Жить без камней в сапогах
Воистину, бурятская женщина - женщина с большой буквы. Она может быть яркой на сцене, поднять трех сыновей, заниматься самыми разными делами, с достоинством перенести тяготы жизни и ВЕРИТЬ. Интервью АРД с Инной Шагнаевой, мамой, певицей, пресс- секретарем Буддийской Традиционной Сангхи России.
- Что означает ваш уход в буддизм?
У каждого человека своя история судьбы, свой путь к пониманию вечных истин и к осознанию необходимости, потребности в духовной практике. У меня этот путь получился долгим и необычным. Кто-то уже рождается в семье, где вера и религиозная практика являются традицией. Кто-то лишь со временем находит ту философию, которая становится основой его жизни.
К духовным поискам меня привела грустная история моей любви и недолгого супружества. К сожалению, время лечит не все раны… В 27 лет в мою жизнь пришло одиночество, которое длится вот уже 20 лет. И вместе с новыми страданиями в мою жизнь пришла, наконец, религия… Теперь я могу сказать, что эти тонкие раны мои уже затянулись, но все же по-прежнему живут в моем сердце - выпавшие испытания и тонкие страдания невозможно вычеркнуть из памяти… Они и подвигли меня на духовные поиски.
Шаманизм, с которым я жила с самого рождения, не давал ответы на мои вопросы. А мне важно было понять и узнать, как остановить колесо острых кинжалов страданий своего незрелого ума…
И вот в один из тягостных дней тяжелейшей депрессии после смерти мужа в феврале 1993 года я, наконец, обратила внимание на христианские передачи на местном телевидении. И депрессия начала понемногу отступать, и шаг за шагом, от передачи к передаче, маленькие росточки веры стали прорастать в моем сердце...
Но еще в сентябре 1992 года у меня произошла удивительная, просто фантастическая, встреча, внешне совершенно случайная, с Его Святейшеством Далай-ламой XIV, в последний день, в последние часы его последнего визита в нашу страну.
Это происходило у крыльца здания ныне Народного Хурала. Глава Республики Бурятия Л. Потапов пригласил Его Святейшество на прощальный торжественный обед. И мы, около двух десятков счастливчиков, узнав через знакомых об этом событии, толпились тогда в ожидании встречи на выходе.
И вот, когда Далай-лама уже собирался сесть в машину, чтоб отправиться в аэропорт, верущие стали просить благословить их. Признаться, меня тогда на эту встречу привело обыкновенное любопытство, никак не вера. Хотя сегодня понимаю, что все было не случайно. Так вот, пожимая руки впереди стоящих, возбужденных мирян-буддистов, он вдруг протягивает мне, стоявшей вообще в третьем ряду, позади всех, свою правую руку. И, улыбаясь, что-то говорит… Мы смотрим в глаза друг другу, и я чувствую полное онемение всего тела… Я впала в ступор, поскольку совершенно не ожидала такого поворота! Окружающие тоже замерли, практически с ужасом смотрели на меня, ведь по буддийским меркам свершилось практически чудо, а я стою как вкопанная и не подаю руки Его Святейшеству! Картина очень напоминала финальную сцену в «Ревизоре» Н.В. Гоголя. Замешательство длилось несколько секунд, и тут моя тетя схватила его за руку, и только тогда я смогла ухватиться за большой палец Учителя... Я так долго трясла Его Святейшество за руку, пока он сам не остановил меня… Это был шок… Через 5 минут после его отъезда прямо посреди площади Советов у меня, у моей тети и еще одной незнакомой женщины случилась истерика… Мы так громко рыдали, что прохожие просто шарахались от нас… И с того момента, как-то неосознанно, у меня появился интерес к философии буддизма. Я даже написала тогда, студентка III курса истфака БГПИ им.Д.Банзарова, курсовую работу о Далай-ламе как о духовном Учителе и лауреате Нобелевской премии мира.
Но, к сожалению, в тот момент хотя бы до поверхностного понимания основ Учения Будды, мне оказалось еще очень и очень далеко. Оглядываясь назад, всегда думаю, от скольких ошибок я себя уберегла бы, если уже тогда начала бы стараться хоть что-то понять в буддизме… Но меня впереди ждали еще 10 лет трудного пути, пути вне Дхармы.
Но несмотря на то, что я почти не понимала о чем идет речь в книгах Елены Рерих и Бидии Дандарона, все же скупала всю буддийскую литературу, что выходила в тот период. Ведь тогда вся прогрессивная общественность, интеллигенция нашей страны широко отмечала юбилейную дату - 250-летие со дня официального признания буддизма в СССР.
До 1998 года я изучала наследие Рерихов, труды Елены Блаватской, постоянно ходила на разные лекции и встречи с интересными людьми в Национальную библиотеку, выписывала массу соответствующих книг, журналов, газет и продолжала изучать христианство. В общины не вступала, в церковь не ходила, хотя знакомые и незнакомые люди часто звали меня вступить в те или иные христианские организации. Но мне просто нравилось читать Библию, Псалтырь, труды христианских святых и вдохновляться Божественным Словом - шел анализ, и вместе с ним происходила определенная «перезагрузка».
Осенью 1998 года я открыла для себя ведическую философию. И именно эта культура, наконец-то открыла мне глаза, для самой себя открыла потенциал ума и сознания. Поняв, наконец, что все проблемы созданы в уме и в нем же разрешаются, я с огромным вдохновением приняла в свою жизнь духовную практику. И всегда буду благодарна судьбе за эту встречу с уникальной философией Сознания Кришны. С его последователями у нас в Бурятии я все эти годы очень дружу, и они меня по-прежнему вдохновляют на возвышенную духовную практику. Пусть это звучит пафосно, но так оно и есть. Мне нравится такое умонастроение.
И вот летом 2002 года я попадаю, опять таки случайно - не случайно, на лекции ученика Его Святейшества Далай-ламы XIV Геше Джампа Тинлея, который на простом языке, с помощью прекрасных ассоциаций и метафор, практически на пальцах, легко и доступно, понятно объяснял сложнейшие (это для меня, конечно, сложнейшие) основы буддийского мировоззрения, философии и практики. И в какой-то момент я вдруг поняла, что именно философия Сознания Кришны дала мне возможность так легко понимать и воспринимать буддизм, и что все, что говорит Учитель, мне уже невероятно знакомо! И в тот день на первой лекции он сказал: «Когда готов ученик, тогда и появляется Учитель». Это было в точности про меня.
И я с легкостью и радостью приняла буддийскую практику как особый путь для моего внутреннего развития, потому что этого я очень хотела, и мне это было интересно. Я приняла духовную практику как долгожданное и драгоценное лекарство ото всех моих невидимых ран, болезней ума, накопившихся в течение всей этой многотрудной жизни, подробности которой нет смысла раскрывать.
Приняла как путь, который освобождает меня от негативных мыслей, гнева, от обид, неправильных воззрений, и медленно, но верно – освобождает от всевозможных страданий, делая ум мой сильнее, потому что в сансаре невозможно быть идеальным. Мое сердце со временем стало сильнее, руки крепче и увереннее, ведь у меня три сына, и в отсутствие их отцов я должна воспитать их мудрыми и сильными, надежными и позитивными, потому что я узнала, наконец, цель своей жизни.
Будучи в шаманизме, я чувствовала огромное ментальное давление, всевозможные страхи, переживала внутреннее тонкое рабство, которое еще больше привязывало меня к своим страданиям. Я была тихой и забитой, пугливой и замученной жизнью худышкой. Буддизм и творчество дали мне крылья и силу.
21 год я его изучаю, и 11 лет он является моей главной опорой и основой жизни. Мне нравится осознавать, что в сердце моем нет ядовитых семян зависти, злобы, ненависти, цинизма, высокомерия, скупости, жадности, эгоцентризма, обид и обидок. До буддизма я очень часто злилась, кого-то ненавидела и о-о-о-очень сильно могла обижаться! Но никогда не завидовала и никому не желала зла. Думаю, что такой опыт также должен был быть, иначе я не понимала бы, как на самом деле легко жить без этих камней в сердце, «без камней в сапогах». И никто и ничто уже не крадет мои силы и не сжигает мои добродетели. Я не идеальна, но просто хочу быть нормальным человеком.
Буддийская практика, если она выполняется правильно, в свой день и час, открывает все закрытые двери – и тайные и явные, спонтанно исполняя благие желания и лучшие мечты, а бесстрашие и уверенность в своих силах становятся вечным спутником… Потому что знаешь, если ты искренне служишь Дхарме, то в нужный момент сама Дхарма встает на твою защиту.
Буддизм дал мне долгожданные ответы на все вопросы, успокоил мой пылающий и страдающий ум, дал возможность увидеть жизнь в другом измерении, в других аспектах, в других взаимосвязях…
И сейчас, работая в Пресс-службе Хамбо ламы, в Иволгинском дацане – центре буддизма России, в самом сердце Буддийской традиционной Сангхи России, понимаю, что весь мой предыдущий путь во всем его многообразии был долгой и серьезной подготовкой для успешной работы в этом очень непростом и невероятно ответственном месте.
- Вы как-то рассказывали мне о том, что все свое золото отдали в пожертвование?
Такая моя не привязанность к золоту, бриллиантам и прочим дорогим украшениям имеет под собой философское обоснование Вед. Если я не украшаю свое тело драгоценностями, это не значит, что у меня нет денег. Просто у меня к золоту нет интереса, как нет интереса к компьютерным играм, к «Дому-2», программе «ХБ», к воровству, убийству и т.д. Даже к славе и популярности, хотите, верьте, хотите, нет… Это правда, пусть это и покажется кому-то ненормальным.
Так вот, Веды говорят, что мы в этой своей жизни пребываем в последней, самой худшей эпохе очередного огромного циклического временного отрезка в миллиарды лет под названием «кальпа» - в Кали-юге. Это эпоха духовной деградации человечества. Не буду описывать все ужасы этой эпохи, которые должны будут произойти ближе к ее концу – по ведическому летоисчислению через 427 тысяч лет. Говорится, что сама Кали-юга началась всего лишь 5 тысяч лет назад. Ужасы современной нашей с вами жизни общеизвестны. Самое удивительное то, что об этих кали-южных нравах было рассказано мудрецами Бхарата-Варши (Индии) еще задолго до наступления этой эпохи. Миллионы йогинов совершали специальные многолетние жертвоприношения, чтобы не рождаться в Кали-югу, потому что было известно, что в эту эпоху рождаются только падшие души, религия же, духовные принципы едва будут держаться на одной ноге из четырех, не будет условий для совершенной духовной практики и т.д.
Так вот, Хозяин, Властелин этой эпохи Кали, говорится, распространил свою особую власть на золото, на незаконные сексуальные отношения, на женщин, войдя в них на тонком уровне. И сказал, что он будет управлять людьми через них, развращая их ум, тело, речь, повсеместно уничтожая благость и религиозность.
Но наша Кали-юга, в которую мы живем, в соответствии с ведической астрологией и философией, считается Золотой Кали-югой, которая наступает один раз в тысячу таких Кали-юг, потому что именно в нее нисходят из духовного мира, сострадая человечеству, сонмы Духовных Учителей, приносящих Знание, распространяющих его на благо всех живых существ. Поэтому в буддийских молитвах говорится, что Будда Шакьямуни добрее всех остальных миллиардов Будд, потому что только он один согласился прийти в это самое тяжелое время. Как известно, следующий Будда, Будда Майтрейя, которому ежегодно буддисты мира посвящают Майдари хурал, снизойдет только в конце Кали-юги, чтобы начать новый цикл, новую Благую Эпоху, которую в Ведах называют Эпохой Благочестия, Мира, Гармонии и великой Духовности – Сатья-югой.
Если человек силен в своей духовной практике, то никакое золото и драгоценности не будут развращать его ум. Он видит в нем лишь благородный металл, один из самых лучших на земле, который с благодарностью он может поднести Божествам.
Если же человек не обременяет свой ум хотя бы каплями духовного Знания, строит свою жизнь на принципах 10 черных грехов, то все его драгоценности, золотые украшения считаются украшениями мертвеца, имеющими такую цену, которую имеют тлен и прах. Так говорят Веды.
Я очень люблю украшения, но с 2003 года не ношу таковые лишь из золота, предпочитая серебро. И, действительно, именно в тот год, без малейшего сожаления, как пожертвование, я отправила все свое золото в Индию, одному тибетскому монаху-Учителю для изготовления лекарств, с пожеланием блага всем живым существам. Я не стала писать своего имени на конверте, как сделали другие, мне это было не важно. И очень рада, что мой друг тогда правильно понял меня, потому что в том конверте были и подаренные им красивые золотые серьги. Вот так.
- Как вы относитесь к тому, что люди культуры, спорта, звезды телевидения и прочие идут в политику?
- Я не могу знать истинные мотивы этих людей, истинные причины таких решений. Но попытавшись поразмышлять, на ум пришли такие мысли – все это происходит от очень сильного недостатка любви в личной жизни человека, идущего в политику, серьезно!
Конечно, большинству из нас не хватает счастья и так же сильно не хватает настоящей любви, внимания, заботы, сердце всегда ждет признания. Кому-то хочется признания в виде славы, всеобщего уважения, почитания его статуса, чина, положения, хочется популярности, обожания и даже определенной зависти со стороны бывших конкурентов, старых обидчиков, коллег, обижавших некогда одноклассников, однокурсников и т.д.
Когда из сердца уходит любовь, или ее все еще нет, то эту пустоту нереализованности обязательно должно занять нечто, что удовлетворит ум и эго. Для кого-то этим нечто становится политика, публичность которой, хорошая материальная обеспеченность во всем, и еще некоторые приятные обстоятельства, очень сильно мотивируют личность и дают ей силы бороться за «доходное место» аж до «хруста позвонков», как удивительно образно было написано в одном печатном издании.
Когда человек всем сердцем любит сам, и очень любим своими близкими людьми, ему нет дела до политики, вся его жизнь проистекает в служении своей семье, в радостях и заботах каждого дня. И ни один день счастливого человека не бывает пасмурным, даже если на улице идет холодный дождь, а небо укрыто черными тучами. Такой человек живет в другой реальности. Удовлетворенные в личной жизни люди в политику не идут точно. Странно звучит, наверное, но мое мнение таково. Только высокий порог желаний рождает высокие амбиции. Как говорится, кому что.
Но поскольку кто-то должен заниматься государственными делами, эта сфера всегда обеспечена многочисленными кадрами, и от желающих нет отбоя. И даже если сначала депутат или чиновник был одержим патриотизмом и заботой о благе народа, то в скором времени, он вынужден принимать существующие правила игры. И поскольку природа политики изначально пронизана суррогатной заботой о благе общества (влияние Кали-юги!), в ней никогда не было гармонии, обычной реальностью здесь становится недоверие друг к другу со всеми вытекающими последствиями - подводными течениями, камнями за пазухой, иллюзией порядочности. Вся мировая история развития института государства свидетельствует об этом. Поэтому чего уж тут удивляться, что все чаще и чаще наш народ голосует за своих потенциальных избранников, что называется, «ногами».
Узнаваемых деятелей культуры, спорта, медийных лиц, это же известно, просто «закупают» те или иные партии. Самим им совершенно не под силу в одиночку пройти даже начальный уровень предвыборного «сита», каким бы сильным ни было желание что-то изменить в стране или в своем городе. Это никогда не становятся настоящими политиками. Просто своим присутствием, именем, лицом и достижениями им надлежит обеспечивать рейтинг своей партии-патрону, отрабатывая гонорар, старательно делая вид, как будто что-то очень важное они делают в своих комитетах, разбираются в теории и практике развития экономики, да и государственного развития в целом. Как правило, обычно у них и не берут серьезных интервью. Что-то дельное и интересное могут сказать из обозначенной вами категории, только журналисты, это настоящие «акулы» пера.
Привыкшие в своей профессиональной деятельности находиться в постоянной зависимости от продюсера, режиссера, тренера, редактора, не все могут быть свободными в своем политическом развитии. Да и каждый ли из них, за исключением тех же журналистов, изучал макроэкономику, юриспруденцию, международные отношения, банковское дело, политологию и прочие непростые науки, да как минимум, на должном ли уровне они знают историю России, литературу, чтобы хотя бы элементарно владеть собственной энергией речи, и при этом ведь надо знать, о чем говорить.
Если брать на нашем местном уровне, то подозреваю, что такие личности идут как технические кандидаты, чтобы, у кого надо уменьшить количество драгоценных голосов в пользу определенной личности.
- Вы сами когда-то имели отношение к партии "Яблоко". Посему ушли из политики?
- Да, я имела некоторое и недолгое отношение к политике, в частности, к партии «Яблоко».
В 1994 году, заканчивая исторический факультет БГУ, дипломную работу решила писать по политологии. У доцента Бориса Петровича Крянева, руководителя Политико-консультативного Совета при Президенте Республики Бурятия. Это было очень интересное время и трудное во всех отношениях. Тема моей работы называлась «Формирование политической власти в России и Бурятии на переходном этапе. Роль и значение политических партий». Мне было безумно интересно окунуться в эту стихию государственной политики. Я была весьма наивна, как и многие рожденные в СССР в тот момент еще не понимавшие, что живем уже в другом государстве и чужая идеология пришла править бал. Я была весьма патриотична и сострадательна, такая вот «пионерка-комсомолка-коммунистка» в одном флаконе.
В 1994 году, сразу же после окончания университета, была приглашена работать в предвыборный Штаб одного уважаемого в Бурятии экономиста и общественного деятеля. Это были первые выборы в Народный Хурал. Мне было очень интересно работать в этой команде, мне ведь дали понюхать политического «пороха»! Это так завораживало мой незрелый, все еще студенческий ум! Победа тогда была почти уже в наших руках, и тут мы столкнулись с тем, что сегодня уже всем знакомо и никого не удивляет – угощение в день выборов водочкой, пирожками, раздача лекарств старикам, организованные подвозы избирателей к участку, вбрасывание доп.бюллетеней в ящики, сговоры с кем надо, агитация конкурентов чуть ли не у входа на участок и т.д. Но вот черного пиара, заказных статей-компроматов вроде бы не было. Это уже точно появилось на следующих выборах, в 1998 году, на выборах Президента Бурятии и депутатов в Народный Хурал. Тогда я уже поработала в Штабах аж четырех кандидатов. Теперь мне уже нравилось просто быть певицей, участницей концертных программ и агитатором со сцены. Но вот очень недолгая работа в Пресс-центре одного из кандидатов меня сильно расстроила, я на практике увидела, как действуют известные принципы Николо Макиавелли. Интерес к политике начал постепенно угасать. В мою жизнь пришло творчество, и меня унесло в другую Вселенную.
Но вот в 2003 году все-таки не смогла отказаться от предложения поработать в партии «Яблоко». У меня была хорошая зарплата и хорошая мотивация. Григорий Явлинский мне нравился еще со студенческих лет. Почему бы и не соприкоснуться с партией такого человека? О карьерном росте и внимании со стороны руководства я даже и не думала, просто нравилась сама идея. При поддержке лидера агинских «яблочников» я попала на учебу в Международную школу политики при Совете Европы (Московская школа политических исследований Елены Немировской). Меня весьма впечатлили встреча и короткое общение с Джорджем Соросом (поскольку я была единственная женщина-азиатка, он обратил на меня внимание, но узнав, что я из России, деликатно не стал продолжать разговора), возможность напрямую общаться с лидерами российской и международной политики, в том числе и с Михаилом Ходорковским. Но поскольку я не была активной участницей обсуждений, встреч с модератором в своей группе, на следующие семинары я не была приглашена. Так закончилось мое путешествие в мир высокой международной политики.
Также я принимала активное участие в создании нового регионального отделения партии у нас в Бурятии и впервые в истории РДП «Яблоко» в Республике Саха-Якутия. После завершения предвыборной кампании в декабре 2003 года работа в партии по сложившимся обстоятельствам мною была завершена.
Старшие дети уже самостоятельные, очень хорошо помогают и заботятся о младшем братике, и я постепенно начинаю возвращаться к науке.
- Что сейчас волнует вас в жизни больше всего?
- Если больше всего, то мои дети. Все остальное вторично. Даже творчество. Новая моя разноплановая работа в Иволгинском дацане и в Сангхе России идет легко, не спеша, в хорошем коллективе, с хорошей мотивацией и с полной профессиональной отдачей. Здесь меня ничто не беспокоит.
- Как складывается ваша личная жизнь сейчас? Чем вы заняты?
- Я не замужем добровольно – вот так интересно и необычно можно выразить мой статус. У меня есть три замечательных сына – моя опора и моя радость каждого дня.
Один замечательный друг в самый-самый трудный момент протянул мне руку помощи, о которой я даже и не могла подумать. Своей поддержкой он фактически вытащил меня из затянувшейся многолетней вялотекущей депрессии, с которой все эти годы шла непримиримая война. Наконец-то я встретила мудрого и доброго человека! Но мы с ним просто друзья, которым приятно общаться друг с другом каждый день, в чем-то помогать, просто смеяться, о чем-то рассуждать. Как-то в Фэйсбуке я прочитала: «Когда нет желания сделать его своей собственностью, когда просто приятно видеть и слышать его, когда он радует тебя своей мудростью, ты просто наслаждаешься Творением Бога…» Мне очень нравится такое необычное состояние…
Я переехала в деревню под Улан-Удэ! И мне так безумно нравится этот деревенский быт, эта тишина, уединение, красивые пейзажи вокруг, восходы и закаты, линия горизонта, цепи гор, свежий воздух, простор, трава... Здесь все располагает к творческой работе, и я очень рада этой неожиданной и такой долгожданной перемене. В город приезжаю только по необходимости.
Фото: https://www.facebook.com/photo.php?fbid
В сюжете: буддизмИнна Шагнаеваперсоны