О божествах - подателях благ
В Бурятии состоится освящение сосудов «Бумба» божеств Гонгор, Намсарай и Замбала с участием лам-священнослужителей Центра буддизма Монголии, монастыря Гандан-Тэгчинлин.
В буддизме Ваджраяны существуют множество обрядов и церемоний, направленных на укрепление здоровья, обретение долголетия, удачи, материальных благ. Одним из глубоких методов достижения благополучия и избавления людей от страданий, вызванных, в первую очередь, бедностью и нуждой, является ритуал освящения сосудов «Бумба». Суть данного ритуала заключается в том, чтобы превратить Бумба, украшенный снаружи священными символами и благоприятными знаками, содержащий внутри 25 видов драгоценных веществ и редких субстанции, в опору сознания одного из божеств-подателей материальных благ (тиб. «норлха») — Гонгор, Намсарай, Замбала.
Подробно о ритуале освящения сосудов Бумба, можно прочитать в статье на нашем сайте, здесь же мы немного расскажем о божествах-подателях благ, перечисленных выше.
Гонгор или Белый Махакала является гневной формой бодхисатвы милосердия Аволокитешвары (бур. Арьябала). Согласно легенде Арьябала дал обет помогать всем страждущим живым существам, пока все они не достигнут просветления. В случае нарушения клятвы его голова должна была разбиться на тысячу частей. Любовь и милосердие бодхисатвы помогли многим преодолеть юдоль страданий, но живые существа нынешний век упадка стали больше склонны к греху и отрицательной карме, поэтому число страдающих не уменьшалось. Печалясь от этого, Арьябала постепенно отказался от мысли посвятить себя помощи всем живым существам. Голова бодхисатвы разбилась на тысячу частей. В этот момент к нему явился Будда Амитабха и указал, что для спасения страждущих одного милосердия недостаточно.
Нужно еще активные действия умиротворения, приумножения, подчинения и подавления. Будда Амитабха обновил обет бодхисатвы – Арьябала стал тысячеруким и тысячелавым божеством, для активных действий обретающим форму шестирукого Махакалы. Белый Махакала, величественный подобный горе Сумеру, держащий Чинтамани (драгоценность, исполняющая желания) и капалу с сосудом благоденствия, нож-дигуг, барабанчик-дамару, жезл и трезубец, стал особой эманацией Махакалы, который помогает страждущим преодолевать бедность и нужду.
Намсарай – сын мудреца Вишраваса и красавицы Умадевы (отсюда его санскритское имя Вайшравана – сын Вишраваса), владыка духов-якшей. Он женился на дочери Ананды, царя нагов (божеств водной стихии), и в качестве свадебного подарка получил исполняющую желания драгоценность Чинтамани, с помощью которого обрел великое могущество и несметные богатства. Став хранитель Северной стороны света, он построил невиданный по великолепию дворец на стороне горы Сумеру с двумя озерами в центре и с перекинутыми через них золотыми мостами. С помощью Чинтамани он облегчал страдания подданных, обусловленные нуждой и недостатком материальных благ. Впоследствии, во времена Будды Шакьямуни, Вайшравана стал его последователем и дал обет защищать его Учение и помогать обращающимся к нему с молитвой в обретении духовного и материального богатства. Намсарай сидит верхом на белом лье, держит знак победы и манусту, изрыгающую драгоценности.
Белый Замбала, также как и Белый Махакала, является проявлением бодхисатвы милосердия Авалокитешвары (Арьябалы). Согласно легенде Лама Атиша как-то обнаружил умирающего от голода человека. Не обнаружив вокруг пищи, он вырезал кусок своей плоти и предложил ему. Человек отказался. Атиша очень расстроился и сел рядом с ним, в этот момент перед ним из ослепительного белого света появился тысячерукий Авалокитешвара. Он сказал, что проявит себя в форме бога богатства Замбалы чтобы облегчить участь живущих в нужде. Белый Замбала скачет верхом на драконе, держа в руках трезубец и жезл, увенчанный Чинтамани. Он несет процветание и удачу спонсорам, меценатам и всем тем, кто руководствуется нравственными принципами, помогает им мудро распоряжаться богатством, освобождает от забот и страхов, предотвращает страдания, обусловленные отрицательной кармой. Как и у других божеств подателей благ, духовное богатство, даруемое Замбалой, является причиной, а материальное – следствием.
Освящение сосудов «Бумба» божеств Гонгор, Намсарай и Замбала с участием лам-священнослужителей Центра буддизма Монголии, монастыря Гандан-Тэгчинлин, пройдет в Буддийской общине «Ананда» 10 сентября сего года (начало 12.00). Приглашаем обладателей Бумба и всех желающих принять участие в священнодействии, направленном на преодоление бедности и нужды, приумножение духовных и материальных благ.
Для уточнения подробностей можно обращаться по телефону 64-02-48, а также в группе на vk.com/bumba03