"Пилить" табуретки, это верх политического безумия
Известный в Бурятии экономист рассказал о своем отношении к Стратегии-2030, о предстоящих выборах главы республики и кандидатах на этот пост, а также о том каким он видит будущее региона.
Алдар Бадмаев – кандидат экономических наук, эксперт по инвестициям, антикризисному управлению, финансовому оздоровлению.
Ваше отношение к Стратегии-2030?
- Стратегия, конечно нужна. Тут, важно то, что сейчас нужно в корне пересмотреть существующую стратегию, которая доказала свою полную бессмысленность, бесполезность. Это очевидно всем. Выступали ученые и практики, предприниматели, общественники и все сходились на этом. Она, с точки зрения приоритетов, ресурсов, целей, отраслевых задач не идет. То, что она не выполняется, является прямым следствием этого.
Встает технический вопрос, есть ли смысл до 2030 года загадывать? На 2016 год глава республики гарантирует, что все бюджетные обязательства будут выполнены. Но мы же знаем, что ситуация сложная и в следующем году Российская Федерация фактически проедает все резервные фонды, которые были рассчитаны на десятилетие вперед. Поэтому сложно сказать что будет, например, во второй половине 2016 года, не говоря о 2030.
Мы напрямую зависим от федерального бюджета, непонятно что будет происходить в целом на уровне России. Вот эти все внешние факторы [экономические санкции, военные операции, цены на нефть, курсы валют] непредсказуемы и многие эксперты в категорической форме ничего не могут сказать. Диапазон различных вариантов очень большой, если не сказать гигантский.
Что нам остается делать?
- В основе новой стратегии развития экономики Бурятии, должен быть отказ от ресурсного (горнорудного) направления. Потому что, мы видим это особо эффект для республики не дает. Вред, ущерб экологии в целом наносится гигантский, который не восполняется. Бюджетные поступления крайне низки, налоги в основном уходят в федеральную казну. Те же предприятия, например госкорпорация «ТВЕЛ», в Хиагде [урановое месторождение] платят с «гулькин нос».
Недавно, узнал что «Метрополь» платит в бюджет республики около 120-130 млн. рублей в год. Это много или мало?
- Это очень мало, мизер. Потому что, тот же «Байкалфарм» платил примерно полтора-два миллиарда в год.
«Программу СЭР Республики Бурятии на 2008-2010 годы, и на период до 2017 года» по которой мы сейчас живем, разрабатывали в Академии народного хозяйства при Президенте РФ. Почему оказалась нежизнеспособна?
- Я общался с ведущими российскими экономистами на эту тему, все они подчеркивали, разрабатывать должны не какие-то москвичи, питерцы и т.п. Должен разрабатывать совместный коллектив, который будет включать в себя нескольких специалистов ведущих экономических исследовательских центров и, безусловно, местных экспертов. Которые будут собирать информацию, проводить эту огромную работу и в дальнейшем они же будут сопровождать этот документ. Мало что написали, нужно все это воплощать в жизнь. Написать стратегию это 30-40% процентов труда, если не меньше. А сопровождение, две трети всей работы, ситуация меняется, отклонения и пр.
Второе, совершенно по-другому пересмотреть взгляд на развитие туристической отрасли. При этом, не отказываясь от туризма, безусловно, в перспективе это одно из важнейших направлений. Но, то направление, в котором сейчас расставлены приоритеты развития туризма, какой выстроен механизм, это не работает. Вот у нас идет туристический поток из Монголии, у нас ожидается потенциально огромный туристический поток из Китая, а встретить не с чем. Как была ситуация пять лет назад, на том же месте, по сути, и стоим. При этом потратив гигантские деньги, миллиарды впустую. Эти объекты [«Байкальская гавань»— особая экономическая зона туристско-рекреационного типа] не работают.
Практика показывает, что у нас очень хорошо работает транзитный потенциал. Все наши успешные проекты на территории Бурятии построены на том, что перерабатываем 100% привозное сырье, и продаем произведенную продукцию на огромной территории. Это Сибирь и Дальний Восток в случае макаронных изделий, кондитерка, пищевка. В самые разные страны, в случае сложной машиностроительной техники. Вертолеты продаются в десятки зарубежных стран, электродвигатели у нас продавались в 59 стран мира.
Это какие двигатели?
- Которые производила «Электромашина». Сохранились эти кадры, которые все это делали. Единственное, что при попустительстве наших властей, три директора «Электромашины» последовательно вывезли с предприятия всю уникальную технологию. Буквально техническую документацию на самые конкурентные на мировом рынке электродвигатели. Вывезли на тот момент самое лучшее оборудование основного цеха и потом оставшееся.
Это когда происходило?
- Это было в интервале 1997 и 2002 года. То есть совсем недавно.
Далее, по той же пищевой промышленности, фабрика «Макбур». Фактически полностью этот проект был реализован до очень успешной стадии в конце 90-х годов в кризисное время. Предприятие стало лидером на территории всей Сибири и Дальнего Востока, и были реальные планы войти в тройку крупнейших предприятий в отрасли по всей России.
Я лично абсолютно уверен, что в целом при поддержке власти, очень большой потенциал вот именно в организации подобного рода производств, с высокой степенью добавленной стоимости. При этом особо подчеркиваю, наличие местного сырья роли не играет. Объем местного рынка играет еще меньшую роль. Потому что элементарно не позволяют выйти на точку безубыточности.
Сельское хозяйство?
- У нас, к сожалению, ее доля не велика. 40% населения живет на селе, а что касается производимой ими продукции, то она в десятки раз меньше. И это огромная проблема. Например, Василий Коршунов директор колхоза «Искра» Мухоршибирского района, говорил открытым текстом, что сельское хозяйство фактически развалилось, новой структуры не создано. Люди на селе все эти годы жили тем, что заготавливали лес, ездили на сезонные заработки в другие регионы. Но это приходит к логическому завершению, это видно по ситуации с уровнем рек, пожарами. Леса осталось фактически на пару тройку лет. Как люди дальше будут жить, чем заниматься? В городе и так рабочих мест нет, промышленность упала.
Вопрос очень серьезный. Надо видеть, что доходность сельхозпредприятий за последнее время упала, в силу малопонятной внутренней политики, которая на словах, направлена на импортозамещение, а фактически не понятно на что. В результате чего растет диспаритет цен. То есть стоимость средств производств [трактора, комбайны, сельхоз оборудование] значительно выросла по сравнению с производимой продукцией. Сейчас в пересчете на зерно, стоимость сельхоз техники, оборудования выросло в десятки, если не сотни раз.
Наверное, для того чтобы поднимать сельское хозяйство, нам нужно возрождать те же машинотракторные станции (МТС) как было во времена коллективизации, потому что денег на приобретение дорогостоящей техники у сельхозпредприятий нет. Единственный способ, это брать в аренду по сниженным, льготным ценам.
А как быть?
- Мы не сможем загнать людей обратно в бууса, заимки, хутора. Как бы мы этого не хотели, это нереально. Безусловно, нужно поддерживать малые села, молодые семьи, которые организуют малые хозяйства. Но без возрождения крупных хозяйств, мы не сможем решить гигантский пласт проблем, который уже давно формируется в селе. Могу реально сказать, не позднее 2-3 лет столкнемся с колоссальным напряжением в сельском хозяйстве и социальной сфере на селе.
Этот вопрос надо срочно решать, тут ситуация усугубляется тем, что в этот же период у нас фактически идет обострение бюджетной ситуации, вследствие снижения налоговых поступлений в связи с финансовым кризисом. Идет резкое возрастание давления налоговых органов и прочих фискальных структур на бизнес. В результате предприниматель, который итак несет потери вследствие снижения спроса на рынке, в целях элементарного выживания начинают уходить в другие регионы, где более благоприятные условия. Туда, где нет административного давления.
И в ближайший год мы столкнемся с этой ситуацией очень остро. Отток предприятий и последующая за ним цепная реакция уменьшения налоговой базы в геометрической прогрессии будет увеличивать давление фискальных органов на оставшихся предпринимателей. Независимо, какой он национальности, вероисповедания, партийной принадлежности. Потому что сверху будет команда - выполнить план. А планы по сбору у нас не снижаются, наоборот растут. Итак, сейчас в разы растут недоимки налогового платежа и вследствие пени. Эта ситуация будет усугублять в ближайшие полгода, год.
Через два года республика сталкивается с огромным клубком проблем, который в настоящее время, решить в рамках существующей парадигмы управления, в принципе невозможно. Нас ожидает коллапс, в форме дефолта бюджета, развала рынка, роста социального напряжения, недовольства жителей.
И какой сейчас нужен выход?
- По существу нужно вводить антикризисное управление. Республика в настоящее время находится в лидерах в России по экономическому спаду, по показателям, которые характеризуют уровень жизни населения. У нас подобный режим вводился в 90-х годах, носил больше декоративный характер, потому что ситуация была намного лучше. Тогда, кроме всего прочего, худо-бедно работала «Тонкосуконка», «Электромашина», платили людям зарплату, налоги…
Это следствие управления Наговицына, его ошибки?
- Здесь не все упирается в личность Наговицына, хотя он как руководитель несет полную ответственность за те последствия, которые наступили в период его правления. Помимо него существует масса людей, которые непосредственно ответственны, прежде всего, за экономический блок. Эти люди занимались разработкой и проведением экономической модели, политики в области сельского хозяйства и промышленности. Они несут прямую ответственность. И без смены ключевых фигур во всем экономическом блоке, говорить о выходе из этого положения невозможно.
Также невозможно говорить об этом без «дорожной карты» - антикризисной программы. Это архиважный документ. Любая ошибка, допущенная в этот период, в тысячу раз обойдется дороже, чем в нормальной ситуации. Здесь амплитуда последствий намного выше.
Вот эта ситуация с пожарами очень хорошо проявила все недостатки управленческой системы выстроенной в последнее время в Бурятии. Это неумение правильно оценить ситуацию. Далее, определить приоритеты в своей деятельности, планировать ресурсы. Мобилизоваться, нормально сделать элементарный план действий на этот период. Если вдуматься и серьезно проанализировать состав действий нашего Правительства, структуру ответственных за пожары, видно, что они по существу ждали, когда сама природа решит этот вопрос. И даже говорили об этом, привязывая окончание пожаров к метеосводкам. Которые в последствие оказались неточными, в итоге мы оказались на краю катастрофы.
В экономике ситуация со сводками еще хуже, помощи ждать неоткуда, проблема само собой не рассосется. То есть, ждать когда на нас хлынет дождь инвестиций без того, что мы здесь сами сделали, создали условия, кого-то привели, этого никогда не будет. Никогда.
Поэтому надо менять структуру и среду, к нам не придет богатенький дядя, если от нас убегают собственные, родные предприниматели, предприятия. Люди, которые выросли здесь, никогда не хотели отсюда уходить. И потом, они не навсегда отсюда уходят, просто бизнес переводят, регистрируют предприятия в другом месте.
«Метрополь» и другие горнорудные предприятия, они же пришли?
- Надо их реально оценивать, как говориться, по сухому остатку. Какой эффект для региона, сколько денег было привлечено, сколько было создано рабочих мест, уплачено налогов и пр. Потому что любой житель Бурятии знает, что происходит на Озерном ГОКе [основной горнорудный проект «Метрополя» в Бурятии]. Мы же не слепые…
А что там происходит?
- Да, там ничего не происходит. Там сделали один маленький фанерный городок, больше ничего и все стоит. То есть, всем прекрасно понятно, это просто перекупщики, зарабатывают на перепродаже наших природных богатств. От этого мы с вами ничего не имеем. Если вдуматься серьезно, ведь есть покупатели, настоящие инвесторы на это месторождение. Те же самые китайцы готовы купить в условиях кризиса. Но пока они не могут договориться по цене, там все стоит.
И вот эта политика инвестиционных посредников, которые сами ничего не делают и другим не дают, в выжидании продать по более выгодной цене, очень дорого обходится экономике Бурятии.
Когда мы говорим, что горнорудная промышленность не должна быть в приоритете, учитывая нашу специализацию на транзитной экономике, на экологобезопасных технологиях, на технологиях с высокой степенью добавленной стоимости, на туризме, в любом случае мы должны понимать, что от горнорудной промышленности мы не уйдем. В любом случае, золото, нефрит, металлы не куда не денутся, просто речь идет о том, что не надо уподобляться некоторым странам третьего мира, которые свою территорию превратили промышленную пустыню, в которой жить невозможно. Если мы такое сделаем с Бурятией, нам не только наши потомки, но и человечество не простит этого.
Опять руководство республики виновато?
- Безусловно, мы же прекрасно понимаем, что наехать на бизнес, найти неправильные запятые возможно. Когда у нас дело доходит до избирательных кампаний, политических вопросов, то наше руководство всегда найдет в себе силы, чтоб продавить любое решение. А почему этого не происходит, когда речь идет о кровных экономических интересах республики?
Допустим, Мархаев выиграет выборы главы Бурятии, сможет ли он поднять экономику, промышленность. Кто-то говорит, что у него нет управленческого опыта, команды, он не хозяйственник?
- Я считаю, что у него есть шанс, почему? Для того чтобы поднять республику необязательно, чтобы во главе находился какой-то гениальный управленец, Билл Гейтс. Должен находится человек, который умеет и не боится принимать на себя ответственность. Умеет работать с людьми, не боится прямых вопросов и не прячется от народа. Ну и естественно, который обладает авторитетом, сможет решать вопросы с Москвой. Мархаев в принципе, имеет все эти качества и доказал это.
Я считаю, что он вполне может собрать команду, не только профессиональных управленцев, но и консолидировать те силы, причем не только из бурят. Отличие Мархаева заключается в том, что он единственный из бурятских политиков за которого в большей степени будет голосовать наши русские избиратели. Он может консолидировать, в том числе интересы бизнес-структур, которые в настоящее время терпят убытки, вследствие тяжелейшего экономического положения в республике. И сможет консолидировать те слои общества, которые сейчас крайне недовольны сложившимся положением.
Во время пожаров, те же самые общественники – независимый сектор, вынуждены были активно вмешаться и при этом они отмечали, насколько власть неохотно шла на сотрудничество, насколько чиновники грубо и неправильно вели себя. При этом речь шла о решении крайне актуального вопроса для всего нашего общества – спасении наших лесов. Аналогичная ситуация в экономике.
При этом надо отдавать себе отчет, что Мархаев не какой-то матрос в тельняшке с пулеметными лентами, анархист. Это человек, который вполне интегрирован в современную политическую систему России, знает прекрасно, что такое верхние эшелоны власти, на «ты» с ведущими политиками России. Который прошел две успешные избирательные кампании совместно с Локоть в Новосибирске и Левченко в Иркутской области. Причем надо понимать, что Новосибирск и Иркутская область субъекты, где экономика и уровень жизни на порядок выше, чем в Бурятии.
Поэтому ресурсов и возможностей на предвыборную борьбу у Мархаева хватит. Вопрос здесь заключается в том, что сейчас те силы, которые колеблются, грубо говоря, не знают за кого податься, они должны для себя четко понять – единственный выход из кризиса, это не просто консолидация, а консолидация именно вокруг харизматичного и сильного лидера. И при этом он однозначно будет жестко менять существующую парадигму управления, вместе со всеми ее составляющими.
Когда пришел Наговицын, бюджет Бурятии 2007 года составлял около 24 млрд. рублей и в 2015 году чуть более 40 млрд. рублей, это достижение?
- Когда говорят о величине доходов и расходов, надо всегда смотреть соотношение. Величина дефицита бюджета Бурятии растет. Более того республика в настоящее время все более и более увязает в дотационную ловушку. Тем более это связано с тем, что собственная налогооблагаемая база в нашем регионе падает. Будет снижаться по «эффекту домино», нарастающими темпами. Поэтому приукрашенные цифры макроэкономической финансовой статистики на самом деле никого не могут обмануть.
Самым ярким примером является средняя заработная плата. По Бурятии сейчас это чуть более 27 тысяч рублей. Кого эта цифра может обмануть? Любой житель республики знает прекрасно, что такой уровень зарплат в нормальных структурах экономики, это примерно заработная плата начальника отдела, скажем торговой компании. У нас извините, таких позиций очень мало. А люди, широкая масса в основном сейчас работают за 12-15 тысяч рублей, в лучшем случае 18 тысяч рублей месяц.
Как экономист, я знаю эту методику расчета, они просто отсекли предприятия численностью менее 15 человек, еще ряд критериев включили. В результате у них остались самые крупные, сытые предприятия, высокооплачиваемые профессии. Благодаря этому они нарисовали эту благостную картинку. Для кого эта картинка рисуется, для людей? Нет, конечно, мы-то все прекрасно понимаем и они понимают.
Вот, я обращаюсь к чиновникам - не надо врать самим себе. Вот вы приходите домой, общаетесь со своими родственниками, друзьями, неужели вы эти цифры им называете? Тем более с такими цифрами рисовать стратегию развития республики на полтора десятка лет, это полный бред.
Для того чтобы лечить экономику, надо поставить четкий, непредвзятый диагноз.
Когда у нас в целом для России были сытые годы, когда нефть была на очень высокой цене, естественно в этих условиях мы там стадионы переносили с места на место. Строили театр, «Байкальскую гавань», дороги, на нас денежный поток валился, и мы эти цифры благополучно себе рисовали. И тем жестче будет падение. А кто нам сейчас деньги даст на подобного рода объекты? Весь наш бюджет построен на федеральных трансфертах, на глиняных ногах. Мы сейчас не можем найти деньги на реально необходимый для нас третий мост через Уду. Пробки у нас гигантские, страдают от этого люди и в целом экономика города.
Поможет ли Наговицыну административный ресурс на выборах главы Бурятии?
- Я лично считаю, что положение действующего главы республики крайне тяжелое. В настоящее время я просто не вижу выхода, смысла в продолжение подобного рода …, единственное, если он сейчас начнет крайне жесткие кадровые решения. Я очень сомневаюсь, что у него хватит на это политической воли.
Тут надо четко понимать, для федерального центра в любом случае необходимо выдавать результаты «на гора». Если этого результата нет, республика однозначно вылетает в число самых худших, то соответственно и отношение будет действующему главе.
С другой стороны Наговицыну сейчас терять нечего. Он может попробовать пойти на карт-бланш, на какие-то жесткие меры, с тем, чтобы попытаться, как-то переломить ситуацию. У него еще есть время до окончания срока полномочий. Можно за это время ничего не сделать. Но уже сейчас у него идет распределение табуреток, кто какие места займет после выборов.
Получается стратегически ему выгоднее идти на выборы в 2017 году?
- Совершенно верно. По крайней мере, явной поддержки решения «уйти» Наговицына на досрочные выборы 2016 году у федерального центра нет. В противном случае, уже прошли бы ключевые встречи, все стало бы известно. Такого рода решения фиксируются и визируются на высшем уровне.
На чем должна быть основана предвыборная программа Мархаева?
Прежде всего, как я уже говорил, это консолидация не только политических сил, но и экономических, бизнес-структур, которые заинтересованы, чтобы переломить ситуацию. Понятно, что мы не сможем выйти из кризиса, изменить структуру экономики за 4-6 лет, но мы сможем, по крайней мере, провести антикризисную программу.
Этот период будет одним из самых жестких в экономике Бурятии за последние 100 лет. И нам придется принимать крайне жесткие, непопулярные решения. В условиях сложного положения России, ожидать поддержку сверху нереалистично. Дело тут не в партийной принадлежности и этот фактор будет играть самую последнюю роль. Все будет зависеть от правильного подбора кадров, выбора курса развития экономики, командой Мархаева. Если мы в условиях паники, где то ошибемся, то можем улететь в худшую ситуацию. Риск очень большой, ответственность громадная.
А как относитесь к Баиру Жамсуеву?
- Безусловно, он один из самых ярких, талантливых управленцев. Если он выдвинется на пост главы Бурятии, то за него может, будет голосовать часть бурят. Повторяюсь, только часть. Надо понимать, многие агинцы, наоборот будут против него, фактически из-за объединения Аги и Читинской области.
Были примеры, тот же Хазрет Совмен [Президент Республики Адыгея с 2002 по 2007 годы] в 2006 году был против объединения Адыгеи и Краснодарского края, уперся и сказал – меня люди не поймут. Он сохранил республику, при этом понес какие-то личностные потери, но авторитет его огромный. Самое главное он сохранил свой регион, все рабочие места, статус республики, источники финансирования, отдельный бюджет и прочее. В этом отношении Агинский округ находиться ниже плинтуса, а агинцы все это прекрасно понимают.
Второй минус Жамсуева, в случае победы, ему придется опираться на действующую команду которая, опять-таки будут из потаповских кадров. То есть, у него здесь нет свой команды, притащить людей из Аги он не может. То же самое относится к Александру Варфоломееву [Член Совета Федерации от Республики Бурятия с сентября 2013 года].
Человек, который обладает огромным авторитетом и опытный руководитель-управленец. Возможен тандем Мархаев-Жамсуев?
- Вполне возможно. Считаю, что сейчас в условиях кризиса наоборот надо объединяться, кто-то должен проявить политическую мудрость. В условиях, когда корабль тонет, сидеть и пилить его, это верх политического безумия. Еще раз повторюсь, в этих условиях надо договариваться, не притом, что распилили табуретки и корабль идет ко дну, а именно менять парадигму, команду управления. У нас кадров огромное количество людей, которые могут заполнить, эти потенциальные нищи. Но просто они сейчас в оппозиции, без дела.
Те же политики Жамсуев, Варфоломеев и другие, если сформируют некий политический союз, пусть даже на жесткий антикризисный период, этим самым они внесут гигантский вклад в дело возрождения Бурятии. У этих людей, я не сомневаюсь, есть свой личный патриотизм, тот же Варфоломеев, он же семейский и никуда не собирается уезжать. Жамсуев, может свой гигантский управленческий опыт и связи задействовать для республики.
Фото: АТВ
В сюжете: Бурятия