Хамниган официально как бы не существует
Хамниганы Забайкалья могут быть признаны малочисленным народом Сибири.
На днях в Аге прошёл круглый стол на тему: «Хамниганы Забайкалья: язык, история, культура и этнография». Организаторами дискуссии стали администрации сёл Гунэй и Токчин совместно с Институтом филологии СО РАН. Собрались учёные, представители власти и СМИ, краеведы, работники культуры и образования из России, Монголии и Китая. Что же заставило хамниган разбираться в себе и своих проблемах?
Речь идёт о народности, проживающей на юге Забайкальского края, в северной части Монголии и Внутренней Монголии Китая. А основная часть хамниган проживает по левой стороне реки Онон в Кыринском, Акшинском, Дульдургинском и Агинском районах Забайкальского края. Они именуются ононскими хамниганами.
Другие группы хамниган живут в Карымском, Шилкинском, Могойтуйском и Оловяннинском районах Забайкальского края. Хамниганы, проживающие в Могойтуйском районе Аги в сёлах Хара-Шибирь, Цаган-Оль, Ортуй и Кусочи, являются выходцами из бассейна реки Турга – одного из правых притоков реки Онон. Это тургинские хамниганы. Также в Агу переселились нерчинские хамниганы из Карымского и Шилкинского районов края.
Язык ононских хамниган - это самостоятельный диалект бурятского языка, близкий к сонгольскому. А их традиционная одежда близка к классическому монгольскому костюму времён Чингисхана, сохранившемуся у западных бурят.
Сегодня ононские хамниганы компактно проживают в сёлах Шумунда, Алтан, Кыра, Тарбальджей, Мангут, Ульхун-Партия, Курулга, Нарасун, Узон, Токчин, Гунэй. Их численность составляет более 10 тысяч человек.
Себя они обычно считают хамниган-бурятами. И так же, как русские и буряты, они представляют конгломерат различных племён и родов: западно-монгольских, тюркских, дагурских и маньчжуро-эвенкийских. В своё время хамниганы славились своей воинственностью и составили один из первых казачьих полков. Они же одними из первых приняли буддизм и построили первые дацаны в восточном Забайкалье.
Однако, несмотря на то, что хамниганы имеют собственную историю, язык, одежду и богатый фольклор, официально они как бы не существуют. Например, в Агинске перед зданием администрации округа обозначены хоринские рода, но нет, ни одного хамниганского. В Чите также их не признают за отдельную народность, эвенки и буряты есть, а хамниган нет. Между тем, в Монголии изучается родной язык, имеется Центр хамниганских исследований, а движение хамниган поддерживается крупными бизнесменами-сородичами. В Китае они проживают вместе с шэнэхэнскими бурятами, имеют и отдельный анклав - Мургэлэ.
Отсутствие официального признания неизбежно ведёт к деградации и ассимиляции народа. Особенно интенсивно эти негативные процессы идут в Акшинском, Кыринском и ряде других районов Забайкальского края. И это очевидно, ведь любой человек или общность людей нуждается в самоидентификации и общественном признании. А тут ещё давние исторические обиды.
«В Акшинском районе Забайкальского края живут хамниганы, - как говорил Хамбо лама Аюшеев. - Они любят рассказывать, как их буряты обижали. Я люблю это слушать, потому что узнаю свой народ с другой стороны».
В Бурятии, напротив, с признанием народностей и субэтносов никаких проблем нет. Есть сойотский район в Оке, эвенкийский в Баунте, хамниганское село Мыла в Закамне. Представители малочисленных народов Севера имеют свою Ассоциацию и пользуются всеми положенными им льготами и государственной поддержкой. Это ведёт к тому, что численность тех же эвенков, хамниган и сойотов в республике растёт. А кроме того, Бурятия считается и всероссийским центром древлеправославия, а семейские - отдельным субэтносом русского народа.
В итоге участники круглого стола в Аге решили на постоянной основе встречаться и обсуждать свои проблемы. Следующая встреча сородичей намечена на 2018 год в Монголии. В её рамках пройдёт конкурс народной песни хамниган. Для активизации научных исследований будет создан специальный фонд.
Но, главное, хамниганы инициируют вопрос о признании себя малочисленным народом Сибири. Подобный путь прошли окинские сойоты и мылинские хамниганы. Это положительно сказалось на их социально-экономической и демографической динамике. В то же время они как были неотъемлемой частью бурятского народа, так ею и остались. Так же оптимистично настроены и хамниганы Забайкалья.
- Мы впервые на международном уровне обсудили наши дела, - сказал Валерий Семёнов, старейшина села Гунэй. – Глобализация заставляет и нас, хамниган, задуматься, о том, как сохраниться в этом мире. Я думаю, мы на верном пути и всегда будем жить на своём Ононе.
Источник: burunen.ru
В сюжете: хамниганыАгинский округЗабайкальекультураязыкМонголияБурятиябуряты