"Меч мой тяжелый" - песня Могсона, вождя хонгодоров
"Лук мой - тугой, стрелы - быстры, копье мое - острое, меч мой - тяжелый!" - песня предводителя облавы Могсон-мэргэна
Могсоон мэргэн – согласно песне, записанной С.П. Балдаевым в 1940 году – предводитель большой облавной охоты в Тайтуругской степи. Сохранившиеся песни и предания показывают, что довольно часто руководящие функции над сходившимися для облавы охотниками выполняли вожди племени хонгодор. Например, можно упомянуть песню предводителя Дэгдэхэя Хонгодорского.
Облавные охоты помимо добывания дичи служили целям военной тренировки, воспитания мужской молодежи и укрепления политических связей с соседями. Военно-тренировочная функция облавных охот отражается в песнях предводителей облав, упоминающих среди своего вооружения панцири и мечи или сабли. Так, например, Шээтэй-мэргэн из булагатского рода хоогой (по другим данным – из племени ноёд) пел о себе: “В черном железном панцире, С острым черным копьем”. При этом, Шээтэй, по-видимому, никогда не участвовал в боевых действиях, будучи с детских лет батраком у воеводы Балаганского острога, в дальнейшем – его помощником.
Пока не удалось точнее установить, когда жил хонгодорский предводитель Могсон, но, судя по упоминанию трех- и пятисотенных облав, время его славы пришлось на дорусский период. Грандиозные облавы “аба” с несколькими сотнями участников буряты из разных племен устраивали в Тайтуруге вплоть до установления в этих краях российской власти. Позднее большие “аба” в большинстве районов сошли на нет, но весь 18 и половину 19 века проводились хоринскими бурятами. В Приангарье была записана песня Иринчина Шодоина, главного хоринского тайши, которого хонгодоры воспринимали своим “хонгоодор яhатанай баатар хγн“.
В песне Могсона поётся: “"Лук мой - тугой, стрелы – быстры, копье мое - острое, меч мой - тяжелый!" (Мэсэ – в данном случае означает “меч”, хотя обычно служит собирательным термином для клинкового оружия и орудий труда.) В завершении своей песни хонгодорский вождь применительно к себе использует традиционную фольклорную формулу: “не (просто) муж я, а – сокровище, не (просто) парень, а - исполин!”
Тайтарагай сагаан хээр уруу
Тонгоргон тонгоргон харалгалайб.
Тайгын табан зуун абадан
Алайрай Могсоон мэргэн гγγлэлэйб.
Наринай сагаан хээр уруу
Намтайн намтайн харайлгалайб.
Нашатын найман зуун абадан
Хонгоодорой Могсоон Мэргэн гγγлэлэйб.
Арангатын толгойдонь
Арбан hγрэг гγрθθн,
Арбуулайе барани унагааhан
Мохойн хγбγγн Могсоонби.
Хγхэ нуурай толгойдонь
Хорин hγрэг гγрθθн,
Хорюулайе барани унагааhан
Алайрай мэргэн Могсоонби.
Номомни хγжγγн,
Ьомомни хурдан.
Жадамни хурса,
Мэсэмни хγндэ,
Сээжэмни дэлюγн,
Сэмгэмни бγдγγн,
Нарамни дээрэ,
Наhамни залуу,
Галдамни хурдан,
Габшагаймни бэедээ.
Сууда ороhон,
Сойдо хатарhан,
Алайрай мэргэн Могсоонби.
Эри бэшэ эрдэниб.
Хγбγγн бэшэ хγдэриб!