В России наступает время делать бизнес "по-азиатски"
Он консультирует людей из самых "верхов" России и знает много секретов самых разных управленцев. Бронислав Виногродский, переводчик восточных философских трактатов и автор книг по управлению, — о необходимости сближения с Азией и том, как он гадает топ-менеджерам по «Книге перемен». А также - 5 книг о секретах бизнеса в Азии!
“Чему русские бизнесмены учатся у азиатов?”, рассказывает журнал “Афиша” в интервью с Брониславом Виногродским.
— Пишут, что вы являетесь советником руководителей крупных корпораций, а также руководителя департамента правительства Москвы. Это так?
— Да, бывают периодически такие дела, это правда. С самого верху приходят.
— Среди ваших услуг для управленцев есть гадание и прогнозирование по «Книге перемен». Какого рода прогнозы можно получить таким образом?
— Люди хотят разных советов — будет ли благоприятна сделка, стоит ли связываться с человеком… И с помощью «Книги перемен» я высказываю некую точку зрения на то, чем является сложившаяся ситуация. Но у меня нет приемной, куда вы можете прийти, заплатить 233 условные единицы и получить консультацию. Просто приходят знакомые или от знакомых и задают вопросы. И дают за это какие-то деньги — сколько сами захотят. Лучше копеечку за это взять, как когда ножик даришь. Как вы это оцените — все равно, это не по прайс-листу. Тут я выступаю как Дон Корлеоне — дело не в деньгах, а в отношении.
— Как вы вообще начали заниматься консультированием бизнесменов и управленцев?
— В значительной степени сыграли роль мои книги, направленные в сторону вопросов управления в топ-сегменте: «Китайские мудрости на пути правителя», «Искусство побеждать». Все российские попытки вздернуть на себя западные принципы менеджерской корпоративной культуры очевидно терпят поражение. Они плохо ложатся на нашу действительность. Офисный планктон, технологии принятия решений, всякого рода тесты, тренинги, полиграфы и прочая бредятина здесь совершенно неэффективны. Китайские способы управления просто более глубоки в осмыслении того, чем являются человек в деле и дело в человеке. И поэтому люди здравомыслящие, каковыми часто являются владельцы бизнесов, глубже копают и ищут новые подходы к собственному делу.
— Сегодня российская власть и общество все активнее отдаляются от Запада. Приведет ли это к большему сближению с Азией?
— Неизбежно приведет. И на это есть много причин, и не только скорого и конъюнктурного характера, а значительно более глубинных. Украинский кризис и санкции — скорее повод поговорить и поразмышлять о том, как развиваются наши отношения с Азией. У нас есть ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), проводились какое-то время назад совместные военные учения с китайцами, есть разного рода деловые связи — но все это только какие-то отдельные подходы, осознания необходимости более серьезного общения России с Китаем еще не произошло. Хотя, по здравом рассуждении, оно нужно! Но сегодняшний политический мир здраво ведет себя крайне редко.
— То есть пока наши связи с Азией недостаточны?
— Россия все время пытается себя объяснить через православно-византийские корни, которые связаны с римско-католическими, и при этом абсолютно забывает и не осознает, например, серьезнейшее тюркское влияние на российскую цивилизацию. К тому же Китай и Азия в целом более близкие России соседи, чем Европа, — с Китаем у нас самая большая сухопутная граница. А когда ты столетиями живешь рядом с кем-то бок о бок, но делаешь вид, что вы и не знакомы, — это ненормально. Нам нужно осознанное построение более тесных отношений на годы и века. А пока только и слышно это вечное блеяние о том, захватит нас Китай или не захватит. Какая-то жалкая и подловатая позиция, при которой мы на Китай накладываем свои поведенческие модели.
— Есть какие-то ценности, которые нам нужно перенять в их культуре?
— В первую очередь — отношение со временем. В Азии время — это ощутимый процесс. Это одновременно и невероятно долгая длительность, и кратчайшая вспышка — и фотон, и квант. Умение чувствовать, что ты являешься проводником времени, единицей вечности, — то, чему надо учиться. А у огромного количества людей в России «есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь». Я и сам люблю эту песню петь, но вообще-то, по уровню мудрости — это все, знаете ли, высокий совдеп.
— Китайская управленческая модель вызывает в голове такие ассоциации, как система цензуры «великий китайский файервол», компартия и адские условия труда на фабриках. Нам точно стоит брать с них пример?
— Ассоциации эти довольно примитивные, не отражающие действительного положения дел. Не стоит брать напрямую пример с этих явлений. Да, в коммунистической партии ничего особенно хорошего нет, но при этом нужно понимать, что в Китае значительно более комфортная и безопасная среда обитания для обычного человека, чем в России со всеми ее понтами.
— То есть бедные китайские дети, которые сутками сидят в темных цехах и шьют штаны нам, европейцам, — это миф?
— Это не меньший миф, чем эти так называемые мы — европейцы. Моя оценка российской действительности — психиатрическая. Социалистическое время было параноидальным. Сейчас оно шизофреническое, с совершенно нарушенными представлениями людей друг о друге. Влияние Европы на наше постсоциалистическое сознание, обуреваемое постимперской тоской, понятно. С развалом Советского Союза все туда рванулись за долларами и обложками глянцевых журналов. Но европейскость российского мышления и культуры очень относительна.
Наша самоидентификация с Европой — фальшивая, в реальности она так и не сложилась. Самоидентификация русского человека в первую очередь языковая, а не по крови, обряду или религии. Ты являешься русским, если разделяешь ценности русскоязычной языковой культуры.
А шизофрения заключается в том, что англосаксонская парадигма, которая сегодня является мейнстримом, давит и наскакивает на русского человека, вносит в нашу жизнь какое-то огромное количество бредовых неологизмов, не стыкующихся с русским языковым пластом.
Другое противоречие — в дореволюционной аристократической культуре, с одной стороны, был барин православный, а с другой стороны, он говорил на романском языке, принадлежащем католической культуре. При этом русская деревня все время унижалась в сознании людей, а при социализме и вовсе были разрушены все обряды, через которые человек мог любить свою землю. Ведь любовь к земле должна иметь форму — символическую, обрядовую.
В результате каждого русского человека все эти пласты, как разбитая мозаика, осколками больно режут изнутри. Посмотрите вокруг себя — вы увидите мало гармоничных, пышущих здоровьем и радостью людей, которые были бы уверены в своей позиции, — я даже не говорю про уверенность в стране, это сложно в нашей ситуации. А все потому, что нет понимания того, что такое национальность и как относиться к другим, отсюда и табуированность огромного количества явлений — политических, денежных, гендерно-сексуальных. Отсюда и вся эта бредовая законотворческая деятельность последнего времени.
— Психологи считают, что нельзя вылечить больного, если он сам не хочет. Российское общество совершенно не хочет быть вылеченным, оно ликует.
— Была такая миланская школа семейной системной психотерапии Мары Сельвини Палаццоли. Она лечила человека, приглашая его на прием только вместе с семьей. По ее мнению, психиатрическая болезнь — это не болезнь личности, а болезнь, которая возникает как следствие нарушения системы коммуникаций вокруг личности, и исправить проблему невозможно, не поменяв эту систему. Любопытно, что на ее приемах семья всегда пыталась дисквалифицировать психотерапевта, показать ему — ничего ты нас не вылечишь. Так и Россия.
С одной стороны, она все время говорит: «Лечите меня, доктор, лечите! Где же эти люди, которые решат наши проблемы?» А с другой стороны, как только кто-то дергается в эту сторону, она кричит: «Ах ты сволочь, попался!» Нельзя действовать впрямую. Людям нужно предложить какие-то другие игры, кроме тех, в которые они играют. Человек может не хотеть играть, но втянуться, а игра меняет человека. Иногда общество встает перед неразрешенными проблемами и в полной беспомощности хочет хоть чего-то другого.
— И сейчас такой момент?
— Нет, сейчас мы уже с этим моментом пролетели. Еще 10 лет назад я говорил о серьезных грядущих изменениях: давайте что-то делать, пока есть время, чтобы в 2014 год правильно въехать, он сильно все поменяет. И теперь люди, с которыми я это обсуждал, говорят мне: «Броня, ну вообще великий, так все предсказал!» Ну и что — въехали в итоге в полный хаос и неосознанность. Но я все равно персонаж оптимистический вне зависимости от происходящего.
5 книг о секретах бизнеса в Азии
- Ли Куан Ю «Из третьего мира — в первый. История Сингапура 1965–2000».
Воспоминания выпускника Кембриджа, отца Республики Сингапур и сингапурского экономического чуда, иконы либеральных экономистов и дипломатов. Очень важная книга — крайне сложно переоценить влияние этого человека на регион и его экономику.
- Элизабет Экономи «By All Means Necessary: How China’s Resource Quest is Changing the World».
Книга о том, что стремительно развивающаяся экономика Китая значит для остального мира. Экономика этой страны требует колоссальных ресурсов — и авторы рассказывают, как Китай исхитряется их добывать.
- Джо Стадуэлл «How Asia Works».
Американский журналист, за два года объездивший регион вдоль и поперек, разрушает мифы об азиатском бизнесе и экономическом чуде. И сводит теорию успеха к определенным правилам ведения политики землевладения, промышленности и финансов.
- Джон Осборг «Anxious Wealth: Money and Morality among China’s New Rich».
Портрет китайских нуворишей, нового для этой страны класса, про который вспоминают, когда приводят данные о самых быстрорастущих рынках вина, туризма или современного искусства.
- Джо Стадуэлл «Asian Godfathers: Money and Power in Hong Kong and Southeast Asia».
Пантеон азиатского бизнеса: перепись серых кардиналов экономического чуда, людей, которые управляют финансами Юго-Восточной Азии. В 1990-х годах в списке 25 самых богатых людей планеты было 8 человек из этого региона, все они не любят публичность, и чтобы написать о них «Asian Godfathers», ее автор работал в регионе 15 лет.
Фото: mag.afisha.ru
В сюжете: Азиябизнесбизнес-модель