Тайцзун - великий император Степи и Китая
Задолго до Чингис-хаана, в далекие времена, великая империя Тан пыталась стать объединителем невозможного.
Император Тайцзун, по китайски – Ли Шиминь. Родился в 599 году нашей эры, был из рода известного полководца Ли Юаня, из знатной семьи табгачей – окитаенных сяньбийцев. Долгое время Ли Юань и его сын воевали с Восточным Тюркским каганатом, и в итоге завоевали его.
Условия, в которых Тай-цзун пришел к власти, были катастрофическими: за годы правления предыдущей династии Суй население Китая сократилось на 2/3. Это было итогом опустошительных войн как внутри государства, так и голода, и постоянных войн с тюрками.
Однако Ли Шиминь был первым правителем в практике китайской истории, который помимо поддержки крупных землевладельцев, выступил в защиту крестьян, ремесленников, купечества, интеллектуалов, не получивших доступ к конфуцианской правящей верхушке, а также мелким и средним феодалам. К своим преобразованиям он привлек также значительную часть тюрков. Как писал Лев Гумилев, Ли Шиминь был практически первым правителем, который как Александр Македонский, пытался сопоставить несопоставимое – культуру Великой степи и оседлого Китая.
При Тайцзуне завершается складывание феодального централизованного государства. Этому способствовали реорганизация государственного аппарата, введение обязательных государственных экзаменов для отбора на чиновничьи должности, укрепление армии, составление кодекса законов.
Правление Тайцзуна связано с первой в истории Китая попыткой создания синтетической культуры, объединяющей китайскую цивилизацию со степными кочевниками. Миллионное население Великой степи стало главной социальной базой для преобразований Ли Шиминя, считавшего себя в равной мере как императором китайцев, так и каганом степняков. Ближайший круг советников Тайцзуна составляли китайские (даосские и конфуцианские) мудрецы, в том числе Вэй Чжэн, Фан Сюаньлин и Ван Гуй, а также степняки, отобранные по критерию личной преданности (в их числе однорукий уйгурский военачальник Киби Хели и тюркютский царевич из рода Ашина Шени). Политика Тайцзуна, сохранявшая национальную идентичность народов степи, породила в Китае интерес ко всему тюркскому; был издан китайско-тюркский словарь, даже в столице империи Чанъане появились юрты по образцу степных.
В моду династии Тан входило все степное. Ученики Конфуцианской веры читали стихи про “голубую юрту”. Дамы в Чанъане ходили в тюркских нарядах.
Как позже писал советник тюркских каганов Тоньюкук – “Я был рожден и воспитан в государстве Табгач, для служения империи Тан”. В 649 году великий Тайцзун умер. А потом, в 682 году, началось великое восстание тюрков во главе с Кутлуг-Эльтериш Билге кааном. Но это уже другая история...