Юбилей тувинского экс-солиста балета "Тодес", Мергена Монгуш
Начав танцевать в школьные годы в подростковой группе "Камон Брейкет", первой внедрившей хип-хоп культуру в Туве, Мерген Монгуш и сегодня остается одним из самых сильных и интересных хореографов республики. Уйдя с профессиональной сцены в Москве после травмы, вернувшись домой, он учит детей и взрослых, создав собственную, узнаваемую по творческому почерку танцевальную школу, в которой нет ограничений по возрасту, но есть самое главное - талант педагога, вдохновляющий учеников.
На концерте “20 лет на сцене: Мерген Мон-Куш” (Монгуш – восходит по этимологии к мон-куш, переводимой как “мощная сила”) можно увидеть танцующих лезгинку сотрудников Пенсионного Фонда Кызыла. Серьезных студентов факультета “физ-мат” Тувинского университета, выплясывающих гопак, отбивающих фламенко и плывущих в чувственном восточном танце.
Девушки, танцующие постановку “Бизнес леди” и в самом деле сами “бизнес” и “офис-леди”. Коллектив “Пируэт” из сотрудниц различных ведомств и организаций, собиравшихся первоначально для фитнес тренировок, под руководством Мергена Монгуша сложился в уверенно выступающую группу.
О нем невозможно говорить без определения “очень”. Очень талантливый. Очень трудолюбивый. И очень скромный. Не секрет, что юбилейные концерты проводят, чтобы под занавес были вручены награды. И редко кто стесняется не похлопотать об этом заранее. Потому что жизнь артиста полна неожиданностей, профессиональных травм, ранней пенсии и необходимо позаботиться о завтрашнем дне сегодня. В случае с одним из лучших хореографов республики Мергеном Монгуш – все не так.
Его сольный концерт – это отчет о проделанном и пройденном за 20 лет перед зрителями, чон мурнунга – “перед народом”, как говорят в Туве.
Работа именно со студентами физико-математического факультета связана с памятью о дедушке, первом декане факультета и первом переводчике учебников математики на тувинский язык - Салчак Серотом Седеновичем.
Потрепанную и упрощенную до “два притопа, три прихлопа” палитру народных танцев, бытующую на самодеятельной сцене и не сходящую еще с советских времен, он освежил, смело предложив непрофессиональным танцорам более сложный рисунок и элементы.
Его воспитанники исполняют туркменский танец, чеченскую лезгинку, украинский гопак, восточный танец, испанский танец, хип-хоп от востребованного молодежью поппинга до вакинга (Waacking).
Мерген Монгуш создает на наших глазах современный аналог “ансамбля народного танца им.Моисеева”. И остается только посетовать, что государственный ансамбль”Саяны” на этом фоне живого творчества, без развития и импульса, превращается в академическую легенду.
А одноклассники юбиляра из легендарного в 90-е “Камон-Брейкета” вышли под восторг зрителей с той же постановкой, которой они – семнадцатилетние школьники, выигрывали все танцевальные битвы в регионе и за ее пределами. Не все из них стали артистами, кто-то сегодня – бизнесмен, кто-то – чиновник. Но поразительно, что несмотря на годы, все сохранили прежнюю форму и готовы выступать нисколько не хуже, чем 20 лет назад.
“Я очень благодарен первому президенту Тувы за помощь в те годы” – вспоминает сегодня Мерген Монгуш. И пожалуй, одним из самых удачных вложений республики, вернувший все ей сполна, оказался именно он сам.