Дарима. Учительница. Беслан.
Сегодня День скорби. Мы вспоминаем о всех жертвах тех дней, и о скромной учительнице, что прикрывала собой детей...
3 сентября спецподразделения начали штурм школы в Беслане, захваченной террористами. Во многом, это был вынужденный шаг – стало понятно, что иначе оттуда живыми не выйдет никто. Сейчас, с высоты прошедших лет, можно рассуждать о цене потерь, о том, стоило бы это делать, но тогда все стало понятно с решающей ясностью – надо брать школу.
334 человека. 186 детей. Город был буквально заставлен гробами. Мы не будем пересказывать биографию уроженки Аги Даримы Базаровой. Просто хотим напомнить о ней.
«Дарима Батуевна! Вы спасали детей и успокаивали их! Вы лучший учитель истории и лучший человек, которого мы знали! Мы вас будем помнить всегда!!! Рухсаг у! Ваш 11 «а» класс (2004 г.)» – такую запись нашли о Дариме Аликовой, в девичестве Базаровой, в убитой и растерзанной школе.
Но жизнь продолжается. И вот Алана-Альбина теперь продолжает дело мамы. Сибиряка года. Учительницы, что закрывала собой детей...
...Учить, воспитывать, любить, понимать. Вот что, по моему мнению, должен делать каждый учитель. Нашим ученикам жить в ХХI веке, а если они не усвоят те знания, которые выработала человеческая цивилизация за несколько тысяч лет своего развития, то просто не смогут себя найти в этом быстроменяющемся и достаточно жестком мире. Многому мне придется их научить, ведь я преподаю русский язык и литературу. А это не просто свод правил по орфографии и пунктуации, не только хронологические таблицы творческих биографий великих писателей, не количество прочитанных романов, поэм и стихотворений и их сухой анализ.
Я должна научить детей думать, слушать, видеть, понимать, грамотно излагать свои мысли. Нужно учить детей познавать жизнь, потому что, сколько бы знаний, умений и навыков мы ни вложили в наших детей, когда-нибудь они столкнутся с задачей, которую им просто не успели объяснить в школе. Вот тогда-то и пригодятся моим детям выработанные умения думать, анализировать и сопоставлять.
Но мне совсем не хочется растить цивилизованных варваров. Культуру человека ведь определяет не сумма полученных им знаний, а моральные и нравственные ценности, которые он приобрел вместе со знаниями. Именно поэтому не менее важной целью своей работы я считаю воспитание Человека. «Учить и воспитывать — это как молния на куртке: обе стороны застегиваются одновременно»,— писал Е.Н.Ильин. Вот почему, если как учитель я очень демократична (мы всегда вместе с ребятами обдумываем, спорим, ошибаемся и, наконец, решаем проблемы литературных героев), то, как воспитатель я в какой-то мере деспот: не приемлю хамства, развязности и лжи. И эта категоричность не случайна: только от тех, кто тебе не безразличен, ты станешь требовать соответствия идеалу.
И я не скрываю: люблю своих учеников! Люблю их несмышлеными озорными пятиклашками, робко поднимающими руку. Люблю максимализм подростков, готовых ринуться в бой во имя справедливости. Люблю вальяжных и серьезных выпускников, с которыми чувствуешь себя не столько учителем, а скорее старшей подругой. Я люблю детей и поэтому стараюсь не ущемлять их самолюбия и достоинства, замечаю их горе и радуюсь успехам каждого из них, прихожу к ним на помощь без промедления, верю в своих учеников.
Мне нравится улыбаться, и если я даже чем-то расстроена, то именно дети легко могут улучшить мне настроение. Стараюсь понимать детей. Ребенок маленький, но дела и заботы у него — большие. И все — очень важные! Не надо к детям относиться снисходительно: они достойны уважения и серьезного отношения. Прав был Ш.А.Амонашвили: «Понимать детей — значит стать на их позицию, ценить их чувства, принимать их заботы и дела, как серьезные (они и есть такие), и считаться с ними». Только тот человек, который понимает детей и принимает их такими, какие они есть, и может считаться настоящим Учителем. Таким я хочу непременно стать.
Учитель — это не профессия, это жизнь! Ведь нельзя учить детей только в отведенные сорок пять минут урока. Мы воспитываем их и тогда, когда сами с утра собираемся на работу: учитель не придет в школу, не обдумав, как денди, до мелочей свой гардероб (эстетика требует воспитывать у детей вкус). Вот почему мне кажется, что именно об учителях писал великий А.П.Чехов: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли». Именно к учителю, как ни к кому другому, относятся эти прекрасные слова.
Другое известное высказывание французского короля Людовика ХV я позволила себе перефразировать и сделала еще одним своим девизом: «Точность — вежливость учителя». Я и мои коллеги никогда не опаздываем — это приучает детей к пунктуальности. Да и после уроков нельзя спешить домой: надо принять зачет, ответить на кучу ребячьих «почему?» и к ближайшему празднику нужно подготовить концертный номер. А дома — проверка нескольких стопок тетрадей, подготовка к урокам, чтение новинок художественной литературы. Нужно прочитать, ведь ребята обязательно поинтересуются моим мнением. И так практически каждый день: всегда в напряжении ума и души.
Я говорю своей судьбе: «Спасибо!» Спасибо за те минуты, в которые удавалось пробудить в детях чувство Прекрасного. Спасибо за те откровения, которые читала в детских сочинениях. Доверяют, значит, любят. А разве стали бы они доверять «урокодателю»? Вряд ли. И вы еще думаете, что это только работа? Жизнь! И мне такая жизнь нравится!!!
Альбина Викторовна Аликова