Независимость в пасти дракона. Почему Монголия до сих пор не может найти свой путь
Автор АРД Цэцэн Дашцэрэн об экономической культуре монголов как главном деструктивном факторе развития страны.
С чего начинается независимость в условиях глобализации
С недавних пор в Интернете стали появляться статьи, утверждающие, что Монголия экономически уже является частью Китая. Если оставить эмоции в стороне, то спорить с таким утвержедением трудно, так как, действительно, Монгольская экономика все больше и больше впадает в зависимость от дешевого китайского капитала. Вопрос не новый и многие образованные монголы давно бьют тревогу по этому поводу, правда пока тщетно. В лучшем случае вздохнут огорчено и быстренько забудут. Большинство не желает слушать подобные “гнетущие” вопросы и тем более искать на них ответы. Скажут: “и так тяжело, а вы еще тут со своими мрачными вопросами пристаете, от этого еще хуже становится”. Рядовых монголов можно понять, они заняты решением более насущных будничных проблем и им просто некогда заниматься какими-то отдаленными эфимерными вопросами. А о политиках говорить вообще не стоит, ибо всем известно, чем они озабочены.
Тем не менее вопрос (каким образом обеспечить экономическую независимость) нужно как-то обсуждать. Полагаю, нет необходимости нудно доказывать, что развитие чего-либо начинает двигаться с мёртвой точки только тогда, когда устанавливается соответсвующий лексикон или язык, который обеспечивает адекватное описание происходящего процесса. Вдобавок, в результате обсуждения люди начинают определяться по поводу “вопроса”, что дает возможность принятия тех или иных решений и продвижения к решению проблемы.
Не буду рассуждать по поводу того, как именно может произойти аннексия Монголии Китаем. Предполагая, что такая опасность реально существует, все же будет более уместно отметить, что у Китая, или как на Западе часто говорят “китайского дракона”, есть более приоритетные геополитические задачи, например связанные с необходимостью обеспечения свободного выхода к Южным морям. Видимо, китайский дракон полагает, что Монголия уже давно у него в “кармане” и что у него нет поводов для беспокойства, так что пусть пока Монголия играет в свободу. Это соответствует принципу, высказанному древним китайским военным теоретиком Сун Цу, который говорил, что “подчинение врага без вступления в военные действия есть высшее военное искуство”.
Так что отсчёт времени, думаю, уже давно начался.
Тем не менее, все же у Монголии есть реальный шанс обеспечить свою экономическую независимость прежде, чем челюсти китайского дракона сомкнутся.
Это и есть основная причина необходимости постоянного обсуждения вопроса обеспечения экономической независимости. Лично меня ещё беспокоит тот факт, что люди часами могут говорить про грязную политику и про то, какой политик с кем и как повязан, в то время как на простой вопрос «как обеспечить экономическую безопасность» за редким исключением, ничего вразумительного, кроме демагогии, не услышишь.
История про владельца ресторанов или подход, ориентированный на процесс
Не берусь утверждать о достоверности следующей истории. Единственное, в чем могу заверить - история представлена в точности той форме, в какой она была рассказана. Это история про владелицу сети китайских ресторанов в Будапеште. Говорят, что она из богатой семьи и что родители оставили ей недвижимость в Гонконге. Но её брат пристрастился к азартным играм и проиграл не только все свои деньги в казино, но и умудрился заложить имущество семьи, которое и отобрали.
Оставшись без ничего, девушка забрала с собой своего единственного верного человека - старую горничную, которая верно служила её семье многие годы. Они приехали в Европу. Сначала в Нидерланды, потом в Люксембург, а к середине 80-х годов переехали в Будапешт. Говорят, они прибыли в Будапешт с 25-ю тысячами долларов в кармане. И решили обосноваться там, открыв маленькую столовую, практически крохотную забегаловку, где кормили исключительно южно-китайскими блюдами.
Венграм китайская кухня понравилась и бизнес начал развиваться. Через несколько лет, к началу 90-х годов, им удалось открыть свой первый ресторан, а позже - сеть ресторанов. Когда у героини этой истории во время интервью спросили, что было самым важным в её успехе, она ответила, что ей всегда нравилось вкусно готовить и угощать людей. А у китайских горничных, естественно, рецептов блюд уйма. Можно предположить, что помимо всего прочего, знания её горничной и её умение готовить сыграли свою роль. Истории людей, которые своим честным трудом выбрались из затруднительной ситуации, всегда привлекательны, впечатляют и остаются в памяти надолго.
Позже, когда я начал заниматься развитием частного сектора, меня все время интересовал один вопрос, а сможет ли монгол приехать в чужую страну, скажем, с 30-ю тысячами долларов в кармане и открыть успешный бизнес, как это сделала женщина из Гонконга. Пока мне не удалось услышать о подобном случае и, судя по тому, чем в основном занимаются монголы, работающие за рубежом, многие скажут “вряд ли”. Мы вернемся к этому вопросу о навыках и умениях чуть позже.
Сбережения как основа экономической независимости
Справедливости ради нужно отметить, что, задавая такой вопрос, мы не имеем ввиду здесь тех, кто получил высшее образование на Западе и продолжил там работать. Потому что многие успешные монголы трудятся в различных иностранных компаниях.
Нас интересует лишь предпринимательство, потому что предпринимательство - это именно та отрасль, которая потенциально может внести существенный вклад в увеличение частных сбережений в стране в целом, что по сути и есть накопление капитала в стране.
Возможно, читатели спросят, при чем тут сбережения. А они здесь при том, что накопление капитала через частные сбережения является именно тем ключом, который открывает дверь в экономическую независимость. Принцип простой: есть деньги - гуляй как ветер, нет денег - будешь плясать под дудку того, кто даст деньги. А пока, что весьма вероятно, деньги будет давать только китайский дракон, на то у него есть свои мотивы.
Когда западные исследователи объясняют причины “супер экономического роста” Китая, то все единогласно указывают на чрезвычайно высокий уровень индивидуальных сбережений как один из значимых факторов роста. И, действительно, Китай в течении долгого времени вел политику по ограничению потребления населения путем установления торговых барьеров, осуществления контроля кредитов, ценобразования и даже путем ограничения заграничных поездок своих граждан и т.п. Конечно, одно накопление капитала не обеспечит экономический рост. Нужно еще и эффективное вложение, но это другой вопрос.
Нас интересует пока, где может быстрее всех произойти накопление в Монголии, потому что не только экономический рост страны, но, как мы уже сказали, и экономическая независимость будет в конечном счёте тоже зависеть от того, сумеет ли Монголия обеспечить устойчивое накопление сбережений в последующие 30-40 лет.
Реальными кандидатами, которые смогут сделать какие-то сбережения, являются частные предприятия. Мне могут возразить, что индивидульные накопления частных лиц тоже могут играть значительную роль, но при мизерных зарплатах в Монголии говорить о сбережениях частных лиц пока не приходится. Исследования экономики семей также подтверждают, что большинство из них имеют существенные долги в форме различных финансовых лизингов, кредитов и т.п.
До тех пор, пока структурные изменения в экономике не произойдут и государство наконец-то не перестанет конкурировать со своим же частным сектором, улучшения ситуации на рынке труда ожидать не приходится, так как самым крупным работодателем в стране является само государство.
А ожидать, что государство перестанет вмешиваться в частный сектор и перестанет конкурировать с ним, тоже не приходится, по крайнем мере в ближайщие 10 - 15 лет точно.
Что касается частных преприятий, пока большинство из них, с которыми довелось познакомиться за последние 10 лет работы, даже не демонстрировали устойчивую деятельность, не говоря уж о развитии и накоплении. Обычно уровень задолженности практически у все преприятий превышал норму. Большинство частных предприятий находятся в кабале непосильных банковских кредитов. Причин такой неадекватной деятельности настолько много и они настолько разнообразны, что в простой популярной статье невозможно охватить их все. Были даже такие предприятия, деятельность которых напрямую зависела от типа власти. К примеру, приходят демократы - их деятельность оживает, уходят демократы - деятельность практически “умирает”. Конечно, есть исключения, есть устойчиво работающие предприятия, но пока их число слишком мало, чтобы оказать влияние на накопление капитала в стране.
Надеяться, что горнорудные компании сумеют внести свой вклад в накопление, тоже не приходится. Их деятельность зависит от коньюктуры цен минеральных ресурсов на международном рынке. Вдобавок, их владельцы в любой момент могут продать свои компании вместе с ресурсами китайцам, которые всегда в поисках “интересных” ресурсов в Монголии. Да и при наличии огромного количества стимулов к потреблению и полном отсутствии каких-либо мотивов для накопления маловероятно ожидать, что большие и средние компании смогут обеспечить сбережения, что и подтверждается практикой. Они скорее готовы заложить будущие доходы и пойти на большее потребление, нежели идти на сбережения. К примеру, если судить по нескольким бывшим золотодобывающим компаниям, то все они построили коммерческую недвижимость в столице и стали сдавать офисы в аренду, как только их запасы золота закончились. При этом умудрились оказаться в должниках.
Вопрос накопления сбережений как у частных компаний, так и у населения всегда был огромной проблемой для всех стран.
Пока единственной страной в мире, сумевшей преднамеренно увеличить частные сбережения, является Китай. Ни у какой другой страны политика поощрений сбережений пока не дала каких-либо ощутимых результатов.
В случае Монголии еще рано говорить о накоплении капитала. У большинства преприятий просто отсутсвует конкурентоспособность, что является основым предварительным условием накопления для такой маленькой страны как Монголия. Китай со своим огромным населением теоретически может существовать как закрытая экономическая система и может себе позволить накопление при отсутствии конкурентоспособности предприятий. У Монголии таких привелегий, естественно, нет.
Как открытая система с всего лишь 3-миллионным населением, ей необходимо в первую очередь обеспечить конкурентоспособность своих частных компаний, если она хочет обеспечить свою экономическую независимость.
Резюмируя выше изложенный материал, можно сказать, что экономическая независимость страны будет прямопропорциональна конкурентоспособности частных компаний. Причем экономическая независимость будет зависеть нет от тех компаний, у которых можно будет запросто выкупить ресурсы, а от тех, у которых будут конкурентоспособные навыки и умения. Иначе говоря, от тех компаний, умения и навыки которых невозможно выкупить и интересы которых будут направлены на защиту своего рынка от нечестной конкуренции. Образно говоря, если у монгола будут такие же конкурентоспособные навыки или умения, как у той китайской горничной, что позволяют выжить в любых условиях рынка, то это позволит монголам перестать быть продажными и начать копить сбережения.
Почему в японских ВУЗах студентов поощряют заниматься боевыми искусствами
Когда говорят об отсутствии профессиональных умений или навыков, обычно “разговор” сводится к вопросу о необходимости создания учебно-тренировочных центров по обучению кадров, организаций профессионального обучения, тренингов или тому подобного. Сегодня осуществляются различные инициативы по созданию учебно-тренировочных центров для подготовки профессиональных кадров. Все это, естественно, оказывает положительное влияние на развитие частного сектора. Но эти учебно-тренировочные заведения дают только основы навыков, и с ними, конечно, далеко не уедешь. Их нужно развивать, чтобы они стали конкурентоспособными. Далее, чтоб не вводить читателей в заблуждение, отметим, что для целей этой статьи под навыками и умениями подразумеваем не только технические, но любые другие навыки, необходимые для предпринимательства, в том числе и управленческие.
Конкурентоспособные навыки развиваются в процессе длительной устойчивой работы, предполагающей многократные повторения тех или иных вовлеченных действий или движений, так как они основываются на принципе кумулятивного обучения.
В результате чего можно утверждать, что совершенствование умений и навыков - это процесс бесконечный и может продолжаться всю жизнь. Но, оказывается, есть способ, который помогает немного ускорить этот процесс “затачивания” умений и навыков. Вроде бы его знают многие, но почему-то не говорят о нем.
Если немного отвлечься от темы, то, согласно неврологическим исследованиям, человеческий мозг, а именно подсознание, постоянно фиксирует все принципы принятых решений. Таким образом, идет постоянная “регистрация” подсознанием человека того, что у него получается, а что нет. Как утверждают исследователи, в результате эволюции человеческий мозг создан таким образом, что постоянно впитывает в себя все жизненные уроки, с которыми сталкивается человек. Это помогает человеку лучше подготовиться к подобным же “испытаниям или неопределенностям”, которые могут случиться в следующий раз.
С практической точки зрения, профессиональные спортсмены, занимающиеся боевыми искусствами, лучше всех могли бы объяснить, как это работает. Если предположить, что спортсмен достаточно натренирован и его подсознание имеет соответствующую информацию о движении мускулов, которые прежде позволяли спортсмену выигрывать схватку, то такому спортсмену остается только сосредоточиться должным образом, чтоб не позволить эмоциям захлестнуть подсознанине и просто довериться своему подсознанию. В таком случае подсознание сможет оценить ситуацию объективно и принять необходимое решение, которое даст команду мышцам сделать те движения, которые нужны для победы. Вроде бы факт известный всем, но почему-то мы не учитываем, что этот принцип одинаково действует и в случае развития навыков, необходимых в предпринимательстве, и даже в развитии управленческих навыков.
Есть еще один нюанс, о котором нужно упомянуть для полноты картины. Подсознание вбирает больше информации или, скажем, “регистрирует” информацию более эфективно, если человек в спокойном стостоянии и сосредоточен. Если же человек в возбужденном состянии или им овладевают эмоции, подсознание либо плохо “регистрирует”, либо вообще не “регистрирует”. Китайцы, чуть позже и японцы, видимо, поняли это принцип давно и потому это нашло отражение не только в их философских взглядах, но и в культуре.
“Только тогда когда перестанешь испытывать приязнь или неприязнь, суть вещей ясно будет понята ...” (Jianzhi Sengcan)
Так, в странах с Конфуцианскими традициями этот принцип начали применять во всех сферах: сначала в ремесленных делах, искусстве, а позже и в предпринимательстве. Такой подход к работе можно называть “подходом, ориентированным на процесс”. Чтобы наглядно объяснить разницу между подходами, ориентировнным на процесс и на результат, наверное будет уместно упомянуть работу художника. Когда человек рисует, то он концентрируется на объекте рисования и скорее сосредоточенно следит за тем, насколько объект получается подобным тому, что он задумал в голове и вряд ли он будет пытаться как можно скорее закончить рисунок. Манера работы художника – это и есть подход к работе, ориентированный на процесс. Наверное, будет излишним пытаться тут объяснять, что такое подход к работе, ориентированный на результат, так как само название говорит за себя.
Когда владелица китайских ресторанов в Будапеште говорила, что ей всегда нравилось готовить и угощать людей, то можно вполне предположить, что она имела ввиду именно подход к своей работе, ориентированный на процесс, который позволял ей достигать лучших результатов в приготовлении блюд и оказании услуг.
Привычка ориентироваться на процесс хорошо вырабатывается во время занятия боевыми искусствами. И потому в японских ВУЗах поощряют молодых людей заниматься любыми видами боевых искусств. Такие тренировки позволяют развивать навыки контролирования ума, которые позже пригодятся в работе и помогут доводить любую работу до совершенства. Как признаются сами японцы, кьюдо, например, или японская стрельба из лука как раз является кульминацией всех боевых искусств. Если заинтересуетесь кьюдо, то неприменно поймете, что там самое главное - процесс стрельбы, а не попадание в цель. Результат интересует их в самую последнюю очередь.
Преимущество подхода, ориентированного на процесс, перед подходом, ориентированным на результат, наверное проще объяснить на примере альпинизма. Любой альпинист или человек, хоть однажды забиравшийся на серьёзную вершину, скажет, что если начать думать о том, как бы поскорее добраться до вершины, то подъем станет настоящий адом. А если просто сосредоточиться на каждом моменте всхождения, то будет гораздо легче достичь вершины. Причем в первом случае мозг человека будет полностью поглощен желанием добраться до вершины и подсознание такого человека не сможет зафиксировать важную информацию о необходимых для альпиниста навыках и умениях, в то время как подсознание человека, который будет сосредоточен на самом процессе восхождения, сможет зафиксировать гораздо больше информаций, что естественно ускорит процесс развития его навыков и умений.
Полагаю, из вышеизложенного материала ясно, что конкурентоспособные навыки и умения могут развиваться быстрее в зависимости от отношения к работе. Этот факт в принципе известный, но, к сожалению, если вы спросите у наших предпренимателей, что важно для успешного бизнеса, то все поголовно вам ответят, что важен именно результат.
Эпилог
У автора нет готового ответа на вопрос как обеспечить экономическую безопасность страны. Тем не менее, по субъективному мнению автора, в статье представлены хоть и не все, но все же, возможно, самые важные факторы, которые необходимо учитывать при обсуждении поставленного вопроса. Факторы разнообразные и которые порой даже трудно ввести в какие-либо рамки. К сожалению, такова реальность современных проблем Монголии, которые ей необходимо будет решать в ближайщем будующем. Ясно лишь одно - нужна новая культура, культура персонального мастерства, способствующая развитию конкурентоспособных навыков и умений, что позволит монгольским частным предприятиям выйти на новый уровень и начать накопления сбережений. Так как именно культура сможет предопределять то поведение человека, которое необходимо обществу.
Единственный обнадеживающий фактор - это то, что монголы обладают более высокой способностью к наблюдениям и терпением, что позволяет им учиться быстро.
Видимо, это связано с необходимостью выживания в суровых клиамтических и природных условиях. Хотя многие могут возразить мне, что нет таких исследований, которые смогли бы подтвердить этот факт. Тем не менее, это персональный вывод человека, занимавшегося проблемами развития частного сектора в последние 15 лет.
И последнее, всегда хотелось верить словам знаменитого японского писателя Харуки Мураками, который сказал (в свободном переводе с английского), что “все всегда складывается не так как мы предполагаем” или предугадываем. Поэтому надеюсь, что челюсти дракона не сомкнутся через 30-40 лет, как нам пророчат, а как-нибудь “отвалятся”, и что Монголия, хоть и без своих сбережений, но все же останется независимой.
Комментирование временно отключено
Обсудить материал на Facebook