем и Никитой удалось и мне, выяснив следующее. [img]http://asiarussia.ru/upload/iblock/4e2/4e2bba73318808120e336dec2308ed57.jpeg[/img]
Никита Королёв, музыкант «Phurpa», Туяна Ильина, корреспондент ARD и Алексей Тегин
Алексей Тегин: О звуке, учениках и практике
—Тишина и звук это одно и то же. Тот спектр тишины, который мы можем слышать, мы называем звуком. Все вибрация. Тишина, скорее, относится к человеку, звук к человеку не относится. Там, где нет вибрации, там нет ничего. Но в таком случае это, наверное, точка абсолюта, где есть потенция. Мы просто поем мантры на сцене для себя, кто-то приходит посидеть, послушать, получается, и для зрителей тоже. Для меня нет разницы, что на кухне петь, что на сцене, если никто не придет, никого не будет, все равно будем петь. Аппаратуру мы используем, чтобы два человека в цивильном помещении могли насытить его полноценным звуком, не вижу в этом ничего зазорного. Кто к нам концерты приходит, я особо не вижу – у меня ж глаза закрыты. Разные люди приходят. Приходят, я не вижу. Уходят, я не вижу.
Звук это нечто. Это пустая коробка, но в нем есть послание.
Заниматься надо каждый день. Это как бокс, где есть любители просто подраться, а есть профессионалы, когда надо двенадцать раундов продержаться, так что физическая подготовка просто необходима. Настоящая практика никогда не прекращается, надо заниматься постоянно. Я вот замечаю, что по улицам хожу и отслеживаю свое дыхание. Подготовка заключается в следующем: заглатываешь воздух, задерживаешь дыхание, закрываешься на замок, создаешь дикое давление, что аж глаза выпучиваются и удерживаешь сознание в этом состоянии. Я когда только начинал заниматься засыпал в этот момент, пел во сне, мозг отключался. Сейчас этого уже нет. Я живу в другом мире. Вот на концерте я его описываю, здесь можно увидеть мой мир. Звук это нечто. Это пустая коробка, но в нем есть послание. Я с помощью звука посылаю это послание. Если представить эту вибрацию, то там существует окрас, это и есть содержание. Вот наше гюке и звук дрели похожи, но у нашего звука есть содержание. И этим содержанием мы обмениваемся с себе подобными и еще с кем-то невидимым. Я сам учился. Мы ведь на самом деле все знаем, надо просто вспомнить. Некриво так. Я до сих пор занимаюсь индастриалом. Все одно и то же. Я потом встречался с монахами из «Гьюдмед», показывал, как можно стоя на голове петь, они такие: «уау, круто!» Я не сторонник учителей. Я часто наблюдаю, как европейцы находят учителей, как мамину сиську, и вроде бы взрослые люди, пора уже самим продолжать учиться, верить в собственные силы, так нет, они за учителем да за учителем. Учителя страдают: «Ну, я же вам все сказал и оставил». Они: «Оо, учитель!» Вот, например, есть Намкай Норбу (Чогьял Намкай Норбу, римпоче, автор множества книг, мастер Дзогчен – И.Т.) Они говорят: «О. Дзогчен!» – и к нему. Он: «Я не дзогчен, я Намкай Норбу. Дзогчен это знание, так практикуйте. Что вы ко мне льнете? Я вас оставил, вы разбрелись. Я прихожу, вы ко мне. Какой дзогчен? Я это просто руки и ноги. Не надо меня идентифицировать со знанием». Но народ не понимает. Это как-то не очень.
Вот если я, шахматист, буду возглавлять секцию футбола, что получится?
В ученики беру не каждого, потенциальных видно сразу – энергия и цепкость считываются мгновенно, по тому как человек говорит, строит фразы, как он слушает, даже когда и как он молчит. Я сразу начинаю мучить. Иногда очень жестко. Даю дунг-чен, говорю: «Вот, научись на длинной дудке играть, через неделю выступление и попробуй там какую-нибудь киксу выкинуть». В общем, ставлю ученика в жуткие условия, такой путь правой руки. Через неделю приходит, губы раскроены, но играет. [img]http://asiarussia.ru/upload/iblock/869/869626ecd401bee9ae0f08e766661691.jpeg[/img]
Алексей Тегин
О Бурятии, религиях и женской энергии
Я был в Бурятии в 2001 году, в Улан-Удэ, мы там пели в какой-то галерее. Посетил Иволгинский дацан, где нашли тело Хамбо ламы Итигэлова. У вас шикарные музеи. Помню, разговаривал с одной из сотрудниц Музея истории Бурятии им. Хангалова которая рассказывала, что выставлена лишь малая часть, в запасниках хранится много чего еще. Это же надо показывать, это достояние. Я не буддист, все-таки бонпо, грубо говоря, относится к магии, колдовству. Сложно дать определение словами. Вот Карлос Кастанеда ближе всего к бонпо, такой бон мексиканского разлива. По моему личному мнению, Тибет не имеет никакого отношения к бону. Тибет напал на огромное государство Шанг Шунг, где практиковали бон для защиты территорий, для процветания; манипуляции с помощью магии проводили монахи шэны. Когда пришел Тибет, началась долгая борьба ламаизма с боном. По мне так, ламаистские методы офигительные, бонские тоже крутые. Это все природа, человек совершает выбор согласно ей. Какое право имеют одни осуждать других?! Вот если я, шахматист, буду возглавлять секцию футбола, что получится? У каждого своя епархия.
Женская энергия она волшебная, в ней больше инфернального.
Если ламам не нравится, что какое-то количество народа ушло, допустим, к шаманам и стало практиковать: «Ах, какая там бяка, у нас ведь на-ка» или наоборот – это даже смешно. Вот это и есть основа дикого геморроя на земле. Инструменты я приобретаю в большинстве случаев в Монголии, в Тибете уже мало чего настоящего осталось, много подделок. Женская энергия она волшебная, в ней больше инфернального. Парадокс заключается в том, что она прежде всего мать и должна семью делать, а на самом деле является инфернальным существом. И по степени информативности женщина гораздо сильнее мужчин. Мужчина умом не может многого познать, а женщине особо напрягаться не надо. Это тайное знание дано ей от природы. Я вот дочери своей пою, и она мне поет. Я шучу иногда: «Не получишь завтрака пока не споешь десять раз гюке, и сидит она, поет». [img]http://asiarussia.ru/upload/iblock/a5f/a5f311c1cb405d837af14911e45ffec1.jpeg[/img]
О современном мире, Москве и практике чод
Современный мир исчерпал себя в своем гедонизме, комфорте и прочего. Когда путешествуешь, видишь молодых людей, у которых вектор внимания направлен совершенно в другую сторону. Это мне очень нравится. Молодые сейчас очень классные. Должно прийти такое поколение, которое все изменит, а как иначе, что дальше тогда? Должно появится качество, количественный предел уже достигнут. Что еще? Плазма еще больше? Автомобиль с шестью колесами? Человек уже не знает, какими органами чувств потреблять то, что ему предлагают. Сейчас изменить этот мир к более приемлемому варианту – бессмыслица. Надо откатиться назад, вспомнить свое доцивилизационное состояние сознания, вспомнить, кто мы такие. И уже оттуда стартовать еще раз. У нас же окончательно загублены в мозгу те сферы, которые отвечают за очень важные функции, мы их просто переложили на компьютеры, телефоны. Телепатия отсутствует, перемещаться в пространстве мы не можем, кроме как на такси. Мне в Москве отлично, очень мне здесь нравится. Здесь есть сила, я не ставлю оценок, какая она, хорошая или плохая. Она есть и все. Вот в Европе ее нет. У меня там иногда такое впечатление, что я по кладбищу хожу. Люди милые, но на кладбище. Мне вот нравится гулять по лесу дикому, вот там овраги, там болото, там лягушки. А по французскому парку мне не очень интересно: «Ах, как красиво, какие рабатки, как все пострижено, туда-сюда и все». Так что пусть будет дикий лес.
Это мы с детства привыкли, как нас учили, что есть добро и зло.
В практике чод мне нравится черное пиршество. Там еще есть белое и красное. Белое пиршество – это преподношение существам всех миров своего ментального составляющего, красное – физического, а черное олицетворяет полное исчезновение своего «эго». Ты визуализируешь себя, лежащим полностью в черной жиже, похожей на нефть, без надежды, без мыслей, ты не думаешь, о, какой я, отдал свой ум, свое тело, ты никто и ничто, это высший пилотаж. Как у Георгия Гурджиева (Г. Гурджиев философ, мистик, композитор, создатель собственной эзотерической системы, основанной на традициях суфизма, исихазма, буддизма – авт.) была история, когда он уже заканчивал обучение в одном из монастырей Средней Азии, им предложили остаться, многие ушли, он остался еще на год. Потом, когда обучение было действительно завершено, вошел шейх и начал всех бить. Ученики стали все в ужасе разбегаться, а шейх лупил их на полном серьезе, приговаривая: «Я сейчас выбью из вас все это миссионерство, всех вас обнулю, вот вы все думаете, ах, я лучше любого человека, вот пойду сейчас в народ и буду всех учить, нести высшее знание». Сам я сейчас, наверное, тоже как павлин тут стою, хвост распушил, да? Есть хорошая притча, когда ученик приходит к учителю, а тот его спрашивает, обладает ли он какими-либо пороками. Получив отрицательный ответ, учитель говорит: «Так иди, обзаведись. С чем мне работать, энергии в тебе нет никакой. Научись драться, воровать, хотя бы. Тогда я буду с тобой. В тантре жадность можно трансформировать в жадность познания, лень – в мудрость и так далее. Это мы с детства привыкли, как нас учили, что есть добро и зло. На самом деле гневные, устрашающие йидамы обладают неимоверной силой. [img]http://asiarussia.ru/upload/iblock/b41/b41b9e611fe3eb4e543af5e1187adf41.jpeg[/img]
Никита: О маме, чае и теле как инструменте
—Занимаюсь я два с половиной года, два из них пою. Инструменты у нас в основном из Монголии, из Непала вот чаши. Алексей сам все выбирает, покупает как сырец, потом все доделывается, дорабатывается до нужного состояния, звучания. Ко всему рука приложена. В состав нашего напитка входят следующие компоненты: черный чай, Алексей иногда заваривает турецкий, сегодня вот обошлись без молока, обычно его тоже добавляем, масло сливочное или бараний жир, очень большое количество красного перца и сахар. Перец попадает на горловые связки, они распухают, а молоко их смазывает. В итоге, они получаются набухшими и жирными. Сейчас существует множество музыкальных коллективов, использующих гигантское количество электроники. Весь звук неестественный. Вот купил я, например, гитару, начинаю играть, и сама она хороша, и звук хороший, но это не мой звук. Я хочу сделать из своего тела инструмент, настоящий, откровенный, чтобы мой звук был не плодом какой-то обработки. На гитаре я сыграл где-то слабее, где-то сильнее, а с телом все честно, его не обманешь, все видно и слышно сразу. Мама моя к такому делу хорошо относится, главное, чтоб мне нравилось. Ну и плюс какие-то деньги иногда от этого бывают. Это ее даже больше радует, ну ее можно понять.
</p>
Справка
Алексей Тегин (род. 17 апреля 1951 г., г. Москва). Художник, культовый альтернативный музыкант, экспериментатор, играл джаз, индастриал. Учился в МСХШ (ныне Московском Государственном Академическом Художественном Институте им. Сурикова), закончил МВХПУ (сейчас Московскую Государственную Художественно-промышленную академию им. Строганова). Автор множества выставок, мистических театральных действий. Занимается дизайном, архитектурой. С середины 90-хх годов практикует Бон, в начале 2000-хх создал проект «Пхурпа», названный в честь одного из божеств-наставников Материнской тантры Бон. Жена Светлана Тегин, основатель «Tegin Fashion House». Линия одежды «Tegin Cashemere» шьётся в Монголии. Дочь Алиса, 13 лет.