Быть ли метро в Улан- Баторе?
Железная дорога и вообще пути сообщения это- нынче камень преткновения не только экономического развития Монголии, но и политической борьбы.
Интервью с министром дорог и транспорта - А.Гансухом.
- Как развивается ситуация с железной дорогой? Мы понимаем так, что железная дорога во всех местах будет ширококолейной?
- Да, это так.
- А от Таван толгоя до Гашуунсухайт?
- В 2010 году была утверждена программа развития железнодорожного транспорта, которая предусматривает широкую колею. На данный момент, принято несколько правовых документов определяющих ширину колеи. Утверждена ширина 1520 мм.ВГХ в 2010 году принял комплексную программу, которая предусматривает создание Единой системы внутренних железнодорожных путей. Эта система естественно должна иметь единую ширину колеи. В 2009 году, во время визита российского президента Медведева Д.А. была подписана Декларация о стратегическом сотрудничестве между Монголией и Россией. Было достигнуто соглашение о том, что дальнейшие работы станут вестись с учётом ширины колеи 1520 мм. Таким образом, в 2010 году было уже два правовых документа, которые закрепляли эту ширину колеи. Но, в то же время, нами была учтена одна особенность. Если предприятие горной промышленности сразу выдаёт продукцию на экспорт по путям ведущим к границе и если у этих путей нет соединения с основной железнодорожной сетью, тогда Великий Государственный Хурал может собраться и принять решение об исключении из общего правила, - такая дорога будет узкоколейной, что бы упростить и удешевить прохождение грузов через границу с Китаем.
До сих пор эксперты, политики, исследователи, журналисты и другие лица высказывают свои мнения и позиции о том, какая должна быть ширина колеи. Все обсуждают экономическую эффективность того или иного решения, но документы закрепляют ширину колеи в 1520 мм. Высказывать своё мнение каждый может, у нас свободная страна.
Говоря о железнодорожном транспорте, надо сказать, что нами была создана компания «Монгольские железные дороги», которая будет отвечать за все государственные проекты в сфере железнодорожного транспорта. Как и Улан-Баторская железная дорога, это компания находится в госсобственности.
Она создаёт свои дочернии компании. Одна из них: «Новые железные дороги», в которой головная компания будет иметь 51%, 49% будут иметь инвесторы, приглашения которым мы разослали. Свои предложения предоставили 20 компаний из 12 стран. В ближайшее время будет утверждён краткий список, из которого и будут отобраны инвесторы. Сейчас мы выбираем инвесторов, будем с ними договариваться и утвердим с ними процентное соотношение участников.
- Планируемый объём строительства очень большой. Россия за 20 лет построила только 1 000 километров железных дорог, а Монголия планирует за 3 года построить 2 000 километров. Это очень много. Какова будет политика государства? Это будет один проект?
- Да, это будет один проект. Компания, которая будет этим заниматься тоже одна, это компания «Новые железные дороги», а инвесторов может быть сколько угодно.
- Когда произойдёт тендер? Есть ли в нём российские участники?
Тендер произойдёт в ближайшее время. Постараемся успеть до конца апреля. Россияне представлены в одной совместной Российско-Английской компании.
- Вы подробно рассказали какими актами нормируется ширина колеи железных дорог Монголии и каковы перспективы их развития, а какими документами регулируются взаимоотношения с российскими железными дорогами? Я, например, слышал, что общую железную дорогу до сих пор называют монголо- советской?
- Регулируется документом 1949 года. Вот уже двадцать лет мы обсуждаем поправки и изменения в нём.
- Удивительный факт. А есть ли какие-нибудь планы по реконструкции данной дороги? Ведь она очень извилистая неровная, есть перепады по высоте, что влияет на скорость движения по ней и в полной мере как транзитная она служить не может.
- Монгольская сторона делает свой вариант предложения и у российской стороны есть свое видение, нужно только соединить эти предложения. В этом плане работа идет.
- До революции в Монголии был водный транспорт. Есть перспективы развития его сейчас?
- Нет, пока нет.
- Монголия предоставляет свой флаг морским судам?
- Под флагом Монголии сейчас ходит около ста судов. Проблем с ними нет.
- Мы слышали, что за несколько лет все аймаки должны быть соединены с Улан-Батором дорогами с асфальтовым покрытием?
- Это так. Сейчас шоссейные дороги проложены в девять аймаков. Осталось двенадцать. Шесть будут присоединены в этом году. Три в 2014-м и три в 2015 году.
- А на поддержание существующих дорог затраты большие?
- До 40 миллиардов тугриков ежегодно. (около 30 млн. долларов США)
- Какова концепция развития транспорта в Улан-Баторе?
- Мы сейчас стараемся создать все условия, чтоб люди пользовались не личным, а общественным транспортом. Создаём в городе обстановку комфортную для него. Сейчас идет процесс развития общественного транспорта.
- Есть ли планы строительства метро?
- Да, такие планы есть. Около 1,5 миллиардов долларов будет стоить планируемая линия, но за метро отвечают городские власти. Это их сфера ответственности.
- Какие ближайшие шаги в развитие транспорта планирует сделать Правительство?
- Новое Реформаторское Правительство больше всего уделяет внимания нашему новому министерству. 570 миллиардов тугриков (порядка 400 млн. долларов США) будет потрачено в этом году только на то, чтобы соединить 6 аймаков с Улан-Батором асфальтированной дорогой. На новые железные дороги пойдет 300 миллионов долларов. Так же мы покупаем три новых самолета компании Boeing, один 767 и два 737 на сумму 240 миллионов долларов США для международных перевозок. С внутренними рейсами надеемся частные компании справятся сами.
- Так же до 2016 года с помощью Японии в долине Хушигт, это в 57 км от Улан-Батора, будет построен новый аэропорт.В этом году мы планируем заниматься развитием всех видов транспорта. Финансовые вложения составят порядка одного миллиарда долларов. А если рассматривать и железную дорогу, то затраты в транспортные проекты достигнут 5 миллиардов долларов. На данный момент мы самая капиталоёмкая отрасль монгольской экономики.
- Соответствующие решения Великим Государственным Хуралом и Правительством уже приняты. Ожидаем решение о финансовой составляющей покупки самолётов. С 1 мая начнутся реальные созидательные работы. Финансирование начнется через Банк Развития, частично будут использоваться правительственные бонды, которые были туда вложены.
Источник: mongolnow.com
В сюжете: железная дорогаМонголиядорога