Маршрут "Китай-Турция-Европа" - грузы в обход Монголии и России
Турция и Китай создают консорциум для развития "Транскаспийского транспортного маршрута", по которому грузы из Китая будут доставляться в Европу не через Монголию и Россию, а через Среднюю Азию, Южный Кавказ и Турцию.
Из всех инфраструктурных проектов, связанных с идеей создания ориентированного на Китай экономического пояса "Великого шелкового пути" лишь предлагаемый Россией сомнительный маршрут "Чайного пути" и монгольский проект "Степного пути" могут работать на двух северных соседей Китая. Остальные же проекты грозят России и Монголии утратой их положения "транспортных коридоров" из Азии в Европу. Когда Транссиб и Улан-Баторская железная дорога будут использоваться в основном для внутренних и двусторонних перевозок. Рассмотрим это на ближайших по времени примерах.
Маршрут через Каспий: Россия не нужна?
Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) "Китай-Турция-Европа" - явная альтернатива российскому Транссибу, основному сухопутному пути, по которому сейчас грузы из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Китай, Корея, Тайвань) доставляются в страны Европейского Союза. Главная цель развития ТМТМ - обеспечить транспортную связь между Китаем и Европой в обход России, через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию.
В конце ноября в Стамбуле (Турция) прошла международная транспортно-логистическая выставка Logitrans, на которой состоялась презентация "Транскаспийский транспортный маршрут: возможности и перспективы".
на фото: презентация Транскаспийского транспортного маршрута. Стамбул, 19 ноября 2015 года
По ее результатам сегодня китайская компания Mishgeng Logistics создает международный консорциум, в который готовы войти транспортные компании из тех стран, по которым пройдет маршрут - Казахстана, Азербайджана, Грузии, Турции, а также, возможно, Украины и Литвы, которые заинтересованы в развитии одного из направлений маршрута в сторону стран Северной Европы.
Такую готовность стать членами международного консорциума выразили компания "КТЖ экспресс" (дочерняя фирма "Казахстанской железной дороги"), ЗАО "Азербайджанское Каспийское морское пароходство" и азербайджанская компания "Караван логистикс", а также Trans Caucasus Terminals ("дочка" "Грузинской железной дороги"). Турция, у которой оборот торговли в Китаем сегодня составляет $22 млрд., будет представлена в консорциуме в качестве ассоциированного члена.
Грузия "за"
В рамках этого проекта в течение 2016 года запланировано транспортировать через территорию Грузии первые несколько тысяч контейнеров из Китая в направлении Турции и Европы, а также предусматривается с будущего года начать перевозку грузов через Украину в Северную и Восточную Европу.
Одной из составных частей "Транскаспийского транспортного маршрута" должна стать железнодорожная магистраль Баку-Тбилиси-Карс общей протяженностью 826 км, ввод в эксплуатацию которой планируется в 2016 году.
"По словам директора Trans Caucasus Terminals Левана Сулаберидзе, компания вместе с соучредителями консорциума фактически уже приступила к работе во всех странах, расположенных вдоль Транскаспийского транспортного маршрута.
- Решено организовать первый демонстрационный поезд из Китая в Европу и запустить в этом направлении регулярный контейнерный сервис», - сказал Сулаберидзе. - Таким образом, Грузия вновь возвратится к тому традиционному историческому торговому пути, который называется Шелковым путем", - сообщает пресс-служба "Грузинской железной дороги" (на сайте Georgian railway есть сервис перевода на русский язык).
Азербайджан и Казахстан тоже
Еще в августе 2015 года первый тестовый контейнерный поезд, следующий по Транскаспийскому транспортному маршруту, прибыл в торговый порт Алят в Азербайджане из Китая, сообщил азербайджанский ресурс 1news.az. В целом, реакция прессы Азербайджана на предложение Китая создать альтернативу российскому Транссибу такая же восторженная, как и в Грузии и Казахстане.
"Как передает 1news.az, тестовый состав, вышедший из КНР 28 июля, преодолел 4768 километров (в том числе 4258 км – железнодорожными путями, 510 км - морскими) и по маршруту Шихэцзы-Достык-Актау-Кешлы пересек территории Китая, Казахстана и Азербайджана. Таким образом, новый Транскаспийский маршрут потребовал на доставку груза свыше 1700 тонн каустической соды шесть дней, тогда как раньше аналогичные грузы перевозились альтернативными маршрутами за 25-40 дней через порты Бендер-Аббас и Поти. Ожидается, что второй контейнерный поезд, который проследует по маршруту Китай–Казахстан-Азербайджан-Грузия–Турция, планируется отправить в сентябре этого года.
на фото: первый тестовый состав на ТМТМ
- Бесперебойная доставка грузов из Китая и других стран в Европу очень важна с точки зрения безопасности. Первый поезд из Китая положит начало большому потоку грузов. Уверен, что Китай, Казахстан, Грузия и Азербайджан повысят усилия в данном направлении, - заключил вице-премьер правительства Азербайджана Абид Шарифов.
- Если мы скажем, что Азербайджан располагается в центре мира, мы не очень ошибемся. Великий шелковый путь позволял использовать это преимущество с древнейших времен, предоставляя транзитные пути через Кавказ. Особо хотелось бы отметить инициативу гендиректора грузинских железных дорог Мамуки Бахтадзе, по предложению которого был создан Транскаспийский комитет. Эта точка отсчета для Транскаспийского маршрута. Многое привнесло и соглашение с КНР, имеющей одну из самых развитых экономик, - указал глава «Азербайджанских железных дорог" Джавид Гурбанов.
Говоря о том, что исторический маршрут снова начал действовать, Дж.Гурбанов сообщил, что до 2020 года по данному пути планируется перевезти порядка 300-400 тысяч контейнеров. По имеющимся оценкам, это может принести в экономику Азербайджана сотни миллионов, и поскольку это растущая тенденция, она постепенно приведет к планке в 1 млрд. долларов транзитных доходов страны.
Представитель "Казахстанских железных дорог", президент национальной компании "Казахстан темир жолы" Аскар Мамин, приветствуя собравшихся, отметил скоординированную работу всех участников Транскаспийского маршрута и подчеркнул высокий экономический потенциал данного пути.
- Мы считаем, что это - первый опыт масштабного проекта, потенциал которого оценивается нами более чем в 300 тысяч контейнеров к 2020 году. Считаю, что данный маршрут позволит полностью реализовать транзитные возможности Азербайджана и Казахстана, которые обладают крупными транспортными активами. Думаю, что к 2020 году ЗАО "Азербайджанские железные дороги" может получить доход от транзитных перевозок в размере 600-700 миллионов долларов. Это достаточно высокая и хорошая динамика. Мы уверены, что таких результатов можно достичь», - считает Аскар Мамин, указав на преимущества мультимодальных транспортных решений и оптимальные сроки доставки по маршруту.
В своем выступлении генеральный директор "Грузинских железных дорог" Мамука Бахтадзе особо отметил роль Казахстана в развитии Транскаспийского международного транспортного маршрута. По его словам, всего за полтора года, прошедших с момента заключения договоренности по созданию комитета и активизации данного проекта, маршрут смог подняться на новый уровень. Была значительно усилена координация участников проекта, и развитие проекта БТК имеет в этом процессе немаловажное значение.
- Координация важна не только между транспортными структурами, но также и таможенными, пограничными и прочими государственными службами. Сейчас, помимо Китайской Народной Республики, Транскаспийским маршрутом активно интересуются Корея, Япония и другие страны-экспортеры азиатского региона. Таким образом, транскаспийский путь имеет возможность стать важным коридором в трансграничной торговле, - заключил М.Бахтадзе", - сообщает азербайджанское агентство.
Китайская "перестройка" Азии в действии
Кроме того, АРД уже сообщал о том, что Китай строит скоростную железную дорогу в обход Монголии и России в направлении Ирана.
на фото: проект высокоскоростной железной дороги на “Шелковом пути”
Китай построит высокоскоростную железную дорогу Экономического пояса Шелкового пути, которая соединит Урумчи и Тегеран, об этом сообщает China Daily. Новая железная дорога соединит столицу Синьцзян-Уйгурского автономного района город Урумчи, город Инин в Китае, Алматы в Казахстане, Бишкек в Кыргызстане, Ташкент и Самарканд в Узбекистане, Ашхабад в Туркменистане и столицу Ирана – Тегеран.