Мөнхзул: Нам не хватает международных связей
Встречу с народным артистом Бурятии Намхайн Мөнхзулом едва удалось втиснуть в жесткий график репетиций и выступлений. И все-таки певец нашел час для разговора – стремительно зайдя в комнату, он сразу приступил к делу. Скинув концертный пиджак, начал прикреплять на его лацкан орден «Полярная звезда», который ему вручили буквально на днях.
Чуть смущаясь и все же гордясь, Мөнхзул начинает делиться ближайшими планами:
- Впереди самый важный для нас период, нас – монголов, бурят, празднование Цагаан Сар. На это время намечена масса мероприятий, в том числе несколько больших концертов, один из которых пройдет в Чите.
И тут же возвращается к Бурятии, которая за десять лет стала родной. «Десять лет – вроде не так много, но, с другой стороны, за это время я многое смог спеть на сцене бурятского оперного. Конечно, вопрос – как спел? И я очень часто его себе задаю. Бывает такое недовольство собой, тем более когда видишь, что зритель чувствует твои ошибки, твое настроение».
- А какой он бурятский зритель? Сильно ли изменился за эти годы?
- Если десять лет назад это были завзятые театралы, которые не покидали театр даже в трудные 90-е, то сегодня публика обновилась. Очень многие не пропускают премьеры – в зале видны умные лица, светлые глаза. Друзья-ровесники очень часто спрашивают – а что у вас идет? А стоит ли сходить? И приходят все чаще и чаще…
- А чем бы вы хотели порадовать зрителя? Что исполнить?
- Многие партии, о которых я когда-то мечтал, сегодня спел. На март намечена премьера «Тоски», в которой для баритона есть очень красивая и сложная партия Скорпио. Сейчас учу ее, вкладываюсь. Там надо не только петь, но и играть. Надеюсь, зрители оценят. В ближайшее время мечтаю спеть «Риголетто» - у театра она тоже есть в планах.
- Видите ли вы отличие бурятского театра от монгольского?
- Здесь я думаю, раньше был другой театр – были налажены связи, отношения. В Монголии другое дело – когда я учился, было мало постановок, зрителей. Мы были не интересны для других стран. Сегодня международные связи очень укрепились – приезжают из Австрии, Австралии, Германии, Китая, Франции. Певцы выступают на сценах Австрии, в Японии, Южной Корее постоянно, бывают выступления в Америке.
Здесь, в Бурятии, этих связей маловато. Больше по другим городам.
- Получается Улаанбаатарский театр – это столичный театр, а бурятский - все-таки провинциальный.
- Конечно, разница есть. Но я думаю, все решаемо, надо только приложить усилия и деньги, без них сегодня никуда. В Монголии тоже культуре оказывают недостаточную государственную поддержку. Но артисты стараются петь – в Корее недавно три месяца работали, в Большом театре не так давно прошел большой концерт монгольских певцов.
- Нет желания вернуться в Улаанбаатар?
- Там баритонов хватает, поэтому на постоянную работу не претендую. Есть, конечно, предложения спеть, но вернутся – желания нет.
- А монгольские певцы готовы приехать в Улан-Удэ? В прошлом году вроде бы приезжали двое, но на контракт не пошли. Почему?
- Когда-то в Монголии просто не хватало солистов, некому было петь, и в то же время была очень большая востребованность. Но сейчас, можно сказать, нет работы. Да, действительно в прошлом году приезжали двое, театр им сделал предложение, но они не согласились. Почему? Причины у каждого свои. Но зато сейчас в театре работает Ариунбаатар Ганбаатар (победитель конкурса им. Муслима Магомаева). Очень много радости доставил Чулунбаатор Бадрал своим участием в конкурсе «Большая опера», мы надеялись, что он победит или войдет в тройку лучших. Но даже его участие – это уже большая победа.
- Монгольская оперная школа стала сильнее?
- Просто настало время отличных голосов. Какое-то время такие голоса, как у Ариунбаатара просто не появлялись, их не было в природе. Хотя конечно, Ариунбаатар это уникальный природный голос. Но есть и другие, не менее красивые. Придет время и в Бурятии снова будут такие голоса.
- А какие постановки монгольского театра вы хотели бы увидеть на бурятской сцене? В качестве гастролей или собственной постановки??
- Больше десяти лет назад была поставлена опера «Чингисхаан». Вот ее-то я бы хотел показать бурятскому зрителю. Конечно, это очень трудно – привести такую масштабную и красивую постановку. Но если очень сильно захотеть, то и это можно реализовать.
Певец задумывается и чтобы оживить беседу приходится вспомнить о скандалах, которые периодически сотрясают оперный. Крайний раз «прославил» театр на всю Россию.
- Конечно, скандалы выбивают из рабочего ритма. Но нужно понимать, что в театре очень большой и разношерстный коллектив. Я удивляюсь, откуда у руководства берутся силы, чтобы тащить на себе этот груз - чтобы у всех была работа, зарплаты. Как и в любом другом коллективе, бывает недовольство, но то, что случилось после юбилея, – нонсенс. И, наверное, не надо было выносить «сор из избы». Но, что интересно, после этого скандала мы стали дружнее, отзывчивее. Видимо, надо было выпустить пар, который накопился за время подготовки к юбилейным концертам.
Справка
Мөнхзул Намхайн родился 12 декабря 1978 года в г. Улаанбаатар (Монголия). В 2003 году окончил Монгольский университет культуры и искусств по классу вокала (педагог — заслуженная артистка Монголии Д. Дашима). Начав работать в труппе Монгольского академического театра оперы и балета, уже в 2004 году принял приглашение Бурятского академического театра оперы и балета. Сегодня Намхайн Мөнхзул — это артист высокой культуры, хорошо владеющий голосом, способный выступить на любой сцене страны и мира. Доказательством тому служит успешное исполнение народным артистом Бурятии 11 декабря 2013 года главной партии — Голландца — на премьере «Летучего голландца» Вагнера на сцене академического Большого театра Белоруссии. По словам дирижера-постановщика белорусской постановки Манфреда Майерхофера (Австрия), для исполнителей вокальных партий в данной опере необходим широкодиапазонный голос, одновременно сильный и красивый. Такой как у Мөнхзула.
Фото: minkultrb.ru
В сюжете: МөнхзулопераТеатр оперы и балета