Вячеслав Донгак: Где бы я ни работал, я всегда остаюсь тувинцем
Новость о новом назначении заслуженного деятеля Тувы и Хакасии Вячеслава Донгака художественным руководителем главного культурного учреждения Внутренней Монголии, Театра национального искусства, застала всех врасплох. Она вызвала бурную реакцию у многих, кто-то недоумевал, но большинство земляков и коллег выразило гордость за маэстро.
- Сказать, что ваше новое назначение ошеломило всех – значит, ничего не сказать. Интересно, как все это случилось? Стало ли для Вас данное назначение сюрпризом?
- Вы возглавите огромный коллектив — «сердце» национальной культуры 25-миллионного народа. Как Вы отважились согласиться?
- Вы правы, коллектив огромный. Даже если взять все творческие коллективы Тувы, включая кожуунных и сумонных, столько не наберется. Поэтому работа требует напряженных усилий, неординарных творческих подходов, больших организаторских навыков. Весь мой опыт — и творческий, и жизненный, —поспособствует, думаю, выполнению поставленных передо мною задач. Я к тому же безнадежный трудоголик: если я востребован, если у меня много работы - я счастлив!
- Почему выбор пал именно на вас?
- Мое знакомство с культурой Внутренней Монголии началось еще с 2004 года. Тогда наш ансамбль «Эдегей» принял участие во II Международном конкурсе национального костюма в городе Хох-Хото. Театрализованная подача национального дефиле удивила всех участников и членов жюри. Нам досталась победа в пяти номинациях. С тех пор «Эдегей» ежегодно приглашают только в качестве почетного гостя конкурса. Интерес коллег к нашему ансамблю сохранился до сих пор, они высоко оценивают вклад нашего коллектива в развитие национального костюма Внутренней Монголии. Стало доброй традицией открывать и закрывать красочные мероприятия выступлением «Эдегея». Затем были совместные проекты, которые я осуществлял, будучи министром культуры Тувы. Китайские танцевальные и фольклорные коллективы стали приезжать на наши конкурсы. Успешно провели в Туве Дни культуры Внутренней Монголии, в прошлом году в Маньчжурии был организован первый Международный конкурс «Музыка великой степи», где блистательно выступили наши тувинские мастера горлового пения. У конкурса был солидный призовой фонд, и все главные призы достались нашим тувинским профессионалам. Стоит отметить то, что, организовывая совместные мероприятия, министерство культуры Тувы не потратило ни одного рубля. Все финансовые затраты несла китайская сторона, мы отвечали за всю организационную работу. Эти мероприятия получили высокую оценку Министерства культуры Китая. Считаю, нынешнее мое назначение - результат многолетней совместной работы.
- Совсем недавно Вас выбрали Президентом Международной Академии моды мировых монголов. Слышал, что вы продолжите работу в Академии, будете совмещать. В человеческих ли силах взваливать на себя большой груз ответственности, разрываясь между странами?
- Да, работа в Академии в Улан-Баторе будет идти параллельно. Они все взаимосвязаны между собой, взаимодополняют друг друга. В ближайшее время начнем подготовку к главному проекту Академии - Международный конкурс дизайнеров, который пройдет 23 сентября 2015 года в г. Улан-Баторе. В его рамках пройдет научно-практическая конференция «Алангуа - мода кочевников». И в Туве, и в Монголии у меня отличная команда, я уверен, все, что задумано - осуществится.
- Будучи министром, вы не уделяли достаточного внимания своему детищу – ансамблю "Эдегей". Но он находился, так сказать, под боком, и у вас была возможность наблюдать за ходом деятельности ансамбля. А сейчас, наверно, вам уже не до "Эдегея"?
- "Эдегей" как мой ребенок, мы с супругой в него вдохнули душу, его растили, лелеяли, холили. Теперь он крепко встал на ноги, занял свою нишу в культурной жизни Тувы, стал известным в России и за рубежом. «Эдегей» - это моя исполнившаяся мечта. Я мечтал создать ансамбль, который не будет похож на все остальные. В нем мне удалось оживить костюмную историю наших предков.
Авторская методика налажена как система. Восьмой год в «Эдегее» работают молодые, талантливые педагоги, которые сами воспитывались в ансамбле. Теперь они продолжили нашу работу. Программа, которая с успехом была показана на Олимпиаде «Сочи-2014», а также на зарубежных гастролях в последние годы – плод творчества молодых хореографов. Я спокоен за "Эдегей".
- Семь лет вы возглавляли министерство культуры Тувы. Какой итог бы Вы подвели за этот срок?
- С распада Советского Союза, более 20 лет, в культуре Тувы царил застой. С приходом нового правительства в 2007 году появился шанс что-то изменить и в культурной жизни республики. Предложение Шолбана Валерьевича возглавить министерство культуры я принял с энтузиазмом. С головой окунулся в работу. Нам удалось осуществить много нужного и полезного для работы творческих коллективов. На совещаниях в правительстве я постоянно подчеркивал: с возрождения культуры, обычаев и традиций воскреснут и другие области республики, духовность - генератор развития нашей экономики. Поэтому с 2008 года каждый год в республике был посвящен какой-нибудь сфере культуры и искусства.
Начали с Года хоомея - нашего сокровища культуры. Именно с этого года началось мощное развитие традиционной культуры, тувинского национального оркестра, тувинских национальных ремесел. Одновременно уделялось тщательное внимание и другим сферам культуры. Рождались новые профессиональные коллективы. Духовой оркестр сейчас наша гордость. Кукольный театр – желанный гость детворы.
Особенно остро стоял вопрос с кадрами. К моему приходу симфонический оркестр уже наполовину пустовал, некому было играть. Срочно пришлось ввести в Республиканской школе искусств классы струнно-смычковых инструментов. После этого много их выпускников — одаренных детей мы отправили обучаться в разные города: Улан-Удэ, Красноярск, Москву, Петербург. Усилили деятельность местных учебных заведений. Через 4-5 лет мы уже начинали пожинать плоды: у нас появились специалисты — молодые таланты, они стали блистать в театре и в других коллективах.
Не забывали мы и сельскую культуру. Несмотря на противоречивый закон №131 о местном самоуправлении, провели капитальные ремонты учреждений культуры во всех кожуунах, обновляя им материально-техническую базу. Успешно защитили республиканские и федеральные целевые программы на ремонт театра, Дома народного творчества, парка, а также на развитие туризма в республике. Профессиональные и самодеятельные коллективы получили мощную поддержку со стороны министерства культуры. Ни одно мероприятие республиканского и федерального значения не обходилось без участия работников культуры, причем организацию мы старались выполнять на самом высоком уровне. Всего не расскажешь, очень много было сделано.
- О результатах Вашей деятельности широко известно из сообщений не только тувинских СМИ, но, как у вас говорят, засаяских источников информации. Все шло своим чередом, и вдруг новость о снятии Вас с должности министра прозвучала как гром средь бела дня. Эта тема, наверно, для Вас очень болезненная, но если вы не против, то хотелось бы услышать от Вас комментарии.
- Вы правы, тема сложная. Много было задумано, запланировано, много чего надо было доделать. Жаль, что времени не хватило...
2014-ый год был чрезвычайно ответственным, мы все готовились отмечать вековой юбилей республики.
В разгар подготовки юбилейных торжеств произошел скандал. Все началось с претензии главы республики к руководству этнокультурного комплекса «Алдын-Булак». Расцвет «Алдын-Булака», его популярность стали раздражать тех, кто привыкли считать все главные богатства республики своими личными, кто привык управлять финансами, ресурсами, людьми, судьбами, не сообразно с законами, а исключительно своим разумением, личными амбициями. И принципиальность директора комплекса в функционировании «Алдын-Булака» стала раздражать тех, кто привык, чтобы его не только слушались, а чтобы обслуживали их, пресмыкались перед ними.
- В таком случае несколькими словами восстановим историю этого комплекса. Идея комплекса, как я знаю, принадлежала вам.
- Тогда в зону ответственности министерства культуры входила и сфера туризма. 2010-й год был объявлен Годом туризма. Я презентовал правительству проект, который имел все признаки уникальности и, очевидно мог стать брендом Тувы. Республика финансировала строительство комплекса на 20 млн рублей. Тендер разыгран министерством строительства республики, был выигран подрядчик. Но этих средств было недостаточно, нужны были дополнительные инвестиции. Мы обращались к предпринимателям с предложениями, объявляли конкурс. Но никто не верил в успех этого проекта. В итоге инвестором выступила моя супруга Кима Чозаровна Донгак, которая с рождения идеи «Алдын-Булака» переживала за него, и хотела, чтобы он не просто осуществился, но и действительно стал процветающим. По инвесторскому соглашению между Министерством экономики РТ и ООО «Оваадай» республике удалось получить и федеральное финансирование в сумме 10 млн рублей. Благодаря этим усилиям, проект получил дальнейшее развитие. Мы справились буквально за одно лето, основа комплекса была заложена и появилась возможность принимать гостей со всего мира в первый же год. А через год «Алдын-Булак» превратился в настоящий бренд республики. Информация о нем разлетелась по другим регионам, по странам мира.
Надо подчеркнуть, что, как и многие подобные объекты, «Алдын-Булак» нуждался не просто в инвесторе, но и в творческом подходе к управлению, к организации не только проживания и питания гостей, но и в продуманной культурной программе для них. То, как относилась Кима Чозаровна к комплексу сродни материнской опеке над ребенком. При этом она не получила ни одного рубля бюджетных денег, а вкладывала в комплекс все средства — свои, семейные, доходы от прибыли, честно выполняя обязательства инвестора. Она превратила мою идею в традиционный центр этнокультурного туризма с с соответствующими объектами, учитывая современные условия их содержания, с обстановкой, утварью, многое из которых было сделано на заказ, вручную, и которые стали произведением искусства Тувы. Что сейчас об этом вспоминать, это уже в прошлом, хотя горький осадок остается, никуда не денешься. Сейчас одно только радует, созданной нами рукотворной красотой пользуется наш народ, с гордостью и достоинством принимают гостей со всего мира.
- В социальных сетях писали об осуществляемых в отношении вас преследованиях со стороны органов власти и правоохранительных органов. Как сейчас обстоит дело?
- Я очень много читал исторических материалов о репрессиях, слышал от самих очевидцев, поражался, сочувствовал. Но слушать одно, а реально пропустить все это через себя - другое. Мы — я, моя семья — подверглись репрессиям в Туве, в нашей стране в XXI веке. Обыски в комплексе, в ансамбле «ЭДЕГЕЙ», в министерстве культуры, шок в глазах детей старшей группы, изъятие всей документации, возбуждение уголовных дел – все это в нарушение закона. И это преследование длится почти год. Основная задача - попытка опорочить мое имя, из меня лепить бездарного руководителя, крупного коррупционера.
В самый разгар подготовки юбилейных торжеств в Туве любая моя инициатива, подобранная команда молодых режиссеров, а также юбилейные программы творческих коллективов стали вызывать критику недовольства. Это звучало и на заседаниях правительства, эти настроения появились и в СМИ, перешли и в обсуждения в социальных сетях. По мнению так называемых критиков, и программы «Саян», Тувинского национального оркестра вдруг стали недостойными, и спектакль Национального театра не соответствует теме и многое другое. Хотя новые программы коллективов приняты зрителями на "ура", шли с аншлагами. Известные ученые, журналисты вдруг, как по указке, начали критиковать повально все, что готовилось в тот момент. Представители интеллигенции вдруг решили, что культура республики за несколько дней идет в политически неправильном направлении и виноват в этом я. Делали это с изяществом политических марионеток, у которых нет ни принципов, ни чести. Каждому хотелось укусить больнее, как будто было запущено соревнование. Больше всех старалась пресс-секретарь главы республики Долаана Салчак. Эта молодая женщина выставляла меня в карикатурном виде в социальных сетях, сравнивая с персонажем сказки Александра Пушкина, потерявшем в один момент свои сокровища. Надо сказать, что она один в один повторяет линию поведения тех людей, которые сегодня будут по настроению своего начальника охаивать одних, а завтра — когда вскроется нелицеприятная правда и о самом начальнике — запоют по-другому, но уже в его адрес… Это известный сорт людей, которые распространяют вокруг себя зависть и ненависть, не умея созидать красивое, полезное, вечное. Мне жалко таких людей, мне с ними не по пути. Я написал заявление и ушел с поста. Кима Чозаровна отдала комплекс «Алдын-Булак» — по акту передала все имущество, постройки, в том числе и то, что было приобретено и построено на ее личные средства, что фактически являлось собственностью инвестора. Мы осознавали важность нашего решения, оно продиктовано принципами общечеловеческих ценностей, является своего рода символической пощечиной жадным двуличным людям.
После моего ухода, в один миг, все те же юбилейные программы Национального театра, Национального оркестра, Государственного ансамбля «Саяны» стали шедеврами. Чему рад, так это Глава Тувы наградил почти всех участников юбилейных торжеств, в том числе молодую режиссерскую группу. СМИ Тувы до сих пор хвастаются культурными достижениями, над которыми трудилась моя команда. При этом делают вид, как будто я не работал, будто вообще не существовал… Все это явно показывает, что ду нынешнего руководства республики наступил духовный кризис.
Не найдя причин в чем-то уличить нас, кому-то в голову пришла замечательная идея: а давайте отберем у них здание, вышвырнем четыре сотни детей, которые занимаются творчеством, на улицу. Придумали формулировку: «упущенная выгода республики из-за неэффективного использования государственной собственности детским ансамблем Эдегей». И возбудили уголовное дело. Стоит отметить, что здание было предоставлено Распоряжением Правительства Тувы от 15 октября 2004 года предыдущим главой республики за успехи ансамбля в искусстве. Какой еще нужен был «эффект» в использовании здания, если «Эдегей», занимаясь здесь ежедневно, продолжал развиваться, покорять сцены страны, мира, привозить высшие награды самых разных творческих конкурсов, если он прославлял тувинское искусство, культуру Тувы, позволял детям видеть мир и прививал им любовь к прекрасному?
Только вдумайтесь, наша республика лидирует в рейтингах по преступности, а сотрудники правоохранительных органов тратили столько времени и сил только на меня и на мой ансамбль, на испуганных детей, в том числе, возможно, и на детей собственных родственников. День за днем, проверка за проверкой, правоохранительные органы открывают то одно уголовное дело, то другое, то одно разваливается на глазах, то - другое. А как они сами уставали, мне самому было жалко смотреть на них.
Кто-то целые предприятия выкупает за копейки, а кто-то строит себе дворцы, никому дела нет до них. Видимо, нужно быть одним из них, чтобы сохранить то, что добыто коррупционным путем, потерять совесть и, используя власть, уничтожать таких, как мы.
В отличие от них я всю свою сознательную жизнь посвятил искусству родной республики, будучи министром, делал все, чтобы культура Тувы процветала. Мое дело — созидать, украшать, организовывать, ставить. Пусть кто-то разрушил одну мою мечту, но мне не стоит труда взяться за другую. И, как правило, всегда реализовываю их в жизнь.
- Вы вернетесь в Туву?
- Конечно! Тува - моя родина. Где бы я ни работал, я всегда остаюсь тувинцем. Так сложились обстоятельства, что сегодня я не нужен Туве. Поэтому временно живу, творю за пределами своей страны. Но моя работа в Китае и в Монголии тесно связана и с Тувой, и с Россией. Использую все возможности театра, приглашаю российских деятелей культуры для совместной работы, проводим совместные мероприятия с российскими организациями. В марте съездил в Москву, наметил планы о взаимном сотрудничестве с Домом народного творчества, и наш театр примет участие в юбилейных торжествах, посвященных 100- летию Дома Народного Творчества в г.Москве. Пригласил главного дирижера Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова профессора Игоря Ивановича Раевского для национального хора и симфонического оркестра. Он подготовил отличную программу, посвященную 70-летию Великой Победы. Не забываю и наших тувинских деятелей. Создаю все условия для проживания, питания и достойной оплаты их труда. Впереди много событий, куда будут приглашены и учреждения культуры нашей республики. И все мои усилия в этом ключе направлены на взаимообогащение национальных культур народов.
Что касается моего возвращения в Туву, я уверен, придет время, буду востребован моей родиной, смогу полноценно отдавать себя служению моему народу.
В сюжете: Вячеслав ДонгакТывыкультура