"Самое страшное – это признать себя гением"
Интервью с уникальным и интересным собеседником - Солбоном Лыгденовым, режиссером – постановщиком, участвующем в съемках таких картин, как «Десантура», «1812». «Питер.ФМ», «Сталинград» и многих других.
Когда речь заходит о сцене, об актерах кино и театров, о режиссерах, постановщиках, то многим начинает казаться, что это эти люди живут в некой призрачной высоте и проблемы простых людей для них не понятны и скучны. Но что мы знаем о тех, кто создает кино, кто не играет в сценах, но своим кропотливым трудом дает возможность родиться новому фильму?
Более того, из-за бесконечных погонь за модными темами и кассовыми сборами, многие упускают из виду картины, заслуживающие внимания.
И сегодня, хотелось бы рассказать об одном уникальном и интересном собеседнике - Солбоне Лыгденове, режиссере – постановщике, учавствующем в съемках таких картин, как «Десантура», «1812». «Питер.ФМ», «Сталинград» и многих других.
Это интересный и бескрайне увлеченный своей профессией человек, о которой он может рассказывать часами. При этом и сам начинаешь загораться любовью к кино, начинаешь видеть в нем что-то безгранично теплое и родное.
На вопрос, какие титулы стоит указать в нашем интервью, мой собеседник скромно ответил: «Обладатель гран-при на якутском кинофесте, тумороу и еще каких-то по России. Я отказался от Берлина и американского санденса, хотя они обещали горы, но я не стал ради низ перемонтировать свою картину. Зачем они нам диктуют свой вкус, не хочу чернуху в кино, а особенно про Россию!»
Здравствуйте, расскажите с чего начался ваш путь в кино и какие картины вам запомнились больше всего?
- Привет! На самом деле о кино я мечтал с раннего детства. Не пропускал ни одного фильма и этот мир меня очаровывал все больше и больше. После каждого просмотра я отрисовывал все понравившиеся сцены и кадры! В 90-х годах казалось, в провинции делать нечего, не говоря о кино и даже в общем об искусстве. И, тем не менее, я начал работать на телевидении художником и оператором. Затем, открыл свою студию по созданию роликов, телефильмов, мультфильмов и компьютерной графики. И в начале двухтысячных меня пригласили работать в Москву.
Можно было сказать, что мечта моего детства сбылась! Я был на седьмом небе от счастья! И первой картиной на которой я работал, наверное всем и во всех цехах))), это была картина «Питер ФМ» режиссера Оксаны Бычковой. Очень добрая история, да и съемки до сих пор вспоминаю с теплотой. На самом начальном этапе, я эту картину полностью отрисовал в раскадровках, а затем, на производстве, совмещал реквизитора и декоратора и еще по ситуации другие профессии. Все очень нравилось на площадке и давалось легко.
В ваших фильмах вы затрагиваете исторические темы, при этом хотите рассказать о культуре своего народа. Какую основную мысль вы хотели бы донести, говоря о бурятах, что хотите о них рассказать?
- Бурятский народ, в недавнем прошлом, до Хрущева, назывался Бурят-Монголы, т.е. это представители монгольского этноса, который имел когда-то свою государственность, огромный исторический и культурный пласт. Молодежь наша об этом забывает и это плохо. Тем более, когда история в наше время, преподается в очень узких рамках в призмах односторонних взглядов. Хочется рассказать современникам о многом, а особенно о богатстве исторических событий повлиявших на историю Евразии в целом. Трудно просто говорить, и тем более спорить об этом. Мне лучше снять и рассказать.
Среди вашей фильмографии я нашел очень интересные картины, в том числе экранизацию любимой в детстве повести: «Дети синего фламинго». Чем вызван интерес к этому автору?
- Да, Крапивина я очень люблю, еще с детства. Когда пригласили в Екатеринбург поработать на проекте, то я, не задумываясь согласился, и тем более, что в наше время, детскому кино уделяется очень мало внимания. Это не справедливо! С удовольствием поработал с детьми, они органичны и честны. Они не испугались даже трюков, которыми изобиловала картина. Молодцы. У меня в мечтах снять много детских картин в качестве режиссера.
Насколько тяжело заниматься картинами для различной аудитории (начиная от экшн и, заканчивая, детским кино) и что это дает актеру, режиссеру, сценаристу?
- Если ты выбрал эту профессию, то говорить о трудностях не приходится. Тебя увлекает все разнообразие тем и -жанров в кино. Сильно радует возможность, постоянно что-то придумывать и создавать для зрителя, их удивлять. Эта работа не мука, а скорее дар судьбы! Самое главное в кино – это взаимность с двух сторон экрана. Люби зрителя, делай для них все независимо от твоей профессии в кино!
Вам часто приходится работать с каскадерами, что это за люди, на ваш взгляд?
- С каскадерами и постановщиками трюков работаю постоянно. В западных регионах моя деятельность заключается в создании концепций по трюкам и их тщательная раскадровка – прорисовка каждого кадра, даже если этот кадр по монтажу мелькнет перед глазами. Каскадеров очень уважаю и ценю. Работаю, практически со всеми постановщиками трюков в России и СНГ. Знаю огромное количество трюкачей и очень дружен со многими. Каскадеры – это художники экшен сцен! Они своими трюками рисуют кадр, делая его красочным и зрелищным! Каскадер – это художник, который рисует своим телом каскад трюков, при этом тонко различая жанр и стилистику картины. Работа трюкачей каскадеров, на первый взгляд может показаться бездумной, рискованной и очень опасной. Это да – опасно и рискованно, но самое главное в трюках – это тонкий математический расчет в кипе со зрелищной подачей для зрителя. Это тонкое мастерство, это порой умение красиво и тонко обмануть кинолюбителя тем, что трюк в кадре будет смертельно опасным, а на самом деле выполнен очень технично и безопасно. Порой и наоборот, казалось бы, простой в кадре трюк, но выполнение его требует серьезной подготовки и исполнения. Каскадер, по сути, большой художник от работы которого зависит успех жанра!
Откуда возникла идея создать фильм о 321-й дивизии?
- Идея эта давно. Я часто работаю в жанре военной драмы и боевика. В западном регионе много снимают о войне. Страна наша большая, но в кино отражается только часть. О наших предках, о сибиряках, о родных дедах и отцах в кино, что в СССР и современной России, как правило никто не рассказывает. Это очень обидно, как для сибиряка. Очень много изучал историю Великой отечественной и прекрасно знаю роль сибиряков на фронтах страшной войны. С самого детства знаю, что многие родные предки, соседи, практически каждая семья в каждом населенном пункте по Сибири имели своих героев. О них никто не рассказывал и фильмы не снимали. У многих сибирских народов ушло на фронт великое множество мужчин и многие не вернулись, отдав свои жизни не просто так, а за Родину!
Это великая жертва несправедливо уходящее в забвение. Об этом надо рассказывать и показывать подрастающему поколению, что бы в будущем не было проблем в отношениях между народами. В то время была одна победа одного народа. И это не громкие слова. В детстве наши деды, собравшись вместе вспоминали те страшные годы и они не делились на москалей, хохлов, чурок, чукчей! Они были настоящими братьями!
Я написал строки по этому поводу: Мой дед. август 2015. (С)
Я, современный человек.
Достаточно циничный обыватель.
У деда я спросил, что прожил целый век:
«Вы страшных дней войны не забываете?
А былоль так, когда пожары полыхали,
Поверх голов свинцовых струн истошный вой,
Солдаты «чуркой» Вас не обзывали?
А гнали Вас заградотряды в бой?»..
Наш дед давно не слышит песен,
И день лишь отраженье в выцветших глазах.
Но в этот миг взгляд старика был ясен,
Слова из уст моих, как гром в его ушах.
В кулак собрав он вековую дрожь,
Привстал, затем шагнул в былую стать,
Вбирая в каждый след неведомую мощь.
Он старый китель свой примерил на плечах,
Откинул трость и стал по стойке «смирно»,
И в латах будто грудь его сверкая в орденах,
Огонь зажег в очах моих, что спали мирно.
«Сынок, мы в той войне со многими друзьями,
В одно большое русло, из ран своих сливали кровь,
Что растекаясь алыми ручьями,
Земли сгоревшей пропитали новь!
И наши души плавились в огне,
Чтоб после слиться в монолит.
И эта сталь в безжалостной войне,
Страну родную отстоит!
Восход за нас, врагам – закат.
По солнцу шли и тени удлинялись позади.
В окопе друг, в атаке брат.
Свои сомненья не щади!
Презрен тот страх, что в спину дышит,
А пламень сердца знает путь вперед,
И не страшась, что Бог нас не услышит
И солнце вдруг на встречу не взойдет!»
Старик мой в этот миг я видел
Прожил по новой прошлый век
О нет, былых времен он славы ненавидел,
Там были сотни человек.
И братьев сотни многоликих
В одном строю, в одной семье,
В годину битв тех Великих
Дарили мир своей земле.
Я замолчал, придавлен правдой.
Словам пустым закрыл пути.
А дед мой всёж, своей былой отвагой
Сумел зажечь огонь в моей груди…
Вы работаете с различными национальности и культурами и, наверное, хорошо знаете, как найти ту нить, которая связывается людей. На фоне последних событий в мире политики хочется, чтобы вы поделились этим секретом.
- В такой работе секретов нет и каких-то особых методов. Самое главное в такой работе для каждого творческого и не творческого человека - уважать и ценить любую культуру с которой приходится сталкиваться. И не просто ради приличия, а ради обогащения собственных знаний. Чем больше ты знаешь, тем больше ты стремишься к миру, к реальному миру без лозунгов. Наша страна, да и весь мир настолько богаты своим разнообразием культур и каждая настолько самобытна, что хочется все познать. Конечно, все познать не возможно, но восхищаться и уважать сам бог велел.
Какие проблемы в мировом и в отечественном кинематографе существуют на данный момент? Современные фильмы про войну часто критикуют, можно ли сказать, что берясь за тему войны, режиссер или сценарист идет на определенный риск?
-Риск, безусловно, существует, но боятся не надо. И прежде всего, хочется сделать это искренне, не забывая о зрителе. Я производственник, а не критик, и говорить о проблемах мирового и российского кино не могу. Главное есть свои цели создать достойную картину.
Актеры или просто знаменитые люди. Которые вдохновляли и вдохновляют?
- Таких людей много и с каждым разом их становится больше. И это прекрасно. Время течет и жизнь продолжается и нельзя оставаться на одном уровне, взяв за основу идеи и слова одних людей. Каждый год приносит новые мысли и новый опыт и одни мысли, которые руководили тобой ныне, в будущем могут устареть и быть лишь маленьким эпизодом для жизненных картин. Век живи – век учись. Вдохновение всегда и везде, оно может прийти даже от простых людей, которые своим позитивом или же своим скромным обаянием могут убедить тебя во многом. Мир велик во всех пониманиях и мы в ней живем. Он реален.
С кем проще, а кем тяжелей всего работать на съемочной площадке?
- В нашей работе не бывает хороших людей, а бывают хорошие профессионалы! И это абсолютное правило для любой организации. Поэтому в работе важно собрать команду профи, которые четко выполняют свою работу, и это касается как творцов, так и технарей вместе с администрацией. Я лично работаю с удовольствием со всеми, кто в проекте.
Ваше жизненное кредо или девиз?
- Мне очень нравится выражение, сказанное одним из индейских вождей: «Люби землю. Она не достается тебе в наследство от твоих родителей, она берется в долг у твоих детей». Лучше не скажешь! Я живу для будущего, для большого будущего, и понятия как Экология и Экология души, не пустые слова. Я - человек Мира!
Нет ли у вас ощущения, что многие режиссеры, сценаристы, да и актеры слишком увлекаются пафосом и попыткой объять все самое грандиозное в своих картинах?
- Еще раз повторюсь, что я не критик. Это работа критиков распознавать идеи художников. Я же учусь у многих и подпитываюсь разным. Уважаю коллег по цеху. Они художники и творят. Главное что-то делают. Я этим доволен. Может когда-то стану мэтром в своем деле и тогда может осмелюсь что-нибудь высказать по отношению других художников. А пока я молод и нахожусь в постоянном поиске.
Ваш совет начинающим актерам, режиссерам, сценаристам.
- Всегда говорю, что генералами становятся, пройдя весь путь от рядового и наверх! Так же и в кино, в творчестве, особенно касается режиссеров. Нельзя сразу после курсантских училищ, сразу получить звание генерала и тем более должность. Надо пройти весь путь. А для творцов всех могу только одно сказать: не останавливайтесь, идите всегда вперед, даже если вас уже признали гением.
Мне кажется, что для творца и художника, самое страшное – это признать себя гением…
Фото: google.ru
Источник: so-kir-kin.livejournal.com
В сюжете: Солбон Лыгденовбурятский режиссеринтервью с Лыгденовым