Аркадий Манджиев: Чтобы сохранить себя, нашим народам нужен настоящий лидер
Чем больше мир глобализируется, тем чаще люди обращаются к своим истокам, считает заслуженный деятель искусств Республики Калмыкия, композитор Аркадий Манджиев. В интервью ARD он поделился своими мыслями о музыке, времени и о будущем монгольских народов.
— В эти дни в Элисте проходит ряд мероприятий с участием музыкантов и исполнителей из Монголии, Бурятии, Тывы и, конечно, Калмыкии. В числе главных событий культурной жизни республики – V Международный фестиваль современной музыки монголоязычных народов «Пентатоника», идея проведения которого принадлежит Вам. Что подвигло Вас организовать фестиваль хоть и современной, но все же классической музыки? Насколько она востребована сегодня?
— Подвигло? Желание продемонстрировать миру талант и потенциал современных композиторов наших народов. Звучит несколько громко, но я часто бываю – с концертами или частными визитами, в Бурятии, Тыве и Монголии, где стараюсь обязательно познакомиться с творчеством местных авторов серьезной музыки. И каждый раз, когда встречал талантливых музыкантов, сожалел, что многие из них остаются без должного внимания музыкальной общественности и широкой публики. Потому и пришла идея объединить наши усилия и показать миру, какие мелодии способны создавать потомки великих кочевников.
"Пентатоника". Фото Николая Бошева
Первый концерт мы провели в 2009 году. Наверное, рисковали, когда решили представить зрителям этот жанр не слишком популярной (смеется) в наше время музыки. Тем более малоизвестных российским и зарубежным зрителям молодых талантов. Но вот уже собираемся на одной сцене в пятый раз.
— При этом «Пентатоника» – «кочующий» фестиваль: концерты проходили в Калмыкии, Бурятии, Монголии…
Да, и возможно именно потому, что проект фестиваля изначально не задумывался как коммерческий, не ставил целью собрать большие кассовые сборы, то он и находит своего зрителя. Духовно богатые люди, как вы знаете, зачастую не имеют толстых кошельков.
Интерес к творчеству наших современников и соплеменников есть. Но популяризация современной монгольской музыки – не единственная цель нашего фестиваля. Теперь он включен в список мероприятий, проводимых министерством культуры Российской Федерации. Так что у молодых талантов появилась возможность быть замеченными специалистами, а также продолжить свое музыкальное образование у лучших преподавателей наших стран.
— А Вы считаете, музыкант обязательно должен иметь образование? Разве не достаточно таланта и усердия? Ведь Бах и другие гениальные композиторы не учились в консерваториях...
– Без знания основ, теории музыки хорошим композитором не станешь. Те же Бах, Моцарт, Бетховен родились в семьях музыкантов, с младенчества воспитывались в музыкальной атмосфере. У Гайдена отец хоть и был каретником, но хорошо пел и играл на арфе, все члены семьи Шуберта играли на разных музыкальных инструментах, часто устраивали домашние концерты.
В прежние времена обучение музыке входило в систему домашнего воспитания детей, кроме того, огромную роль в системе европейского музыкального образования играла церковь. Сегодня эти традиции утеряны.
Но если во многих западных странах в программу общеобразовательных школ включена довольно приличная музыкальная подготовка, а частные уроки музыки стоят очень дорого и считаются престижными, то в России сейчас закрывают музыкальные школы и училища. При этом ничего взамен не предлагают.
Конечно, не так много людей мечтают стать музыкантами, но наши граждане лишены возможности получить какое-то другое эстетическое образование. Поэтому в нашей стране так мало людей, разбирающихся в музыке, живописи, других видах искусства. Почему серьезная музыка не востребована в нашем обществе? Потому, что её нужно понимать, в ней нужно уметь разбираться, а этому надо учиться. Надеюсь, наш фестиваль хоть в какой-то мере восполнит этот пробел.
Кстати, в нашей стране музыкант учится дольше всех: в музыкальной школе (причем параллельно с общеобразовательной) – в среднем семь лет, в училище – четыре года, в консерватории - пять. А потом еще и долгий путь к успеху, который приходит далеко не к каждому. Поэтому склоняю голову перед теми, кто выбрал эту профессию.
— Вы не только известный музыкант, но еще и успешный администратор. В разное время Вы были директором ТЮЗа, худруком ансамбля «Тюльпан», министром культуры Калмыкии, в настоящее время возглавляете ГУ «Калмконцерт». То есть о проблемах культуры можете рассуждать с точки зрения и чиновника, и творческого человека. На Ваш взгляд, что нужно изменить в этой системе, чтобы в корне исправить ситуацию?
— Советское государство воспитало нас иждивенцами. Мы, выходцы из СССР, привыкли к тому, что кто-то другой все решает за нас – сколько концертов давать в год, где и когда, на какие расходы рассчитывать, порой даже репертуар составляли чиновники. И в других сферах жизни мы во всем полагались на советскую власть. Об этом рассказываем своим детям и внукам, которые в свою очередь стали считать, что государство обязано их содержать. Страна изменилась, а мы никак не можем до конца осознать, что назад пути нет.
Надо менять наше сознание, давно пора думать и работать самостоятельно. Не ждать, что кто-то поможет, а самим предпринимать какие-то шаги. Постоянно развиваться, совершенствоваться, а не использовать на протяжении десятилетий устаревшие методы работы.
На Западе у министерства культуры нет таких функций как у нашего ведомства. Там чиновники лишь способствуют, к примеру, развитию международных связей между учреждениями культуры, организации крупных международных мероприятий. А у нас в этой сфере за прошедшие два десятилетия мало что изменилось.
— В России многие люди сейчас ностальгируют по СССР. А как Вы относитесь к советскому прошлому?
— Да я уже запутался, чего больше в моем отношении к тем временам: то ли тоски по молодости, то ли досады на систему. Но часто думаю, как многого я был лишен из-за «мудрого руководства» компартии. В западных странах, к примеру, компьютерами пользуются уже лет сорок, а у меня только недавно появился. Сколько я мог бы сделать, будь у меня тогда такие возможности, в том числе технические! У нас даже хороших музыкальных инструментов не было.
Но прошлое есть прошлое, его не вернуть и изменить нельзя. Что толку сожалеть, надо взять оттуда все лучшее и идти дальше.
— В списке Ваших сочинений огромное количество работ: симфонии, концерты, музыкальные циклы, пьесы, мюзиклы, музыка к песням, спектаклям и другое. Откуда Вы черпаете вдохновение?
— От людей. Попадешь в новый круг общения, встретишь интересных собеседников, пообщаешься с друзьями, близкими, и тебя обязательно переполняют какие-то чувства, эмоции, которые уж очень хочется выразить. И тогда рождается музыка.
— Вы являетесь и автором Государственного гимна Калмыкии...
— Интересная вышла история. О том, что в республике объявлен конкурс на его создание, я не знал, так как в то время находился за пределами Калмыкии. Мне позвонила народный поэт Калмыкии Вера Шуграева и предложила принять в нем участие. И так получилось, что каждый из нас работал в отрыве друг от друга. Я не знал, что пишет она, а она понятия не имела, что сочиняю я. Когда вернулся домой, мы встретились. И оказалось, что стихи прекрасно ложатся на музыку. Нам и менять-то ничего не пришлось.
Аркадий Манджиев. Фото Николая Бошева
И сегодня когда слышу его исполнение, каждый раз думаю, что все правильно сделал, в соответствии с музыкальными канонами и национальными традициями. Хотя сочинил за короткое время. Вот что значит азарт и вдохновение (смеется)!
— Вы бываете в Монголии, Бурятии, Тыве. Знакомы и дружны со многими талантливыми людьми. А кого из современных молодых музыкантов – исполнителей, композиторов, Вы бы отметили?
– Не стану перечислять имена, вдруг в спешке забуду упомянуть кого-то и тем самым обижу человека. Скажу лишь, что в последнее время стараюсь больше общаться именно с молодыми музыкантами. У них есть чему поучиться. Они совсем другие, не такие зашоренные, какими были и остаемся мы, более смелые в своих стремлениях, мыслят по-другому.
— В последние годы наши народы все больше тянутся друг к другу, налаживаются и расширяются культурные и деловые связи. Как Вы думаете, сможем ли мы преодолеть границы и расстояния и сохранить свой этнос?
— Я часто шучу, что калмыки не откололись, не ушли, а остались на охране северо-западных границ ханства. А если серьезно, то нас, конечно, мало, поэтому мы и тянемся друг к другу. Чтобы выжить, сохранить себя, одного желания мало. История разбросала наши народы по разным государствам и частям света. Нужно, чтобы появился настоящий лидер, великий человек, который сможет преодолеть эти границы и сплотить наши народы.
У нас есть общее прошлое, традиции, религия. Наверное, именно культурные, а в дальнейшем и экономические связи смогут нас объединить и помочь сохранить себя. Да и Интернет нам поможет (смеется).
Я заметил, что среди молодежи наших народов появляется все больше девушек и ребят, стремящихся изучить свою историю, язык, традиции. Они впитывают эти знания, и многие из них знают уже больше, чем мы. Это меня радует и вселяет надежду.
Вы заметили интересную тенденцию: чем больше мир глобализируется, тем чаще люди обращаются к своим истокам. Наверное, это происходит потому, что в толпе легко потеряться, раствориться. А каждый народ хочет сохранить себя, каждый человек – выделиться из массы. Чем можно выделится среди 7 миллиардов людей? Показать то, чем ты будешь интересен другим народам, чем можешь обогатить другую культуру – знаниями, накопленными своим народом.
— И музыкой?
— Конечно. (Смеется) Запад-то практически изжил себя в музыкальном смысле, а Азия только начала раскрывать миру свой потенциал. Нам есть куда двигаться, развиваться, у нас огромный простор для творчества. И в музыке мы сильны именно национальными традициями. Поэтому в рамках «Пентатоники» будут проводиться концерты исполнителей фольклорной музыки и песен.
— Будет ли востребована в ближайшем будущем музыка, которую Вы так упорно продвигаете?
— Время «двух притопов, трех прихлопов» медленно, но все же уходит. Даже в шоу-бизнесе уже наметилась тенденция к более серьезным работам. Думаю, что со временем все станет на свои места. Все проходит, а музыка, как известно, остается. Так уж повелось, что человек должен сперва наесться, а уж потом он начнет думать о высоком.
Да, люди стали слишком меркантильными, доводят себя до изнеможения в погоне за материальными благами. Нужно учиться тратить не больше, чем тебе действительно нужно. А вся эта роскошь, излишество не приносит умиротворения и ощущения счастья. Человек купит себе «ягуар», построит трехэтажный дворец, сделает карьеру, а более счастливым не становится.
— А Вы богатый человек?
— Очень. Но только друзьями. Посмотрите, у меня простенький, дешёвенький мобильник. Надо мной люди смеются: мол, Аркадий, ты что, не можешь купить себе приличный телефон? Отвечаю: а зачем? Вот у Вас всех есть смартфоны, вы сутками напролет ковыряетесь в них, а мне телефон нужен только для того, чтобы нажать кнопку вызова и сказать: «Менд, давно не виделись, выезжаю». И все, вперед к друзьям, в Монголию, Бурятию, в Америку, Европу. А вам со своими мини-компьютерами некогда голову поднять и посмотреть, как прекрасен мир, как много хороших людей, как мало осталось времени, чтобы увидеться с ними.
— Вы часто грустите?
— В последнее время – да.
— О чем?
— Время уходит, а так много хочется успеть сделать.
— Каковы Ваши планы? Чем думаете заняться в ближайшем будущем?
— Воспитанием внуков.
— Вы стали дедушкой?
— Еще нет. (Смеется) Но Вы же спросили о планах на будущее, а в них – воспитание внуков.
— Чему Вы будете учить их?
— Музыке. Хочу передать им все свои знания, все, что накопил за эти годы.
Справка
Аркадий Манджиев родился 14 декабря 1961 года в пос. Комсомольский Республики Калмыкия.
Работает в различных жанрах: пишет песни, мюзиклы, музыку к драматическим спектаклям, инструментальные концерты, произведения для различных инструментов, симфонии, вокально-хоровые произведения и другое. Автор Государственного гимна Республики Калмыкия.
Член Союза композиторов РФ, президент Международной Ассоциации монгольских композиторов, председатель художественного совета Союза композиторов и композиторов – мелодистов Республики Калмыкия. Автор проекта «Международный фестиваль современной музыки монголоязычных народов «Пентатоника».
А. Манджиев – инициатор и участник ряда авторских и благотворительных концертов, оказывает профессиональную помощь самодеятельным композиторам, музыкальной молодежи.
В сюжете: МанджиевискусствомузыкаПентатоника