Бурятского депутата Турбянова никто из коллег не поддержал
Бурятские депутаты объективно редко “восстают”, а все предложения, в конечном итоге превращаются в дешевый популизм. Впрочем, иногда случаются и исключения. Леонид Турбянов, депутат Народного Хурала, считает, что необходимо в экстренном порядке решать следующие ключевые вопросы – пролоббировать прокладку магистрального газопровода в Китай через территорию Бурятии, заняться нефритовой отраслью, защитить Байкал, выработать государственную политику по развитию сельского хозяйства...
- Леонид Дашеевич, сразу же хочу выложить боль сельчан. В редакцию часто звонят, обращаются как руководители СПК, так и фермеры. По их мнению в системе АПК бардак. Особенно жаль фермеров малых сел, которых обнадежили, велели за денежки бизнес-планы написать и взять кредиты в коммерческих банках, мол, все вернется через программу поддержки малых сел. А потом власти взяли и кинули их, свернув эту программу. Крупные хозяйства жалуются, и на беспредел всяческих контролирующих органов, и на непонятное шарахание минисельхоза РБ. Сейчас в народе говорят, что проблемами села сейчас занимается только Хамбо лама. На Ваш взгляд, куда сейчас движется сельское хозяйство республики? И движется ли вообще?
- То, что сейчас имеет место в АПК республики: шарахание из стороны в сторону, сворачивание и разворачивание программ, недовольство селян – всё это результат того, что в России нет государственной политики по развитию сельского хозяйства и по развитию сельских территорий.
Всё расплывчато и размыто. Правительство РФ не имеет концентрированного понятия того, как поднять село, сельское хозяйство. Да, в республике есть государственные программы по АПК, но, абсолютно отсутствует четко выраженная государственная политика, которая четко ставит задачу: чем конкретно и как должна республика заниматься сельским хозяйством с учетом традиций, природно-климатических условий.
И правильно сегодня сельские жители жалуются, что они не могут понять, на чем им конкретно надо базироваться для того, чтобы определить перспективы развития своего подворья, фермерского хозяйства, кооператива, коллективного хозяйства.
Что имеем сейчас? В Народный Хурал внесён проект закона о господдержке сельского хозяйства, где закладываются обещания, что этот законопроект окажет поддержку всем: и дачникам, и садоводом, и пчеловодам и так далее и тому подобное. Но, исполнение этого обещания – нереально. Считаю данный проект надо обсудить в районах республики с сельхозтоваропроизводителями и выработать план развития производительных сил на селе.
- Вы сейчас критикуете правительство РБ?
- В данной ситуации я наоборот критикую Народный Хурал. За семь месяцев работы в парламенте я пришел к следующему выводу. Прежде чем критиковать исполнительную власть, самому Хуралу надо научиться правильно, грамотно, профессионально работать. Последняя сессия это наглядно доказала. Депутаты не смогли сделать профессиональный анализ отчета правительства РБ, отчета и исполнения закона о социально-экономическом развитии республики за 2013 год. Хотя народные избранники были обязаны привлечь общественность и независимых экспертов и сделать профессиональный анализ деятельности исполнительной власти.
- Значит сейчас Хурал не может, не в силах?
- Сегодня по моим наблюдениям Хурал не нацелен на такую качественную работу. А это очень плохо. Так что деятельность бурятского парламента я оцениваю ниже средней. Депутаты должны напрямую работать с народом и решать проблемы народа через Хурал. Сейчас этого нет, и я сегодня выражаю недовольство работой нашего Хурала.
- Даже Хурал в вопросах селян не разбирается. Между тем руководство РБ то свинокомплекс открывает, то птицефабрику желает, то в Тарбагатайском районе от голода и холода более 300 коров погибает, то малым села в поддержке отказывают. Может, подскажете, какой должна быть та самая государственная политика по сельскому хозяйству, которой сейчас в помине нет?
- Объектовые постройки в АПК, будь то молочно-товарные фермы, или свинокомплекс - это всё, конечно, хорошо. Но, это не государственная политика. Это всего-навсего освоение денег. Строительство спорткомплексов, торговых центров и тому прочее - – это не экономика.
Экономика должна иметь систему. Вот если мы говорим о сельском хозяйстве, то эта система должна работать через прямую связь, взаимодействие исполнительной власти с профессиональными структурами с одной стороны, и с производственными структурами с другой стороны. Нужно создать профессиональные структуры –Ассоциации животноводов, растениеводов и овощеводов. Профессионалы этих Ассоциаций как раз-таки и будут вырабатывать единое мнение, какому направлению в данный момент дать приоритет в развитии, в поддержке. Производственных структур (кооперативы) в каждом районе должно быть, как минимум пять - снабженческие, кредитные и сбытовые кооперативы, а также кооперативы по переработке сырья и МТС (технические станции). Связка: исполнительная власть – профессиональные структуры – производственные структуры обеспечит заслон коррупции, не допустит принципиальных ошибок в стратегии, а уж тем более в тактике по реализации государственной программы в сельском хозяйстве.
Кто развязал войну за Байкал?
- Леонид Дашеевич, на неделе депутат заксобрания Читы… забил в набат. Он предлагает распустить Байкальскую группу депутатов Госдумы, которые, по его мнению лоббируют интересы бизнесменов, желающих открыть на Байкале урановое производство. Что на это скажете?
- Да, сегодня есть реальная угроза от определенных лиц, пытающихся через внесение изменений в «Закон о Байкале» добиться разрешения ведения хозяйственной деятельности в в центральной экологической зоне озера Байкал.
Вообще, в последнее время отношение к мировому наследию озеру Байкал стало непонятным. Федеральная структура, которая находилась на территории Республики Бурятия потеряла свои полномочия контроля и регулирования водных ресурсов озера Байкал и ушла на территорию Красноярского края. Понятно, кто это пролоббировал тот, кому нужно, чтобы вода Байкала постоянно использовала по его желанию, чтобы работали Иркутская, Братская, Усть-Илимская и недавно запущенная в эксплуатация Богучанская ГЭСы. Это всё интересы Дерипаски.
Таким образом, остается констатировать, что сегодня идет борьба за Байкал как за экономический объект. Этот факт. Тогда мы должны четко задать вопрос нашим государственным деятелям: Байкал это водохранилище или Байкал это природный объект? Если по их мнению Байкал – это водохранилище, то тогда пусть они это обоснуют и сделают публичное заявление. И тогда народ поймет, что Байкал стал экономическим объектом, стало быть и будет эксплуатироваться как водный ресурс, и отношение к нему будет соответствующее.
А если государственные мужи декларируют озеро Байкал как уникальный природный объект, то у власти на повестке дня должен быть один важнейший вопрос – сохранение Байкала в том виде, в каком его создала сама природа. Соответственно, власть должна не прогибаться под интересы бизнеса а наоборот ужесточить требования к эксплуатации Байкала и его ресурсов.
Безусловно, становится страшно, когда какая-то группа людей пытается Байкал превратить в экономический объект. И здесь нужно противостоять всем миром и восстановить федеральную структуру по контролю и регулированию озера Байкал на территории Республики Бурятия. И это должен быть единый орган, а не так как сейчас около 18 федеральных структур федеральных структур занимаются вопросами контроля и надзора за Байкалом.
- В свое время общественность республики сумела сплотиться и добиться того, чтобы нефтепровод в Китай прошел как можно дальше от Байкала…
- Разумное всегда побеждает. Теперь же настал решительный момент, чтобы вновь прислушаться к разуму и добиться газификации республики.
- Именно с этим предложением Вы выступили на недавней сессии Народного Хурала. Но, глава республики не поддержал, а Ваше предложению по всемерному развитию нефритовой отрасли в республике он вообще назвал «неперспективным» направлением.
- По первому вопросу. Он прав лишь в одном, что специально вести трубу только в Бурятию – экономически не оправданно.
Я же предлагаю совершенно иное решение, рациональное и экономически выгодное сразу для четырех регионов.
Раз государством поставлена задача строительства газопровода в Китай, то тут есть единственное политически грамотное решение - не прокладывать трассу газопровода по северу Сибири в зоне вечной мерзлоты и малонаселенности, а пустить его транзитом через Иркутскую область, Республику Бурятия, Забайкальский край и Амурскую область. И здесь экономическая выгода очевидна, дешевый транзитный газ охватит 4 миллиона россиян, проживающих на данных территориях.
Сегодня руководителям Иркутской области, Республики Бурятия, Забайкальского края и Амурской области, депутатам Государственной думы и сенаторам СФ надо обратиться к руководству Российской Федерации с ходатайством о строительстве газопровода, который удовлетворит интересы 4 миллионов россиян.
- Но, кроме вас никто об этом никто не говорит. Все молчат, и не понять, то ли не до конца понимают, то ли противостоят. Почему все молчат-то?
- Так вот о чем я и говорю. Надо выступать, будировать и срочно решать вопрос.
- Как вы, думаете, многие Вас поддержат?
- По крайней мере, считаю, что все, кто разумен, понимающих необходимость данного варианта газопровода в республике – предостаточно. Точно также большинство понимают, что в Бурятии нужно развивать нефритовую отрасль.
В своем недавнем выступлении в Хурале я сказал, что в стране есть газовые республики, алмазные республики, алюминиевые и энергетические. А Республика Бурятии, имея 90% запаса нефрита Российской Федерации, сидит не у дел, сделала вид, что ничего не видит и ничего не замечает. Эту политику надо менять. Мы должны, обязаны заняться нефритом, тем более, что рынок сбыта нефритовой продукции и нефритового сырья составляет почти три миллиарда людей. Это Китай, Япония, Индия да и вся Азия.
Почему-то какие-то оффшорные кампании занимаются нашим нефритом, а родная республика не может заняться родным нефритом!
Было довольно-таки неплохое постановление правительства РБ по развитию нефритовой отрасли. Оно выражалось как концепция на 2009-2011 годы. Но, реализация этого постановления по непонятной причине приостановлена.
Никто не говорит, что мы прибыль от нефритовой отрасли получим завтра-послезавтра. Но, мы обязаны разработать долгосрочную программу развития данной отрасли. Уже сегодня можно закладывать фундамент, решать вопрос подготовки профессиональных кадров: геологов, маркшейдеров, умельцев по изготовлению изделий из нефрита.
Занимаясь нефритом, разработав долгосрочную программу, республика остановит разгул преступности на рудниках, ведь мы уже имеем жертвы. Прекратится неорганизованная добыча нефрита, люди будут честно, открыто работать, не будет нынешнего бардака. В общем, нужна политическая воля, государственная политика в этом вопросе.
Комментарий АРД:
Воля нужна не только политическая. Это к слову... А жители Бурятии давно привыкли к тому, что депутаты местного парламента в большинстве своем "хуралят" по принципу "как бы чего не вышло". Для них, любимых. И неважно, вопрос ли это о нефрите или другом полезном ископаемом.
Главное... Все наши слуги народа о людях думают в последнюю очередь. Трусливо дают отказ по законопроекту о детях войны, без шума и пыли секвестируют социалку, сворачивают программу по поддержке малых сел, чуть ли не с удовольствием "впереди планеты" всей переименовали президента РБ в главу и т.д. и т.п.
Про бурятский язык уж и вспоминать смешно..
Лишь под большим нажимом общественности как-то хуральцы воспротивились предложению Наговицына и Чепика открыть на Байкале игорную зону. Но, это решение еще не окончательное. Ведь не зря даже член Общественной палаты РБ некто... ратует, чтобы эту зону все-таки открыли.
Депутаты Хурала трусливо отказываются рассматривать боль рабочих ЛВРЗ, коих беспощадно сокращают с 1 июля 2014 года. А уж утверждение тарифа на капремонт 7,70 рубля за квадратный метр жилплощади - это вообще позор Хурала. В соседнем Иркутске от 3 рублей, в Питер от 1, а в нищей Бурятии - 7,70.
Народ такое вряд ли простит. А может быть... народу уже все равно. Он ведь ничего не решает.
Как он и не простит то, что хуральцы утвердили себе любимым нехилую добавку к своим и без того нехилым пенсиям. Вот такие пироги.
К сожалению, и по предложению Турбянова большинство хуральцев стыдливо отмолчались. А вдруг им боком выйдет...
Справка
Леонид Дашеевич Турбянов, член Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по бюджету, налогам и финансам, руководитель фракции «КПРФ». В послужном списке Леонида Дашеевича – работа на многих отвественных постах, в том числе – на посту председателя комитета Верховного совета Бурятской АССР; первого зампреда Бурятского банка Сбербанка РФ, главы администрации Тункинского района; заместителя председателя правительства Республики Бурятия по вопросам агропромышленного комплекса. Награжден медалью "За трудовое отличие" (1972). Почетное звание «Заслуженный экономист Республики Бурятия».
В сюжете: БурятияХуралдепутатыкак всегда