Чему могут научиться разведчики у шамана?
В следующем месяце сильнейшие шаманы мира соберутся на Юкатане – решать важные для всего человечества вопросы. Как пишут в соцсетях: «будут просить у духов мира и благополучия нашей планете». Накануне отъезда сибирский шаман, которому предстоит представлять на этом мероприятии Россию, нашел немного времени ответить на вопросы АРД о том, какими путями приходит избранный к подобной непростой миссии. И каково это – быть шаманом в сегодняшнем обществе.
Аухат Манешев, житель Новокузнецка – коренной сибиряк. Интересно, что сам свою национальность он обозначает не иначе как словом «сибирга» (сибиргин). На просторах удивительной земли Сибирь, возможно, со временем действительно сформируется некая новая этническая общность от смешения разных народов в едином «котле». Правда, от самого народа, к которому принадлежит Аухат – уже мало что осталось. Около 150 человек...
Впрочем, не это стало предметом нашей с Аухатом беседы сейчас. О творчестве, о жизни и безжалостном даре шамана – вот о чём пока согласился рассказать колоритный персонаж реальности совершенно не постижимой для логики. Забегая вперед, отмечу ещё, что «в миру» Аухат – художник, работающий с этнической темой (а еще и «старый рок-н-ролльщик»). И «пока сохнут холсты» – герой сегодняшнего интервью отвечает на вопросы онлайн.
О Международном сборе шаманов «Встреча Традиций» (9-21 сентября 2014 г.), куда вскоре направляется Аухат: «Вы в одном месте встретитесь с посвященными жрецами и ахменами майя, шаманами и курандеро севера и юга Мексики, США и России. Каждый из них – Мастер. И у каждого из них Вы сможете получить знания, и с их помощью расширить границы восприятия окружающего мира и своего места в нем. Чтобы изменить мир к лучшему – мы должны сперва измениться сами. Пришло время перемен, - считают многие шаманы. Время объединения Орла с Кондором, Севера с Югом. Родилось поколение, способное воплотить это намерение единения. Орел должен видеть. Кондор должен подняться. И, когда они объединятся, говорят шаманы, это будет означать начало Новой Эпохи. InLaKech, AlaaKen. Ты – это я, я - это ты». В анонсе этого мероприятия Аухат Манешев указан как носитель тувинской традиции шаманства…
- Я открыт. Можно поговорить – пожалуйста, пока сохнут мои холсты. Любые вопросы – кроме табу.
- А что будет табу?
- То, что может навредить людскому сознанию и психике.
- Хорошо. Аухат, как произошло, что Вы стали шаманом? Это Ваша профессия?
- Это просто родовая… можно назвать – обязанность. Я родился со сросшимися пальцами на ноге – большим и рядом с ним. Деды определили – в роду появился сильный шаман-птица. Это было, когда мне давали имя… А моя профессия – художник-скульптор.
Из работ Аухата Манешева, береста, роспись. Фото Фейсбук.
- Откуда Вы родом? Там где Вы родились, сильны шаманские традиции?
- Есть народы малочисленные - они растворяются. И есть те, у кого начинается жесткая обособленность. Я из вторых. Мы просто уже легенда.
- Какой это народ?
– Это «пятая рука гуннов». Плюс женщины из народов Сибири. Адская смесь. Это я - из сибирга.
– Что значит – «пятая рука гуннов»?
- У шамана – три руки, а четвертая – из-за плеча. Но есть еще пятая рука. А мой народ – это те, кто ушли из-под Китая и нашли жен в Сибири. Да посмотрите на мои фото – я типичный представитель. Мы себя гуннами не называем. Это был этнос кочевой культуры.
– Иными словами, Вы сибиряк?
- Я есть Сибирь.
Пресса Новокузнецка интересуется Аухатом давно... Фото Фейсбук.
- А кто передавал Вам шаманскую традицию? Кто Ваш учитель?
- Мой дед был жирчи - то есть песенник. Они ждали, когда в роду появится шаман. Моё имя переводится как «шаман из умного рода».
- С какого языка?
– Древнетюркского. То, что написано на каменных стелах – уже новояз... Наверное, моё имя – на «прототюркском». Праязык. Это мой родной язык, кстати.
“Был на берегу реки, камушки подобрал. Ну и разрисовал. Легко, и каждый рассказывает - что на нем нарисовать”. Из записей Аухата Манешева на Фейсбуке.
– То есть Вам уже с рождения был уготован путь шамана? Но Вас миновала так называемая «шаманская болезнь»?
– Простите, вам станет плохо, когда услышите...
- Что именно?
- Меня с двух лет держали в лесу. Это просто такая «школа шаманов».
- Специальная школа? А кто там преподает? Это тайное место?
- Не знаю – не объясняли. Просто был 1957-й год. Старики верили…
- То есть? Это связано с историческими событиями в СССР того времени?
- Я родился в 57-м году. Это Сибирь. Старики думали - конец маразму. Ошиблись. Бывает. Думали – род Сеок возродится. Нас ведь уничтожили практически – в 32-м году.
- Род Сеок уничтожили за шаманство?
- Род Сеок – «кость». Я - “кость сибиргинова”. Нет, не за это. Просто мои прадеды считали что колхозы – это бред.
Из записей Аухата Манешева: «Даже коллективизацию тридцатых годов шаманы успешно пережили. Просто шаманы выбирались председателями. Так было во всех национальных лакунах. Коммунисты об этом имели смутное представление».
- А как Вы сам называете себя - шаман? Или, может быть, кам? Или еще как-то? Например, буряты и монголы называют таких людей - боо...
- Я себя называю просто художник. А другие – кам, боо… ну, и так далее.
- А как Вы стали художником? Что пишете? Образы «приходят сами»?
– Художником я родился. Хотя у меня и есть с трудом полученное художественное образование. Да, образы приходят сами.
Всегда хотелось соединить в одно – МИФ… ЯЗЫК... ИСКУССТВО... отец ЛОСЬ, несущий на своих рогах будущих бала-детей, и птица, которая и приносит в мир дух живых существ, но когда приходит время, она их и уносит... Из записей Аухата Манешева.
- Вы довольно широко известны в регионе как шаман.
- Да. Чересчур известен. Хотя и скрываюсь.
- К Вам обращаются люди за помощью?
- Чаще всего – с разными болезнями идут.
- А есть у вас разделение на белых и черных шаманов? Вы сам так разделяете? Или на деле - нет разницы?
- Во мне есть и от черного, и от белого… Да, вообще нет таких - ни белых, ни черных. Это зависит просто от того, в чьи руки это попало.
- Это зависит от личной морали того человека, кому дар перешел по наследству?
- Да.
- А что Вам позволяет Ваша личная этика? К примеру, Вам предлагали когда-нибудь использовать Ваш дар в «неправедных» - с Вашей точки зрения - целей? И как Вы с этим справлялись?
- С нами в Мексику как «ученые» официально едут 30 сотрудников ГРУ. Ты знаешь, что это такое. Хотят у нас поучиться… Ну, тем лучше. Посмотрим на этих мальчиков. Они нас недооценивают. С нами им не справиться. Говорю без бахвальства. Орел видит всех гиен... И мне все равно, что инет отслеживается. Пусть меня боятся.
- И чему они, к примеру, могут научиться? Если у них нет наследственного дара – чему?
– Жанна, я гораздо страшнее и сильнее, чем ты думаешь. Прости, разошелся тут… Ну, к примеру, есть техники, чтобы из мертвой рыбы сделать живую...
- Вы это умеете?
- Табу.
- То есть, Вы умеете это, но не делаете - потому что табу?
- Когда на твоих глазах появляется медведь – уметь надо.
- А медведя в ваших краях часто можно встретить?)
- Это юмор сибирский. Про «домашнего медведя». На самом деле у меня живут пять кошек. Я их обожаю! В них сила.
- А какая у Вас семья?
- Жена у меня русская. А кого за себя взять? Из своих не могу – все сестры. В городе я только формально «живу». Да и Новокузнецк – дикое смешение народов.
- А дети у Вас есть? Им не перешел от Вас дар шаманства?
- Это вторая моя жена. От первой есть сын. Кстати, живет в Мехико. Руки у шаманов длинные)) Сын налаживает там связи. Поэтому я туда еду. Сын – не шаман, но в историю рода войдет. Может, тебе это непонятно…
- А Вы относите себя к приверженцам тенгрианства?
- Это Сибирь. Я родился тенгрианцем. Это одно и то же.
Из постов в фейсбуке Аухата: «Кстати, тенгрианство – это религия, и всегда было религией. В отличие от шаманизма, который имеет место быть внутри любой религии – хоть в буддизме, хоть в христианстве, хоть в тенгрианстве. Именно поэтому есть шаманы, исповедующие буддизм, и есть шаманы, исповедующие тенгрианство. Вот чего я точно не уважаю – это попытки шаманов собраться в организацию по принципу какой-то церкви».
- Обряды у всех тенгрианцев мира - похожи?
- Без сомнения. Есть только одно различие. Ты воспринимаешь мир – как конструируемое или как переживаемое в себе. Любой человек воспринимает мир в рамках своей когнитивной комплексности. Но можно и шире.
- А Вы – переживаете этот мир в себе?
- Да. Порой это мучительно.
Имидж заставил. Это же был фестиваль джаза, а я – вокал группы «Сибирская ассамблея». Но музыканты были лучшие с разных городов Сибири. Все с международными титулами. Фото лет 20 назад – весь этот джаз… Из записей Аухата Манешева.
- С какой миссией Вы сейчас едете в Мексику? Что вообще Вы лично хотели бы донести до мира? Нужна ли сегодня вера в Тенгри (Тэнгэри)?
- Это тот вопрос мы и будем решать в Юкатане.
– А Вы сам – в чём сегодня видите роль или значение тенгрианства? Для людей и для себя и, может быть, для чего-то (кого-то) еще?
- Это выживание наших народов. Это идентичность. Мы не Арабские Эмираты. Мы – это этнос. Я давно уже не делю братьев по нациям. Мы – единый этнос кочевой культуры. Рождённый ещё до Сибири…
Из записей Аухата Манешева:
«Самый непопулярный пост. Сын, помнишь 89-й год? Весна. Я открываю окна как в кино оттепели 60-х годов, настежь. И не верю. С тобой пускаем мыльные пузыри. Звучат голоса первых рокеров на русском языке. И я тебе говорю: «Это ненадолго. Но пока дяди там это разрешают – давай пускать мыльные пузыри!». И вот пришло время, когда это запрещено. Прости, сын. Я делал все. Но это Россия».
«Мальчишки конца шестидесятых... Смотри, чтобы сын осенью не бегал по тонкому льду, как делали мы. Главное было – успеть пробежать до берега, а сзади одни льдинки. Успел-не успел. Но мамы этого не знали и не видели. Детская тайна.
А меня, по традиции, в 2 года на коня посадили. Деды были дореволюционные. Да, покой, уют, счастье. Бабушка моя телеутка. Ну еще бы - какой экстрим: бегать по кукурузному полю, изображать телят. По которым председатель стрелял дробью. Главное – успеть упасть, как дробинки секли листья. Но если попало – тихонько от взрослых выковырять дробинки. И не плакать. Позор.
Лучшие воспоминания для мальчика...
Самая страшная тайна в том, что воспитанный в родовой общине, я попал в развитой социализм. И начал бить одноклассников – за приспособленчество и трусость перед школьной шпаной. А шпану – за их террор к одноклассникам. И так до 7-го класса – пока не понял, что все они калеки, которых искалечило советское общество. Прошло время, и меня уже взрослые мои братья поблагодарили. Что не полез в уголовку – «Мы, как младшие, пошли бы за тобой». А то ко мне уже приглядывались серьезные в их среде люди. Но я их «кинул» - говоря их же языком.
Да тут еще мы росли без родителей. Мать умерла, когда мне было 8 лет, и два младших брата. Отец куда-то исчез. Какая тут блатота? Их же растить надо нормально. Ну, кое-чего не совсем хватало. И не пожалуешься. Сам заявил – нас не разлучать, теперь я глава. Ну, все в традициях...».
День города в новокузнецке. А тут мы вместе с амиго из эквадора. Он менеджер группы музыкантов из Латинскои Америки. Он гордо повесил на себя мой амулет:
«О веселом.
Лет 15 назад. Север, минус 50. Живу в Карамо, преподаю селькупам их орнаменты, учу делать этно бересту. Привозят из Лондона корреспондента Нейшинал Географик, князь селькупский просит меня побыть шепкула сомана (шаманом). Соглашаюсь – надо помочь финно-уграм.
И вот ночь, где-то волки веселятся, спецкор с переводчицей из России – у меня. Настроены на «увидеть крайнюю дикость». Промашка вышла. Включаю музыку, авангардный джаз из Америки, и в терминах психологии рассказываю про шаманство: трансперсональная психология ...когнитивная комплексность и т. д. Первой не выдержала переводчица ...упала от переживаний в обморок. Сам спецкор утратил дар речи, только мычал.
После их отъезда мы всем поселком долго смеялись. В поселке живет одиннадцать человек. Дикари мы, однако.
Но иногда быть дикарем удобно.
Хабаровск, краеведческий музей, хочется все потрогать, копье там, пальма называется. Лодка из бересты. Пострелять из лука. Ну кто разрешит – это же экспонаты. А я с другом, он – небольшого роста, монголоидной внешности. Он шорец. Одеваю белый пиджак, распускаю волосы по плечам – буду индейский вождь. Проездом из Канады. Друг – «японец», переводчик с моего языка, ибо «я из резервации и говорю только на своем».
Нас сопровождали по экскурсии все сотрудники музея. И они все были счастливы. Я тоже – можно брать все в руки и изучать предметы культуры МОХЕ. А наш тюркский весьма сошел за «одживейский». И под конец – роспись в книге почетных посетителей. От меня – «СВЯЩЕННОЕ БЕЛОЕ КРЫЛО». Полный восторг сотрудников, и чай был хоть куда. Приятно людей делать счастливыми…».
Амулеты, изготовленные художником “несущим Свет”, говорят, защищают от воздействия темных сил...
«На территории постсоветского пространства нет ни одного светского государства. В нормальном смысле. Появились бандитские. К примеру, Россия или Украина. Клановые – типа Киргизии, Туркменистана. Казахстан – скорее всего гибрид бандитско-кланового государства. И совершенно правильно боится тенгрианства. Также как раскола в обществе – на покорных аллаху (читай – покорных власти) и СВОБОДНЫХ людей, которые хотят решать и принимать ответственность за свою судьбу сами.
Времена, конечно, меняются. И на смену откровенным бандитам пришли их наследники. Образованные, чистенькие, вежливые, с улыбкой на лице – ЖУЛИКИ. Эти уже научились как восточные «гуру» – молоть вздор без запинки, с таким оккультным туманом, диву даешься. Да и глаза такие честные ...время идет».
«Мне приходится встречаться с аудиториями по две-три сотни человек. Причем очень жёстко против меня настроенных. Но проходит час, два – и они мои друзья. Я выхожу и думаю о своих предках. Я – никто против них. Выйти к воинам, которые готовы вступить в схватку с дьяволом – и уговорить их вступить в войско и подчиниться. Нет, я по сравнению с предками – не тяну».
«Сегодня встречался с волками. Один был черный, а трое – серые. Они меня обнюхали и сказали – ты наш. Потому что не в крысиных бегах, как большинство людей – за симуклярами тождественными их личным желаниям».