Мертворожденное дитя. Кто осилит новую Стратегию развития Бурятии?
Долгожданный документ вдохновит лишь альтернативного кандидата на пост главы Бурятии. О показателе профессионального уровня команды нынешней региональной власти – автор АРД Сэрэмжид Интогарова.
В поисках своего пути
Стратегия развития Бурятии до 2030 года, о которой так много говорилось, обрела, наконец, осязаемую форму. Сто одиннадцать страниц текста с таблицами станут, наверняка, уделом специалистов.
Усвоить такой объем информации не каждому по силам, хотя, судя по обсуждениям в СМИ и социальных сетях, интерес у общественности к этому документу возник с самого начала.
Все понимают, что с экономикой в республике дело швах, но очень уж хотелось услышать, что надежда на безоблачное будущее есть: панацея найдена, психология выживания и догоняющее развитие отныне не наш удел, Бурятия нашла свой славный путь и будет теперь многие лета здравствовать во благо жителей республики и России в целом.
Все рассказали, а как – не сказали
Однако к концу чтения новоявленного документа ощущения, что мечты сбываются, но пока не у нас, лишь усиливаются. Хотя его авторы, наверное, очень старались и местами доходили даже до лирики – к примеру, в заключительной части: «представлено видение перспективы развития Бурятии как земли труда, тепла и добра».
В картину будущего счастья ими добавлены красочные мазки в виде предположений о «современных научно-технических достижениях в производственной сфере», которые будут сочетаться «с обязательным сохранением выдающейся уникальной ценности объекта всемирного природного наследия – озера Байкал и улучшением качества жизни местного населения».
Иными словами, все наши мечты в Стратегии скрупулезно отражены. Но на закономерный вопрос, как их претворить в жизнь, идет посыл на совершенствование законодательной базы и механизмов, написание соответствующих программ и выполнение их индикаторов.
Спору нет, документ писали специалисты и, как указано в самом начале, с учетом всех существующих требований. Таким образом, Стратегия развития Бурятии до 2030 – необходимая формальность, которая просто должна быть в наличии.
Кстати говоря, чиновники Минэкономики РБ осторожно говорили об этом, пытаясь остудить пыл некоторых общественников и экспертов, которые слишком уж искренне и рьяно дискутировали о том, как нам обустроить Бурятию, еще на этапе обсуждения документа.
Скорее всего, то, что в итоге мы получили, с небольшими дополнениями и изменениями удовлетворит чиновничью братию республики.
Галочка для центра или руководство к действию?
Общественность же ждет Стратегию, которая четко ответит на вопросы: по какому пути следует двигаться Бурятии и как определить приоритетность стоящих перед ней задач.
В век информационных технологий ознакомиться с историей успеха различных стран и регионов – не проблема. Все осведомлены о Сингапуре, совершившем прорыв, который называют экономическим чудом.
Страна в отсутствие полезных ископаемых и высокообразованных специалистов выбрала путь инвестиций в человеческий капитал. Ведь невозможно добиться всего и сразу. Сингапур вначале делал ставки на открытие хороших школ и подготовку сильных учителей, чтобы население быстрыми темпами изучало английский язык, математику и другие науки. Попутно страна расчищала путь для инвесторов – сажала коррупционеров, выбирала для этого в лидеры людей, у которых рука, если надо, не дрогнет.
У Сингапура, конечно, свой путь, но его логика и суть умещаются на половине страницы.
Документ новый, подходы старые
В 111-ти страничной Стратегии развития Бурятии до 2030 года уловить нить рассуждений среди разрозненных кусков достаточно сложно. К примеру, там тоже ведется разговор о человеческом капитале. Но – как и когда займутся этим вопросом вплотную – не ясно. Может статься, что будет слишком поздно.
Наши дети сегодня блистают умом и талантами, но в других регионах. Чтобы получить доступ к качественному образованию, они уже в школьном возрасте вынуждены покидать родные пенаты и домой уже не возвращаются. Сколько выходцев из Бурятии развивают высокие технологии за пределами малой родины?
Но надо когда-то начинать культивацию очагов научных разработок и в Бурятии. Может, следует озадачиться созданием условий для работы умных и образованных людей здесь?
Избавить их хотя бы от необходимости тратить силы и время на борьбу с посредственностью, которая сегодня заполонила коридоры местной и региональной власти с одной задачей – «не пущать», или под фальшивыми вывесками занимается профанацией научной и образовательной деятельности в республике.
Но приведение системы управления под задачи, описанные в Стратегии, не рассматривается. Как изменить отношение к человеческому капиталу, если подходы к этому не меняются? Существующие программы и индикаторы привели к тому, что мы сейчас имеем. Где гарантия, что новые – изменят ситуацию к лучшему?
Туризм, культура, сохранение языков и традиций народов, формирование имиджа республики в новой Стратегии рассматриваются в старом формате – отдельно друг от друга.
Вот и получается, к примеру, что представления Бурятского национального театра песни и танца «Байкал» интересны туристам, сохраняют и развивают бурятский язык и культуру. Но отношение к нему властей республики красноречиво выражает один факт.
За более чем 70-летнию историю существования театр собственного здания, по их мнению, так и не заслужил. На его уникальные спектакли из республиканского бюджета дают меньше и неохотнее, чем на простое воспроизведение оперных и балетных постановок, идущих во множестве театров за пределами Бурятии.
«Князь Игорь», «Летучий Голландец», различные фестивали, бесспорно, важны и необходимы. Но, если говорить, о создании бренда республики, надо иметь в виду, что неизменным интересом людей из разных городов и стран пользуются постановки именно театра «Байкал». Даже исполнение известных мелодий на бурятских инструментах, чем периодически радуют публику его музыканты, покоряет множество слушателей, живущих далеко за пределами Бурятии.
Но за индикаторы по туризму отвечает Минэкономики РБ, театры в его орбиту не входят. Министерству культуры не важно, что представления «Байкала» интересны туристам и способствуют созданию имиджа республики. Ни те, ни другие не отвечают за сохранение бурятского языка.
Есть все основания для беспокойства, что за декларированием проблем по сохранению языка, культуры и традиций народа республика может потерять то, что уже имеет. Проблемы театра «Байкал» не терпят отлагательств. В документе же о развитии республики до 2030 года их решение не просматривается.
Идем курсом зеленой экономики
В рамках зеленой экономики, о которой говорится в новой Стратегии, мы обречены делать ставки на выпуск интеллектуальной продукции. С нашими ограничениями по экологии и ситуацией с тарифами можно уже не тратить время и средства на развитие перерабатывающей и обрабатывающей промышленности. Да простят за это высказывание экономисты советской школы. Бурятии в этой сфере догнать и перегнать не под силу даже соседние регионы.
В постперестроечный период вне зависимости от наших желаний в республике закрылись многие производства. В связи с этим, по данным, приведенным в Стратегии, Бурятия стала меньше загрязнять окружающую среду, так что курс на зеленую экономику за нас уже выбрало провидение. Теперь надо строить очистные сооружения, чтобы уберечь Байкал, и избавиться от оставшихся дымящих труб, вроде ТЭЦ-1 посредине Улан-Удэ.
Тогда у нас появится основания начать разработку и продвижение брендов Бурятии – солнечного оазиса красивой природы, чистой воды, воздуха и натуральных продуктов. Того, из-за чего в отпуск в Бурятию могут приехать жители мегаполисов, промышленных центров и менее приятных природных зон. Того, что придаст второе дыхание нашему многострадальному сельскому хозяйству.
Отделить зерна от плевел
Определенная польза от Стратегии 2030, несомненно, есть. Она освобождает нас от иллюзий, что Бурятия может рассчитывать на помощь и интерес извне, по крайней мере, в том виде, в каком она сейчас пребывает. Как гласит документ, «вклад Республики Бурятия в общероссийские основные экономические показатели минимален и находится в диапазоне от 0,1% до 0,68%».
«Республика Бурятия, – продолжает повествование документ – среди двух соседних субъектов РФ занимает заключительное место, что явилось результатом замедления экономической динамики.
В общероссийских объемах промышленного производства суммарная доля Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области составляет около 2%. При этом ¾ в суммарном объеме производства приходится на наиболее промышленно развитую Иркутскую область».
Таким образом, Бурятия едва различима не только на российских просторах, но и, собственно, даже в Байкальском регионе. Стране надо думать, как нас хотя бы прокормить. Надеяться на то, что федеральный центр в обязательном порядке нам еще и на развитие денег выделит – можно, но с большими натяжками.
О том, что Бурятия не должна быть сирой и убогой, понятно и без многостраничных документов. А как воспользоваться тем потенциалом, который в республике, безусловно, есть – внятно пока никто не рассказал.
К примеру, никто не спорит с тем, что Бурятия могла быть мостом между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Это утверждение встречается во многих документах, в том числе и в новой Стратегии 2030. Но как убедить жителей той же Поднебесной увидеть в нас равных деловых партнеров – в них не сказано. Где та «мягкая сила», способная приковать взоры южных соседей именно к нам?
Люди, знающие ответ на этот и другие важные вопросы, в Бурятии, безусловно, есть. С их помощью можно было доработать Стратегию 2030, но уже не для галочки в федеральном центре, а чтобы получить реальное руководство к действию по развитию нашей республики.
В Стратегии 2030 сконцентрированы предложения, которые либо прописывались ранее в подобных документах, либо обсуждались на различных дискуссионных площадках. Осталось отделить зерна от плевел. Тем более что общественные ожидания, и немалые, по этому поводу есть.
В преддверии выборов главы республики все чаще будут возникать дискуссии о сильном лидере, способном объединить народ вокруг целей развития региона. Разработка реальной Стратегии развития Бурятии могла бы стать хорошим конкурентным преимуществом для кандидатов на этот пост.
Уже представленный документ – итог усилий команды нынешней региональной власти и одновременно показатель ее профессионального уровня. Пока он оставляет большое пространство для альтернативы и вдохновения тех, кто планирует выдвигаться в главы Бурятии вопреки действующей власти.
СПРАВКА