Балбар Лама: до 1947 года не было у меня обуви, ходил босым
Балбар лама лечит людей, применяя методы тибетской медицины. Приехал в девяностых годах из местности Шэнэхээн, Автономного района Внутренней Монголии, КНР, принял подданство России.
Недавно АРД опубликовал рассказ писателя и ламы Тенчоя “Балбар- лама и злая собака”. Это история вызвала живой интерес наших читателей. Поэтому мы представляем так же интервью с известным бурятским лекарем тибетской медицины.
- Уважаемый Балбар лама, Ваша жизнь полна драматизма и характерна людей двадцатого столетия. Расскажите о себе, будет интересно нашим читателям, особенно молодым.
- Родился я в 1926 году в селе Зугалай Агинского округа в семье бедняка. Братьев и сестер родилось много, но выжили трое: сестра и двое братьев. Отца звали Галдан, маму – Долгор. Мы из рода Хуасай. В дни нового года по бурятскому календарю 1930 года вынуждены были бежать в Китай, только из-за того, что дед Данзан был ламой. В тот же год, в тридцать два года отец умер. Мать Долгор в двадцать семь лет осталась одна с тремя детьми. Все «богатство» семьи состояло из 30 голов крупного рогатого скота. В то время не было никаких источников существования кроме своего скота. Скот, естественно, был бурятский, мастей красно-пестрые, голубо-сероватые, с лирообразными рогами, они нас кормили. Любая другая порода скота, например, сейчас разводимая в Бурятии, семью бы не прокормила. Даже элементарно накосить сено для тридцати голов скота одной женщине нереально. Жилось всем очень трудно. Живых денег не было. Едой часто был только был только мешок муки в год.
- Ваши мытарства одним бегством от «красных» не обошлось?
- Через некоторое время началась война с Японией, жить стало еще труднее. На северо-востоке Китая японцы создали государство Маньчжурия, требовали твердую дисциплину, во всем, навели лагерный порядок, стали призывать в армию и брать налоги с населения скотом... Но было и положительное: открыли школы для детей.
После пришли и стали наводить свой порядок коммунисты. На одно поколение пришлось много перемен и потрясений. До 1947 года не было у меня обуви, ходил босиком.
- Где обосновались буряты после кочевки в Китай?
- После долгих мытарств по огромной территории от Манчжурии до Тибета одна группа бурят обосновалась в местности Шэнэхээн, недалеко г. Хайлар. Вторая группа, в местности Узэмшэ, что в предгорья Хингана. Сколько бурятов сейчас проживает в Китае, я точно не знаю, но предположительно около 17 тыс. человек.
- Пришлось ли Вам учиться в школе?
- В десятилетнем возрасте стал послушником в дацане и в общей сложности проучился двадцать лет. Во время учебы увлекся буддийской философией, и также по совету своего учителя обучился тибетской медицине. Этой увлекательной науке посвятил всю свою жизнь.
- Насколько эффективна тибетская медицина?
- В Китае традиционно применяется европейская и тибетская медицина. Тибетская медицина своими методами способна ставить диагноз и эффективно лечить человека, но возможности, конечно, небезграничны. Считаю, что более удачно проводится лечение при совмещении обоих методов.
- Имеется ли у Вас право на лечение?
- В Китае периодически проводили экзамен для получения лицензии на врачевание. Много лет работал в г. Харбин, в государственной больнице. Имею звание «Народный врач».
Автор этого интервью провел своеобразный экзамен. Прежде чем идти к Балбар ламе, прошел медосмотр в республиканской больнице и имел результаты всех анализов. После беседы попросил осмотреть и поставить диагноз. Что касается лечения, то лечение не проводилось, но диагнозы двух медицин совпали на сто процентов.
- Извините, можно у Вас спросить о семейном положении? Вы женаты?
- Можно. Раньше ламам нельзя было жениться, чтоб материально не соблазняться при служении людям. Потому не был женатым. Обычно людей интересует, как обходятся лама без женщины? Физиологию ламы решали усилием воли, а у некоторых лам - китайцев я видел на голове шрамы – результат воздействия для решения этой проблемы.
- Что бы Вы хотели сказать нашим читателям?
- Мирянам хочу сказать: старайтесь жить полноценной жизнью, не стесняйтесь честно зарабатывать и обогащаться, поскольку живем в материальном мире. Священнослужителям хочу сказать: старайтесь жить для людей, не увлекайтесь материальной стороной жизни, обогащайтесь духовно.
И тем и другим хочу сказать: нигүүлэсхы сэдьхэлтэй байгты.
В сюжете: тибетская медицинаБалбар - лама