Хуралу надоел Мошкин
Группа депутатов Народного Хурала Бурятии собирает подписи своих коллег за созыв еще одной внеочередной сессии по вопросу о ситуации в БГУ. Об возможном импичменте главе республики депутаты пока открыто не говорят.
Напомним, что внеочередная сессия по тому же вопросу в начале прошлого 2015 года уже приводила к принудительной отставке спикера Народного Хурала Матвея Гершевича. Что было своего рода пробой сил для депутатской "фронды" (приблизительно из 35 человек), настаивавшей на большей роли парламента Бурятии в решении кадровых вопросов. В противовес их обычному продавливанию со стороны главы и правительства Бурятии.
Навязывание дискредитированной фигуры нынешнего временно исполняющего обязанности ректора БГУ Николая Мошкина на пост ректора университета - это та болезненная проблема, созданная администрацией главы Бурятии Вячеслава Наговицына на пустом месте, которая способна в очередной раз спровоцировать политический кризис в республике.
Успокоили фронду
В прошлом году при рассмотрении ситуации в БГУ на внеочередной сессии Народного Хурала представители правительства успокоили депутатов тем, что "случайная" кандидатура пришедшего в университет со стороны Николая Мошкина рассматриваться в качестве кандидата на пост ректора не будет. И что сам он пришел в вуз только для того, чтобы "обеспечить легитимные выборы ректора", на должность которого к тому времени трудовым коллективом БГУ были уже выдвинуты три кандидата.
Николая Мошкина, не имевшего на тот момент даже одного года трудового стажа в качестве организатора науки (ректора, проректора, декана, заведующего кафедрой, директора или замдиректора института, завсектором или завотделом института), среди этих кандидатов не было.
Тогда "фронда" успокоилась, переключившись на затянувшийся на несколько месяцев увлекательный процесс выборов своего нового спикера взамен несчастного Матвея Гершевича. Напомним, что Гершевич зачем-то публично, да еще и от лица всего Народного Хурала "заступился" за Вячеслава Наговицына, который ходатайствовал перед Минобрнауки России о назначении Николая Мошкина и.о. ректора БГУ.
на фото: и.о. ректора БГУ Николай Мошкин
Среди претензий общественности и депутатов к кандидатуре Николая Мошкина - во-первых, публичные обвинения в наличии большого объема (более 63 %) некорректных заимствований, или плагиата, в его докторской диссертации, во-вторых, неправомерное, скорее всего, присвоение ему звания профессора, в-третьих, очевидные нарушения им закона о государственной службе (незаконное занятие коммерческой деятельностью), и, в-четвертых, громкие скандалы с обнаружением плагиата в диссертациях нескольких его аспирантов, у которых он был научным руководителем.
Кроме того, в вину Мошкину сегодня ставится увольнение им под предлогом "оптимизации" неудобных сотрудников университета, предвзятая кадровая политика и запугивание несогласных.
Год сурка
Через год после парламентского кризиса, вызванного конфликтом коллектива БГУ и его временного руководства, ситуация в точности повторяется. То же правительство Бурятии направляет в Минобрнауки России письмо в поддержку назначения Николая Мошкина теперь уже не и.о. ректора, а полноценным ректором Бурятского госуниверситета.
За это время под давлением Николая Мошкина в университете были сначала заволокичены, а затем отменены выборы ректора (соответствующим образом изменен устав), а у самого Мошкина появился требуемый для получения должности ректора год стажа в качестве руководителя вуза.
Теперь учредитель вуза в лице Минобрнауки России может назначить ректора БГУ без выборов путем проведения обычной процедуры конкурса. К чему с необъяснимым упорством федеральное министерство в лице руководителя Департамента кадровой службы Владимира Голубовского и министра образования и науки России Дмитрия Ливанова и идет.
О том, чего это стоило Мошкину, остается только догадываться. Но "злые языки" кощунственно (потому, что такого в нашей стране не может быть!) утверждают, что по сложившейся таксе на "рынке должностей" должность ректора (и.о ректора) вуза в Улан-Удэ стоит 10 млн. рублей, в Иркутске - 20 млн. рублей. Причем, Мошкину эти клеветники приписывают то, что он, якобы, уже дважды "заносил чемоданы" с определенной суммой - отдельно за пост и.о. ректора и отдельно (в связи, видимо, с "трудным случаем") за пост ректора! Этим и объясняется, якобы, тот самый успех, к которому "пацан шел".
Началу процедуры созыва внеочередной сессии по вопросу о конфликте в БГУ и новой мобилизации распавшейся было депутатской "фронды" предшествовали довольно интересные события.
Рабочая группа Семенова
28 апреля 2016 года Ученый совет БГУ с многочисленными нарушениями процедуры выдвинул Николая Мошкина на пост ректора университета, а через несколько дней в Минобрнауки ушло письмо-поддержка от региональной власти. Правда, подписано оно было на этот раз (на всякий случай?) не самим главой Бурятии Вячеславом Наговицыным, а его первым замом в правительстве республики Иннокентием Егоровым, который иногда исполняет вместо Наговицына обязанности председателя правительства.
Вслед за этим активизировалась и противная Мошкину и его покровителям в правительстве Бурятии сторона. В Народный Хурал поступило письмо от инициативной группы сотрудников БГУ, в котором они просили депутатов рекомендовать главе Бурятии признать нелегитимным выдвижение Мошкина на пост ректора, отозвать свое письмо в Москву в поддержку нынешнего и.о. ректора.
Также противники Мошкина предложили хуральцам провести депутатское расследование по фактам нарушений с его стороны. И в частности, по нарушению закона о госслужбе. Это находится в прямой компетенции депутатов Народного Хурала, призванных осуществлять контроль за деятельностью правительства Бурятии в этой сфере.
В результате депутаты не стали сразу созывать внеочередную сессию, на которой предполагается "шерстить" правительство Бурятии и его председателя, а вспомнили о существовании рабочей группы по содействию в организации и проведении выборов ректора БГУ. Эту возглавляемую депутатом Бато Семеновым (тогдашним лидером "фронды") рабочую группу создали еще в начале прошлогоднего парламентского кризиса в Бурятии на ставшей легендарной внеочередной сессии Народного Хурала, которая состоялась 3 февраля 2015 года.
17 мая 2016 года состоялось первое заседание возобновленной в условиях начала нового кризиса рабочей группы Бато Семенова, состоящей из депутатов, членов правительства Бурятии и сотрудников администрации главы республики. Депутаты тогда немного повозмущались, но в итоге решили выяснить, правда ли правительство Бурятии вновь поддержало Николая Мошкина. Для этого они пригласили ("вызвали на ковер"?) на следующее заседание главу Бурятии Вячеслава Наговицына.
Матханов вместо Наговицына
Однако в следующий раз, 23 мая, Вячеслав Наговицын решил "сохранить лицо" и на заседание к Семенову не пришел. Опять не было и спикера Народного Хурала Бурятии Цырен-Даши Доржиева, кстати говоря, члена рабочей группы по БГУ.
Глава Бурятии отправил объясняться с депутатами заместителя председателя правительства Бурятии по социальной политике Владимира Матханова, вставшего грудью за Николая Мошкина.
- Они (труды Мошкина - АРД) не признаны плагиаторскими! Есть просто мнение "Диссернет". Это просто общественная организация, у которой нет никаких функций и обязательств, - сказал зампред Владимир Матханов на заседании рабочей группы. - Может появиться другая общественная организация, например, "Диссерда", которая выскажет другое мнение!
Доказывая депутатам законность выдвижения Мошкина на должность ректора и его научную компетентность, зампред вызвал только раздражение депутатов. Выразилось это в том, что депутат Степан Калмыков пригрозил даже "назвать причины такой осведомленности" Владимира Матханова, возможно, имея ввиду родственные связи социального зампреда с и.о.ректора БГУ. В ответ на что смелый зампред заявил о том, что ему "не страшно".
Другой депутат, Матвей Баданов, как и в прошлый раз высказал предположение о том, что Ученый совет БГУ сегодня поддерживает Мошкина потому, что в университете "подстрижена поляна ", и "царит воинствующая посредственность", которая увольняет неугодных.
"Око Москвы" за выборы ректора БГУ
Определенный перелом в обсуждение конфликта в БГУ внес присутствовавший на заседании новый главный федеральный инспектор по Бурятии Сергей Ромахин, неожиданно поддержавший депутатов.
- Учредителем вуза является Министерство образования России и оно вправе назначать или не назначать ректора. Но эта процедура, как она была сделана, вызывает много вопросов, - считает главный федеральный инспектор по Бурятии Сергей Ромахин. - В моем представлении выборы ректора БГУ должны быть возвращены. На какой-то период министерство будет назначать, но я надеюсь на то, что это (возвращение выборов _ АРД) состоится. Все равно нам нужно будет эту процедуру усовершенствовать с точки зрения демократизации. Мы не должны сворачивать эти процессы, мы должны их расширять!
на фото: главный федеральный инспектор по Бурятии Сергей Ромахин
В результате депутаты решили больше не тратить время на бессмысленные пикирования с Владимиром Матхановым и все-таки (раз "гора не идет к Магомету") направить на встречу с Вячеславом Наговицыным председателя Народного Хурала Цырен-Даши Доржиева и руководителя рабочей группы Бато Семенова. С целью попытаться уговорить главу отозвать свое письмо в Москву в поддержку Мошкина и поддержать вместе с Народным Хуралом другого кандидата - кого-то из университетских профессоров Валерия Архинчеева (он успел подать документы на конкурс в Москву) или Константина Митупова.
Глава поддержит второго кандидата
А до этой встречи, 24 мая руководство университета по срочному письму из Министерства образования Бурятии, в котором требовалось почему-то обязательно до 25 мая рассмотреть на предмет "одобрения-неодобрения" кандидатуру Валерия Архинчеева, экстренно собрало Ученый совет БГУ. Это орган, как и ожидалось (по приказу Мошкина?) "не одобрил выдвижение" Валерия Архинчеева на пост ректора.
на фото: на заседании Ученого совета БГУ 25 мая 2016 года
Тем не менее, это практически не повлияло на ход встречи Вячеслава Наговицына с Цырен-Даши Доржиевым и Бато Семеновым, которая состоялась с участием главного федерального инспектора по Бурятии Сергея Ромахина вчера, 26 мая.
Предварительно известно, что на этой встрече уговорить главу отозвать письмо в поддержку Николая Мошкина не удалось. Тем не менее, Вячеслав Наговицын согласился направить такое же письмо в поддержку другого кандидата, фамилия которого не называлась. Причем, письмо, подписанное вместе со хуральским спикером Цырен-Даши Доржиевым и без учета мнения управляемого сегодня Николаем Мошкиным Ученого совета БГУ.
- Глава республики просит, чтобы за его и за моей подписью в адрес министра образования России Ливанова “ушла” ещё одна кандидатура, - сообщил депутатам Цырен-Даши Доржиев.
"Фронда" вновь собралась
Однако, несмотря на это "компромиссное" решение лидеров республики, депутаты все же решились на то, чтобы созвать в ближайшие дни внеочередную сессию Народного Хурала по вопросу о БГУ.
Сбор подписей начался сразу после встречи Вячеслава Наговицына с членами рабочей группы и главным федеральным инспектором. Для этого инициаторам проведения сессии, на которой депутаты надеются выговориться по наболевшей проблеме и прощупать прочность позиции главы, нужно собрать 22 подписи своих коллег.
Таким образом, в самое ближайшее время (пока в Москве не назначили нового ректора БГУ) должна состояться заведомо скандальная сессия парламента Бурятии, на которой вновь собравшаяся "фронда", возможно, будет требовать главу сначала поддержать их кандидата, а затем просить Минобрнауки не назначать Николая Мошкина и вновь вернуться к выборам ректора БГУ. Напомним, что выступающий в этом споре арбитром от лица федерального центра Сергей Ромахин предлагает именно такой вариант. Во избежание противостояния в Бурятии двух ветвей власти.
Для Вячеслава Наговицына же эта внеочередная сессия, на которой целый ряд депутатов может потребовать (в случае его несогласия с ними) начала процедуры импичмента главы Бурятии, станет серьезным испытанием на прочность перед самыми выборами в Государственную думу.
О такой возможности никто из депутатов открыто не заявляет. Но тем не менее, внутренняя решимость парламентариев на такой шаг, несомненно, чувствуется.