Ким Джон Хи: во время обряда почитания Солнца в Монголии духи благословили
О том, как монгольские, тувинские и корейские шаманы находят общий язык – в беседе Ильяса Мукашова с шаманкой из Южной Кореи, участвовавшей в фестивале почитания солнца в Монголии.
Продолжая ранее начатый диалог "Восток - Запад/Запад - Восток", мы с вами кратко затронем тему корейского и монгольского шаманизма, с не менее кратким экскурсом в Республику Тува. Тем более что для этого есть причина.
Целых три причины. Во-первых, проведение в Монголии международного шаманского фестиваля "Великое почтение Солнца". Во-вторых, невероятные, просто аховые пробелы по части корейского шаманства. И, в-третьих, проходящий в это время целительский курс по кожуунам Тувы, инициаторами которого выступили "Ассоциация традиционных искусств Кореи" и шаманка Ким Джон Хи и, со стороны России, ООО "Сулделиг", представителем которого является всемирно известный шаман от Чёрных Небес и Народный артист Тувы – Николай Мунзукович Ооржак.
И плюс ко всему, само собой, возрастающий интерес к шаманизму на территории России и СНГ.
Касаемо корейского шаманства, то здесь, к моему большому сожалению, пробел практически не восполнен. Исключение составляют отдельные научные статьи и несколько книг, которые можно пересчитать по пальцам. Книги также стали раритетами в среде книголюбов и шаманистов. Казалось бы, есть, где развернуться книгоиздателям, включая электронных, но...
Мешает, разумеется, и пресловутый языковой барьер, всегда в нашей стране незримо вырастающий при коммуникации с азиатскими языками, и корейским, в частности. И то, что оказалось неприступной стеной для привычных "бумажных" книгоиздателей и официальных СМИ (но по другим соображениям) – может восполнить сеть Интернет. Чем сейчас и занимается.
Событие знаковое – это прошедший совсем недавно международный фестиваль "Великое почтение Солнца". Список откликнувшихся стран порадовал – мост "Восток - Запад/Запад - Восток" всё-таки состоялся. Участниками стали: Россия, США, Венгрия, Германия, Южная Корея, Япония.
Мероприятие, конечно, весьма насыщенное – и шаманские обряды гостей-участников, почтенных людей своего народа, и театрализованные представления, и национальные игры – сюда вошли стрельба из лука, борьба и скачки. Место проведения также под стать масштабам – примерно в 20 км от Улан-Батора, столицы Монголии.
Из манифеста на сайте фестиваля:
"Древние монголы и все другие народы, почитающие “Хөх Тэнгэр” (Синее Небо, занимающее место бога в тэнгрианстве) во все времена почитали Солнце, считая его за великих ханов или за матерей. Особенно это проявлялось во времена Тарэгов.
Мы монголы – великая историческая нация. Наши прадеды открывали великие таинства вселенной и жили, достигнув начала высшего разума. Но в современном мире оттого что люди неправильно стали обращаться с матерью-природой, стали проявляться природные катаклизмы, множественные гибели, связанные с природными явлениями.
Наши предки, правильно рассчитав природную энергию и силу энергии Вселенной на дни месяца и часы, этим назначали дни, в которые молитвы, обряды, поклонения и тайлаганы осуществлялись. Один из них – Поклонение Солнцу. Коренные монгольские прадеды каждый год 21-22 июня, благословляя самый долгий день и самую короткую ночь, молились Великому Солнцу, этим передавая всему миру свою любовь матушке-Земле, матушке-природе. Это является нашей главной целью".
Что тут скажешь - цель действительно благая. О том, как она была реализована – мы узнаем из первых уст, от нашей гостьи. Из беседы с корейской шаманкой Ким Джон Хи – необыкновенным человеком, своей улыбкой и ясным взглядом способной оживить, вылечить человека морально и духовно. Наверное, это возможно только в Азии.
Вот что пишет о себе Небесная шаманка, в прошлом году участвовавшая в международном фестивале "Зов 13 "шаманов", проведённом по инициативе Николая Ооржака:
"Я родилась в 1974 году, 2-го августа третьим ребенком в семье, и выросла под родительским кровом.
Хотя я росла в богатой семье, я была больна с тех пор, как была ребенком. И пока я росла, моя болезнь становилась всё тяжелее.
В какой-то момент я начала видеть Жнецов смерти, блуждающие души, наряду с миром Божьим.
Прошли годы, а я по-прежнему продолжала видеть сверхъестественное. И в 21 год я уступила миру Бога и решила жить как божий сосуд. После принятия существование Бога я обнаружила духовный мир, который никто и никогда не мог вообразить.
Как человек, который общается с мертвыми, я играю роль посредника, передавая их сожаления, обиды и сообщений живым людям.
Кроме того, как посланник Бога я получаю откровения и предсказываю неопределенное будущее, чтобы направлять людей по правильному пути".
Помимо вышесказанного, совместно с Николаем Ооржаком Ким проводит целительский курс в кожуунах Тувы. Первый день начался концертом, затем без малого месяц прошел в путешествии по святым местам.
- Ким, в нашей стране сложилась такая ситуация, что жители России нередко не только удивляются, что, оказывается, Тува или Якутия – это республики в составе страны, но и практически не знакомы с их богатым наследием. А говорить о Южной Корее и вовсе не приходится. Здесь пробелы более значительны, в том числе по причине языкового барьера. Что Вы могли бы рассказать нашим читателям о Корее и корейском шаманизме? Краткий экскурс в качестве ликбеза? Насколько шаманизм в Корее сохранил передачу информации через поколения? Как мне видится со стороны, буддизм и даосизм где-то весьма явно повлияли на шаманскую традицию? Или я не прав?
- Приятно познакомиться. Я очень рада приветствовать вас. Шаманизм – это самая первая религия в Корее. Да, на самом деле, на протяжении долгого времени на него влияли другие религии. Но и другие религии также получили влияние шаманизма. Например, в Корее буддийские храмы расположены в особых местах, наилучшим образом подходящих для этого. В Корее конфуцианство, буддизм, даосизм немного смешаны, но в основном все они получили влияние шаманизма.
- Вы периодически бываете в России и, в частности, в Республике Тува. Приезжая к нам, Вы чувствуете связь с нашими традициями шаманизма? Есть ли сильные отличия? Или тут больше стоит говорить о сходстве разных, но родственных друг другу сакральных культурах?
- Да, я люблю Россию, и я особенно люблю природу и людей, поэтому часто посещаю Туву в течение многих лет. Есть разница между типами шаманов, но все шаманы одинаковы в одном – духи предков, в основном, почитаются у всех.
- В прошлом году Вы принимали участие в международном фестивале Николая Ооржака "Зов 13 Шаманов". В сети есть ролик с Вашей мистерией, меня поразила глубина и символизм корейской ветви шаманизма – многогранность и наполненность образами и то, как всё это транслируется в окружающее пространство, и как зритель вовлекается в процесс. Мне это представилось как многомерность бытия, которую зритель наблюдает и постигает, участвуя в ней, но таинство в итоге ведет внутрь себя. Постигая мир как мистерию – постигаешь своё сердце. Так ли это? Что Вы можете сказать?
- Да. Я принимала участие в международном фестивале Николая Ооржака "Зов 13 Шаманов". Шаманизм Южной Кореи – это единство в примирении. Шаманизм – не одиночное сознание, и после принявшие участие в ритуале зрители вспоминают с чистым сердцем свое прошлое и смотрят внутрь себя.
- Ранее в своём интервью Вы сказали: "Как человек, который общается с мертвыми, я играю роль посредника, передавая их сожаления, обиды и сообщений живым людям". К сожалению, европейский человек, зачастую поддаваясь подсознательным страхам, видит в таких рассказах злых колдунов и дремучих мракобесов.
Это только в Европе такая черта или в Азии тоже случается? А как русский человек реагирует?
- «Как человек, который общается с мертвыми, я играю роль посредника, передавая их сожаления, обиды и сообщений живым людям». Это верно. Есть ли человек, который перед смертью сделал все, что хотел и все, что хотел, сказал своим родным и умер? Или, наоборот, есть ли человек, который все, что хотел сказать умирающему человеку – высказал и остался довольным?
Я играю роль посредника, который передает сожаления духов, обиды и сообщения живым людям, но также и наоборот – передаю слова живых людей духам. Стараюсь помочь исцелить сердца всех живых людей и мертвые души и думаю об обеих сторонах.
- У Вас запланирован целительский курс в июле с Николаем Ооржаком. Будет концерт и своего рода паломничество по кожуунам Тувы, как говорит информация в Интернете. Какое путешествие Вы с Николаем Мунзуковичем готовите? Или пока это секрет?
- Ответ припозднился. Мы уже в Туве. И будем в Туве до 28 июля. Встречаясь со многими людьми, мы вместе с Николаям Ооржаком проводим совместное экскурсионное лечение. Сравнение, сходства и различия между Южной Кореей и Северной, Сибирского шаманизма – это место содействия пониманию друг друга. Конечно, хочется помочь людям путем личных индивидуальных встреч.
- В последнее время с разных концов страны и, в частности, с национальных окраин России стали приходить тревожные вести, связанные с экологией и произволом властей. Вы помните про инцидент на Кок-Жайляу, в Казахстане – где решили не давать ответа даже по запросу ЮНЕСКО. В Туве промышленники пока в раздумье – не посягнуть ли на священную гору Хайыракан? И таких примеров, к сожалению, хватает.
В Ханты-Мансийском автономном округе (Россия) шамана-хранителя озера решили изжить нефтяники и даже сфабриковали против него уголовное дело. Доходит даже до деструктивных сект, чья цель – одурачить людей, чтобы те отписали своё имущество мошенникам, работающим, как говорят некоторые источники, от лица крупных компаний. Очень часто люди спрашивают – что теперь делать, как быть, как поступить? Нужно ли бороться, и если да – то как?
И тут второй вопрос: почему это происходит? Это алчность людей, их невежество в отношении своей же среды обитания и по отношению к памяти предков и наследия будущим потомкам (ведь все чьи-то предки и чьи-то потомки), или сказывается карма? Может, до этого люди мало проводили обряды или чем-то разгневали духов?
- Да, я помню. В общем, есть также много людей, которые не верят в невидимое присутствие духов. Я думаю, что каждый сможет найти свою роль и, самостоятельно живя – найти путь к решению собственных проблем.
- На фоне тревожных вестей приходят и созидательные, радостные события. В Бурятии недавно баргуты, не хочу никого обидеть, но скажу своими словами: провели своего рода мастер-класс – как надо помнить, чтить древние традиции предков и жить в своей этно-культуре – пожалуй, даже без разделения на повседневную жизнь и праздничные мероприятия.
В Монголии, вблизи Улан-Батора, также прошёл международный фестиваль. К сожалению, в сети практически нет информации. Вы были там – станьте, пожалуйста, сказителем на нашем сайте, расскажите как происходило таинство Великого почтения Солнца? Стал ли монгольский фестиваль знаковым событием? Судя по фотографиям, духи приняли дары, Небесные врата открылись.
- Да, это так. По всему земному шару проводятся шаманские фестивали, и я очень рада этому. На фестивале в Монголии участвовали пятеро шаманов из Кореи. Проводили ритуалы «Небо, Солнца и Земля» по-корейски.
Наверное, все духи были рады этому ритуалу, потому что после этого вокруг Солнца появилась большая и красивая радуга. Этим духи благословили всех присутствующих людей.
- Ким, мой поклон Вашему терпению. Спасибо огромное! Удачи на Вашем Пути.
Фото: Ким Джон Хи, Good hanmadang и автора
В сюжете: шаманышаманы в Монголиибоошаманизмшаманизм в АзииКореяшаманизм в КорееЮжная Корея