«Феодализм» в Бурятии изживается танго и «кубинским ехором»
Любители латиноамериканских парных танцев считают, что это не просто хобби, а культура, одна из основ важнейшей связки мужчина-женщина.
15 декабря свой пятилетний юбилей отметила студия танцев «Латина-Байкал». В одном из ночных клубов Улан-Удэ воспитанники провели жаркую ночь в стиле латино. Танцевали до утра. В зале яблоку негде было упасть, среди «почтенной публики» был замечен известный бизнесмен, депутат Народного Хурала РБ Матвей Баданов, давно увлекающийся танцами. Ими в республике занимаются самые разные слои населения, это в чем-то уравнивает людей. На танцпол выходили люди разных возрастов, одновременно учителя и ученики. Скажем, на фламенко вышла худрук студии, балерина Туяна Котельникова и непрофессиональные исполнители.
Танцевали, но не вдвоем
Но, преодолеть провинциальную косность и комплексы удается далеко не всегда.
Недавно Геннадий Башкуев, известный драматург Бурятии, изрек, что в республике до сих пор слишком «плещутся в своей аутентичности». И как бы это ни было прямолинейно сказано, но в этом есть доля правды. И часто это касается сфер искусства. Танец – это наиболее яркий показатель.
Яркие представители танцевального класса будят в «аутентичной» Бурятии способность откликаться на что-то совершенно нетипичное, неожиданное и при этом совершенно не чуждое ментальности. Благодаря этому, сейчас в Бурятии великолепно танцуют танго или вальс, ценят жаркую сальсу, «кубинский ехор» руэду, обожают фламенко. Танцы других континентов развивают отнюдь не только «ноги». Они расширяют сознание. В какой-то мере, для современных бурят это прорыв, откровение и, несомненно, развитие.
Несомненно, у народов, населяющих республику, своя богатая и древняя традиция танцев. Бурятский ехор – одно из культурных наследий, уникальный танец бурят, у монголов и калмыков нет подобного. Но, это все-таки коллективный хоровод. Парные танцы в национальной хореографии появились под влиянием европейского искусства. То же самое можно сказать о русских танцах. Но в народных плясках нет такого тесного контакта мужчины и женщины, как в страстной латине. Это с одной стороны притягивает, с другой отталкивает любителей «зажечь» на танцполе.
В Улан-Удэ все еще «феодализм культуры»
Как считает мэтр бального танца Бурятии, руководитель танцевально-спортивного клуба «Вера» Александр Зубенко, в Бурятии люди вообще танцуют, и много. 12 декабря его клуб совместно с «Радио Сибирь» провел в Улан-Удэ фестиваль «DANCEMOTION». Сделать подобное шоу нелегко, взрослых дуэтов в Улан-Удэ не так много. Поэтому цель мероприятия была двойная – заинтересовать как самих танцоров, так и зрителей.
Руководитель танцевально-спортивного клуба «Вера» Александр Зубенко
А вот о танцах современных и бальных, в целом этого не скажешь.
Направлены они, в основном, на дополнительное воспитание детей и подростков, которые занимаются хореографической подготовкой. Но, социальное направление, возможность удовлетворить разные потребности, хромает. Многие хотят просто позаниматься для тела и души, получить возможность просто красиво потанцевать на тематическом вечере или поучаствовать в крупных проектах, как это популярно на Западе. Пока здесь все в зачатке. В Бурятии уже многие годы не переламывается барьер «комплекса», людям не хватает свободы в принятии решения.
«Сейчас уже два месяца набираю и провожу занятия для всех, от детей пяти лет и, как сказал недавно по телефону, отвечая на звонок Гели (Геля Мардаева, жена и танцевальный партнер Зубенко, - авт.), до «пока ноги носят». Люди звонят, узнают, а переломить порог «все, я начинаю» не могут, процентов 90, наверное. Кому-то становится страшно, что уже занимаемся шесть занятий, кого-то смущают молодые лица, кого-то пожилые. Люди не толерантны в этом вопросе, скорее ищут причины отказать себе, чем причины хотя бы попробовать реализовать свое желание. Люди стесняются своего желания танцевать, есть такие даже среди тех, кто приходит. Зачем-то сравнивают себя с другими и от этого страдают, теряя себя, зажимая себя. Люди в Бурятии вообще очень сильно зациклены на то, как это оценят окружающие, даже в вопросах культуры!» - говорит Зубенко.
По словам Екатерины Цыбденовой, занимающейся танцами в студии «Латина-Байкал», она как раз не испытывает особых комплексов. Она занимается с детства, и теперь выступает в составе коллектива «Латина-Байкал», хоть и не является профессиональной танцовщицей.
«Наконец-то в нашем городе появилась возможность заниматься фламенко, который оставался многолетней мечтой. Жду не дождусь, когда у нас начнут преподавать трайбл-фьюжн и йога-данс», - говорит Екатерина.
«Мужики не танцуют»
Эту цитату из популярного исполнителя DJ Грува нередко повторяет известный в Бурятии фотохудожник и режиссер. По его словам, ему из парных танцев хватает «медляка», и учиться сальсе или бачате он не собирается, да и годы не те.
На отдельную и острую гендерную проблему того, что мужчины не стремятся танцевать в паре, а женщины часто одиноки в своих увлечениях, как, собственно, и по жизни, Александр Зубенко отвечает, что это вопрос воспитания. У нас для большинства обывателей мужчина - это боец, мужчина против мужчины.
Это никто не оспаривает, но однобокое мышление в современных условиях жизни чревато. Ведь это напрямую связано с феодальностью культуры и остатками средневековых отношений мужчины и женщины. А мир меняется.
«В моем понимании мужчина - это мужчина обязательно и по отношению к женщине. Полноценность связок моделей поведения: мужчина-мужчина, женщина-женщина, мужчина-женщина - это культурное, опять же толерантное общество», - считает Александр.
При этом именно парные танцы - это единственный способ общения между мужчиной и женщиной, наполненный и визуальной, и эмоциональной, и тактильной взаимосвязью. Причем эти чувства более насыщены и волнующи, чем просто сексуальные взаимоотношения. Это та граница, на которой можно построить какие-то отношения с любой женщиной, а не только с избранницей.
Александр и его супруга Геля, много лет прожившие и протанцевавшие вместе, в этом отношении сами являют идеальный образец.
«Наверное, танец в паре научил нас воспринимать то, что все мы разные и нужно уважать это друг в друге. Вот они (мои танцоры) сейчас сидят передо мной, разного возраста, разного характера, воспитания, и друг друга воспринимают, полные внимательности и такта. Самый старший и младшие только познакомились и никакой чужеродности, или неприятия, возрастных причуд», - говорит Зубенко.
Мужчинам надо завоевывать женщин
Профессиональная балерина, выступавшая в Бурятском театре оперы и балета в прошлом, и преподаватель аргентинского танго из студии «Латина Байкал» в настоящем, Туяна Котельникова – совершенно очаровательна. В танце Туяна - воплощенная грация, которой можно любоваться бесконечно. Некоторое время назад ей и ее мужу просто предложили сходить на уроки танго, заметив, что это «такая дискотека» для них, после классического балета.
Преподаватель аргентинского танго студии «Латина Байкал» Туяна Котельникова
И вот уже больше трех лет Туяна увлечена аргентинским танго. Причем настолько, что даже оставила театр ради нового опыта. Танец дал не только море эмоций и открыл новый взгляд на жизнь, но и возможность путешествовать, обучаясь.
Теперь Туяна и ее партнер Тумэн, которого все называют основоположником латины в Бурятии, дают людям в заснеженном сибирском, и по-восточному сдержанном городе всю страсть и характер жаркого танца. Конечно, пока и на уроках танго ощущается острая нехватка танцующих мужчин.
Многие из представителей мужского пола ошибочно считают танцы не мужским делом. Тогда как чтобы хорошо танцевать танго, представитель «сильного пола» должен быть достаточно мягким, нежным, но при этом быть 100% мужчиной, ведь ведет в паре именно он. Но танец все чаще меняет восприятие людей, что, в конечном счете, меняет и отношения.