"Квадратный энгэр" в костюмах народов Сибири на старых фото
Фотоочерк о традиционном костюме народов Сибири развеивает популярные мифы последних лет.
В предыдущих публикациях подборок старых фотографий мы показали распространение костюма с квадратным бортом “дγрбэлжэн энгэр” среди бурят Приангарья, Верхней Лены и Саян. Здесь представлен более широкий ареал распространия этой детали традиционного костюма народов Сибири.
Обычно “костюм с энгэром” считается занесенным в Бурятию хоринцами, которые будто бы взяли этот покрой от маньчжуров. Но в последнее время появилась новая версия, основанная на интерпретации истории этого костюма в среде ононских хамниган, которые считают, что хоринцы позаимствовали свой дэгэл с квадратным бортом, а также свои шапки, от них. Действительно в записях русских наблюдателей уже более полутора веков тому назад подчеркивалось, что внешний облик “конных тунгусов” почти ничем не отличается от соседних бурят. Однако, исследователь культуры эвенков Бурятии А.С. Шубин отмечал проникновение бурятской одежды к тем эвенкам, которые переходили к скотоводческому хозяйству: “В целом же одежда и обувь конных эвенков по материалу не отличались от одежды и обуви окружающих бурят... шубу из овчины мехом вовнутрь, покрытую снаружи материалом (дыгыл) бурятского покроя, носили только по праздничным дням и в поездках. Такие шубы обычно заказывали шить соседям-бурятам.”
Тем не менее, вопрос о раннем костюме ононских хамниган нельзя считать закрытым, потому что помимо эвенков в их составе превалируют чисто монгольские этнические группы. Старые монголы на Ононе (не хоринцы), безусловно, тоже должны были иметь какой-то костюм, и далеко не факт, что он совпадал с хоринским.
В книге F.H.Pauli “Народы России”, изданной в Париже в 1862 году приводится картинка “Нерчинские тунгусы”, на которой на переднем плане изображен воин с копьем и в дэгэле с квадратным бортом. Интересно здесь то, что борт обшит меховыми и тканевыми полосами эмжээр не так, как у хоринцев и современных хамниган, а почти также, как на костюмах западных бурят, хакасов и тофаларов. Меховая часть эмжээра идет по всей линии борта до подола и продолжается по нижней кромке. При этом обувь у “тунгуса” явственно не бурятская.
Конечно, по единичной картинке никаких выводов и даже версий сделать невозможно, но вопрос о дохоринском костюме монгольских родов в составе позднейших ононских хамниган следует поставить на повестку. Вполне может оказаться, что костюм с эмжээром старого типа был распространен не только на запад от Байкала, но и на востоке Бурятии.
С самим хоринским костюмом тоже не всё однозначно. Известны фотографии хоринцев (в основном – детей), одетых в дэгэлы и тэрлики с эмжээр, идущим с “закруглением” вокруг шеи.
Монгольский исследователь Б. Нацагдорж ставит вопрос о том, какой из типов окаймляющей нашивки на борте является более старым для хоринцев. Это серьезный вопрос, почему-то не нашедший отражения в этнографических исследованиях.
Похожий тип нашивок эмжээр встречается у некоторых ойратских групп, а также у народов Приамурья. Однако в обоих случаях окантовка обычно идет не как у хоринцев, а по всему борту и по краю подола. При этом эмжэр, обогнув ворот, “встречается” с квадратным энгэром в районе застежки.
Другим исследователем, Баиром Бадмаевым, ставится вопрос о времени появления верхней белой полоски на хоринском эмжээре. Сегодня эта полоска, как и вообще трехполосность хоринского эмжээр, воспринимается “классикой”, чем-то само собой разумеющимся.
На самом деле, не так уж редко встречаются фотографии хоринцев в одежде с эмжээр, где еще нет этой полоски, а сама она имеет отдельное название – сагаалса, что действительно побуждает задуматься, не есть ли это сравнительно поздняя деталь? На фото (выше) хоринских детей рядом с глобусом у самого высокого мальчика сагаалса в эмжээр не видно, вероятно, на его костюме ее попросту нет, как и на костюме первого слева мальчика.
Тип костюма с квадратным бортом, видимо, был распространен уже в 13 веке. Китайские сведения об одежде монголов того времени зафиксировали эту деталь (в переводе Р. Храпачевского): “Их [черных татар] одежда запахивается направо квадратной полой, в старые времена [она шилась] из войлока, шерсти и кожи, а сейчас - из полотна и шелков, [прошитых] золотыми нитями.” В варианте перевода Н.Ц. Мункуева и Линь Кюн-и: “У их верхнего платья пола запахивается направо, а борт квадратный”.
К этому описанию примыкает пометка другого китайского наблюдателя: “Пола, которую называют квадратной, это пола похожая на четырехугольник. Воротники такие же, какие делают и китайцы. Владетель татар вместе с членами чжуншу[шэн] и прочими людьми из верхов общества уже не носят [такое одеяние].” Об одежде “верхов общества” на примере го-вана Мухали говорится следующее: “В платье к системе [церемониала] целиком следует установлениям, [существующим] для сына Неба (т.е. китайского императора)”.
Таким образом, китайцы не просто отметили деталь костюма, но и зафиксировали ее название – “пола называется квадратной”, в чем можно видеть монгольское выражение “дγрбэлжэн энгэр”. Очевидно, до монгольского завоевания Северного Китая (чжурчженьской империи Цзинь) покрой с “дγрбэлжэн энгэр” уже существовал, возможно был широко распространен, но к тому времени начал выходить из моды. Почему, это отдельный сложный вопрос. Зафиксированные на рисунках чингисидов костюмы с “косым бортом” ташуу энгэр существовали с древности, но в какой-то период, скорее всего, во время киданьского великодержавия и расцвета Найманского ханства, с ними начал конкурировать покрой с квадратным бортом. Новый костюм оказался вполне практичен, он хорошо закрывал грудь, а в варианте – с воротником-стойкой – шею и горло, что немаловажно при езде верхом (вспомним слова А.С. Шубина “костюм бурятского покроя... носили в поездках”).
К рубежу 12-13 веков хоринцы (хори-туматы) жили на обширной территории от Хубсугула на юге до Верхней Лены на севере, в западной же части ареала они граничили с енисейскими кыргызами, предками хакасов (”минусинские татары”), а также с лесными тюркскими и самодийскими племенами, предками тофаларов, сойотов, тувинцев. У всех этих народов отмечается костюм с “дγрбэлжэн энгэр”.
Этот костюм встречается даже на рисунках, изображающих сибирских татар, мусульманский народ Западной Сибири.
Есть этот тип одежды и у западных бурят. Он встречается в женской одежде и у эхиритов, и у булагатов.
В мужском костюме “дγрбэлжэн энгэр” отмечается на фотографиях западнобурятских шаманов. На сегодняшний день известны три такие фотографии, из них в Сети пока удалось найти только одну.
На всех известных фотографиях представлен не “хоринский”, и не “монгольский”, а “западный” тип костюма с “дγрбэлжэн энгэр”, в ряде случаев несколько отличающийся формой борта, и почти во всех случаях отличающийся нашивкой эмжээр, идущей по краю борта до подола, а также по краю самого подола. На фотографиях хоринских бурят такой тип не отмечается. Если допустить, что на многочисленных фотографиях западных бурят изображены одни переселившиеся на запад хоринцы, то странность проявится в отсутствии хотя бы у кого-то из них собственно восточно-хоринского костюма. На самом деле все эти фотографии, а раньше - рисунки, показывают скорее осколки былой (до 13 в.) этнокультурной близости народов региона.
Как деталь, имеющая значение для установления вех этнической истории хоринцев, важен, пожалуй, не столько “дγрбэлжэн энгэр”, а стиль нашивок на нем - эмжээр. Сегодня становится понятно, что костюм с квадратным бортом хоринцы унесли с собой из Хубсугуло-Байкальского региона в 13 веке и маньчжуры тут, скорее всего, не причем, но вот стиль эмжээр, общий для народов, живущих между Байкалом и Иртышом, у них не сохранился. Поиск аналогиям хоринскому эмжээр, по-видимому, надо искать в Восточной Монголии. Впрочем, у племен восточной части Внутренней Монголии и западной части Маньчжурии встречается огромное разнообразие стилей эмжээр. Некоторые из них очень похожи на западнобурятские, тофаларские и хакасские, некоторые – на хоринские. Кроме того, для истории одежды народов Сибири особое значение может иметь изучение старого костюма баргутов (хуушан барга).