Бурятская борьба бухэ-барилдан в преддверии турнира на «Алтаргане 2016»
АРД совместно с администрацией Главы республики Бурятии продолжают серию публикаций под рубрикой "Навстречу Алтаргане-2016", рассказывающих об истории проведения международного фестиваля бурят всего мира, о культуре и традициях бурятского народа.
Бурятия готовится принять 12 международный фестиваль «Алтаргана 2016». Помимо деятелей культуры к празднику готовятся спортсмены. Как обычно в рамках фестиваля состоится крупный турнир по бурятской национальной борьбе бухэ-барилдан. На Центральном республиканском стадионе и других спортивных площадках пройдут состязания по бухэ барилдаану в трех весовых категориях: до 63 кг, до 75 кг, свыше 75 кг. Борцовский турнир на «Алтаргане» является одним из крупнейших соревнований по бурятской национальной борьбе, на которых встречаются спортсмены из бурятских регионов не только Республики Бурятия, но и Иркутского, Забайкальского краев, Китая и Монголии.
Бурятия относится к тем регионам, где борьба является частью традиционной культуры, притом той частью, которая не ушла в область преданий, а продолжает оставаться актуальной и востребованной. Многие элементы бурятской старины сегодня поддерживаются буквально единицами энтузиастов, о многих принято говорить в печальном тоне, как о потерянном, но бухэ-барилдан, или бурятская национальная борьба, в последние годы переживает период подъема. Можно говорить о том, что этот вид спорта еще немного и сумеет найти свою нишу в современной жизни, став самодостаточным феноменом.
По данным Минспорта Бурятии практически каждый месяц где-нибудь проходят соревнования разного уровня по бухэ-барилдану. Во время национальных праздников Сагалган и Сурхарбан турниры организуются во всех крупных населенных пунктах республики. Крупнейшие соревнования проводятся Министерством спорта и молодежной политики, Буддийской традиционной сангхой, администрациями районов, на некоторых из них собираются до восьмисот борцов. Раз в два года сильнейшие борцы собираются на турнире в рамках всебурятского фестиваля «Алтаргана». С недавних пор стали проводиться международные турниры.
Бухэ-барилдан начал выходить за рамки бурятского народа, с 2010 года ежегодно проводится всероссийский турнир «Бухэ-барилдан на Красной площади» в Москве и «Кубок дацана» в Санкт-Петербурге, на которые собираются спортсмены из республик Кавказа, Поволжья, Якутии и Тувы. В общей сложности за год проводится более тридцати мероприятий с участием борцов бухэ-барилдана.
Современные форма и правила бухэ-барилдана были приняты в 1990-2000-х годах. Под эгидой профильного ведомства республиканского правительства была проведена некоторая систематизация и выработаны общие положения. Из Монголии пришла и активно прививается колоритная традиция ритуального борцовского танца дэбихэ («танец орла»). В форме были закреплены традиционные сапоги, использовавшиеся для борьбы в монгольских степных регионах. В способе завязывания кушака форма борцов стала похожа на ту, что использовалась на рубеже 19-20 веков некоторыми группами хоринских бурят. Оригинальная обвязка, при которой кушак обхватывает оба бедра борца, очень напоминает способ обвязки в форме борцов корейской борьбы ссиррым с той разницей, что корейцы кушаком обхватывают только одну ногу. Только в Бурятии и в Корее в борцовской форме принят такой способ.
Когда-то Корея была регионом, находившимся на стыке с монголоязычными народами. Вероятно с тех времен, в традициях национальных видов спорта остались общие черты. Впрочем, как в Корее, так и в Бурятии, традиционное облачение борцов варьировалось от провинции к провинции. В основном различия заключались в способе обвязывания кушаком, но в Корее в некоторых местах боролись в куртках, а в других борцы выходили с голым торсом. Любопытно, что унификация формы состоялась примерно одновременно в 1990-х годах в Бурятии и в Корее. В последней не обошлось без жарких споров, но в итоге был принят тот вариант, где спортсмены борются без курток и с особой обвязкой кушаком, тем самым внешний облик борцов ссиррым и барилдана сделался удивительно похож. Профессионал, конечно, сразу заметит тонкие особенности бурятского и корейского способов завязки кушака, но на фото это не всегда бросается в глаза. Если же в кадр не попали сапоги, с недавних пор ставшие частью формы бурятского барилдаша, разница для неискушенного зрителя не особо заметна.
На протяжении почти всего 20 века вводились малые и большие изменения в правила и униформу бурятского барилдана и корейского ссиррыма. Примерно в одно время с бухэ-барилданом ссиррым пережил введение весовых категорий. В 80-х годах в ссиррыме окончательно принято правило победы, по которому победитель должен опрокинуть соперника на «третью точку» выше колена (а не вытолкнуть из круга, как допускалось раньше), увеличен диаметр песочного круга и т. д. В итоге унификация разных стилей ссиррыма и барилдана привела к заметному взаимному сходству. Однако само по себе родство двух видов борьбы было заметно и раньше, просто сходные элементы были как бы рассеяны по различным региональным стилям.
На примере корейского ссиррыма можно видеть, что развитие бухэ-барилдана шло приблизительно в том же направлении, хотя, разумеется, в те далекие годы никакой связи между деятельностью бурятского спортивного ведомства (носившего в разные периоды разные названия) и корейской Федерацией не было. Есть конечно и особенности, которые также нужно изучать и что-то, может быть, брать на вооружение.