Из истории "костюма с энгэром"
В материальной культуре бурят нет другого такого элемента как энгэр, вызывающего столь сильные эмоции современных пользователей Интернета.
Дγрбэлжэн энгэр – “четырехугольный борт” на костюме монголов и маньчжуров – самая известная и бросающаяся в глаза деталь традиционной одежды этих групп. В последние лет десять с небольшим вокруг этой детали в Бурятии кипят страсти, и сотни людей, никогда в жизни не изучавшие этнографию и историю костюма, заполоняют форумы и социальные сети своими суждениями о ней. Во всей материальной культуре монгольских народов, видимо, нет другого такого элемента, вызывающего столь сильные эмоции современных пользователей Интернета.
«Маньчжурская тряпка» - один из типичных эпитетов костюма с дγрбэлжэн энгэр в комментарии очередного радетеля за очередную “высшую расу”. «Западные буряты не опозорили себя ношением маньчжурского костюма» - еще один типичный тезис современного “знатока” средневековой моды.
Все началось с высказывания монгольского ученого Б. Ринчена, полвека тому назад написавшего, что старинный монгольский покрой «ташуу энгэртэй дээл» был вытеснен маньчжурским по происхождению «дγрбэлжэн энгэртэй дээл». При этом ламам якобы было разрешено носить старый покрой. Это высказывание выдающегося ученого многие годы спустя внезапно приобрело популярность в 21 веке. Тезис был растиражирован и взят на вооружение завсегдатаями интернет-баталий.
Как известно, в традиционном мужском костюме западных бурят сохранялся покрой с «косым запахом», или дэгэл с «шалевым воротом». В просторечии это было понято в том смысле, что у западных бурят в костюме вообще «нету никакого энгэра». На самом деле, подобный покрой по-монгольски называется «ташуу энгэртэй дээл», т. е. понятие энгэр «борт» никуда не исчезает. Но суть не в этом. Интересно, что в период роста западнобурятского самосознания у выходцев из Усть-Орды в Улан-Удэ вся эта история вокруг «энгэра» приобрела гипертрофированный размах и стала чуть ли не маркером «истинной монгольскости». Часто такого рода суждения подкреплялись портретами чингисидов в одежде типа «ташуу энгэртэй дээл».
Чингисиды и значительная часть монголов действительно носили похожий костюм с косым запахом направо, рисунки и скульптуры с таким покроем известны. Однако, в 1233 г. китайский путешественник отмечал: «У их (монголов) верхнего платья пола запахивается направо, а борт квадратный». Другой автор дополнял: «Борт назван квадратным, потому что он по виду как четырехугольник». Китайские наблюдатели отметили, что такой покрой не единственный среди монголов, а знать (чингисиды) носят другой костюм. Для нашей темы важен тот факт, что «квадратный борт» отмечен задолго до маньчжурского времени. И это не самое раннее упоминание.
Л.Л. Викторова, изучая фрески киданьских мавзолеев, отметила, что одежда киданей «подразделяется на два вида — с энгэром и без него. Киданьский халат с энгэром отличается... только деталями верхнего края борта и воротника. При его крое правое верхнее пришивное полотнище первоначально выкраивалось по длине от плеча до подола, затем по шее вырезали ворот, а скос верхней части борта делали прямо от линии ворота (на высоте плеча) и до подмышки. Энгэр получался высоким и остроугольным, с одной пуговицей. Воротник выкраивался из прямой полосы строго по линии ворота, его длина была равна объему шеи». Тезисы Л.Л. Викторовой, изложенные в книге “Монголы” (М., “Наука”, 1980), в общем отрицают “маньчжурскую версию” распространения костюма с энгэром у народов Центральной Азии и Южной Сибири.
Уже в раннем средневековье, вероятно, существовало два типа костюмов с выступающим направо бортом. Один из них имел воротник-стойку (позднее у некоторых этносов превратившийся в отложной воротничок). Другой, скорее всего, более древний, вариант еще не имел стоячего воротника, но уже обладал угловатым выступом на правую сторону.
Дальнейший путь костюма с квадратным бортом мы можем реконструировать предположительно. Известно, что кидани владели степями современной Монголии в 11 веке, а после 1125 значительная часть киданей переселилась на запад, где их потомками стали так называемые кара-кытаи и найманы. Последние в 12 веке смогли покорить государство енисейских кыргызов и распространить свое влияние на племена Саяно-Алтая. Именно в этом регионе и отмечается распространение костюма с дγрбэлжэн энгэр. Более того, на выступающем “квадратном борту” этносы этого ареала делают нашивки эмжээр, например, хоринские буряты делали их из меха и ткани, причем верхняя полоска стала называться сагаалса.
Если взглянуть на традиционную одежду дархатов в Хубсугульском аймаке, бурят в Западной Бурятии, мы повсюду увидим именно дγрбэлжэн энгэртэй дэгэл с нашивками эмжээр. Такой костюм, хотя и не господствует среди западных бурят, но он довольно распространен и встречается в женской одежде повсеместно. Старые дореволюционные фотографии отмечают такой костюм и у западнобурятских мужчин, в основном, шаманов.
Все это свидетельствует о тесных этнокультурных связях бурятских племен между собой, о чем следовало бы помнить радетелям за “чистоту культуры”. Кроме того, в культуре и этнической истории бурят прослеживается не так мало тюркских, тунгусо-маньчжурских, уральских элементов. Сегодня, пожалуй, не просто найти совершенно “чистые” народы с более или менее высокой численностью.
Продолжение истории бурятского костюма в фотографиях см. здесь