“Краеугольный камень”. Почему предстоящие выборы президента могут оказаться для Бурятии судьбоносными
Вместо говорящих “обо всем и ни о чем” в республику приходит публичная политика.
В Бурятии принято считать, что выборы президента России - это абстрактное явление, которое никак не может изменить жизни людей к лучшему. А поход обывателя на избирательный участок - самое бессмысленное занятие.
И в самом деле, сегодня у рядового избирателя нет альтернативы. Он не принимает решений о государственном устройстве или изменении политического курса страны. В России исключено появление “Трампов”, а фамилию будущего президента знают все.
Однако сейчас в бурятском обществе речь должна идти о другом - о возвращении гражданина в политику. А формулировка этого вопроса должна выглядеть следующим образом: гражданин вступает в политический процесс или продолжает оставаться никчемным обывателем?
И в этой связи именно сейчас и при данных обстоятельствах у жителя республики появляется возможность войти в политику. Вступая в политическую борьбу через голосование, он становится политиком, а народ вместе с ним обретает субъектность. Ведь в современной России политика определяет многое, если не всё. А политика подразумевает преодоление, соперничество и компромиссы. И примеров ведения эффективной политики с федеральным центром у субъектов Российской Федерации достаточно.
Извечная тема борьбы добра со злом - это политика
У политической мысли существует много интерпретаций, касающихся вечной борьбы добра со злом или героев с драконами. Зачастую герои в них, победив драконов, сами становятся такими же драконами, а потом разлагаются. Семь человеческих пороков в виде семи голов дракона, которых невозможно победить…
По этому поводу известный российский политолог Глеб Павловский высказал мнение, которое позже стало фундаментальным: “Я ведь прошел несколько этапов, где наблюдал превращение героев в драконов, а драконов в тараканов, у которых нет элементов личности, и поэтому знаю, как это происходит. Но это свойство человека, а не политика. А политика - это очень опасное испытание”.
Таким образом, политолог отделил свойства отдельных “политиков” от широкого понятия «политика». Но всё же, как мне представляется, некоторые политические процессы напоминают свойства “отдельных политиков”.
Первой в мировой истории систематизировала понятие «политика» и внятно сформулировала, кто такой политик, Римская империя. Givis Romanus (граждане Рима) - так называли обладателей высшего социального и юридического статуса. Основным из всех прав, которыми обладал гражданин Рима, было право выбирать и быть избранным. Стать Givis Romanus в тот период означало подняться на самую вершину мирового общества.
Таким образом, римское право стало отправной точкой становления нового общества, того, что мы называем сейчас цивилизованным миром.
Но сама Римская империя была уничтожена. Погрязнув в коррупции и разврате аристократии, великая цивилизация буквально сгнила изнутри. Но понятия “гражданин” и “римское право” остаются безусловным объединяющим и созидающим фактором западной культуры до сегодняшних дней.
На другом конце земли Чингисхан, собрав множество кочевых племен, объединил их под одним понятием - Монгол. И, приняв свод законов, ныне известных как “Великая Яса Чингисхана”, он создал Монгольскую империю. Право быть монголом означало величайшее благо и огромную ответственность. Каждый монгол имел право и возможность подняться по социальной лестнице до самого верха. После, как мы знаем, победив “дракона”, монголы произвели следующее преобразование - превратились в “тараканов” (по-павловскому). То есть, проявили человеческие слабости. После нескольких междоусобных войн монголы растворились в огромном пространстве бывшей империи. Однако культурную субъектность монголы сохранили, но не развивали и не распространяли.
Таким образом, история народов или целых цивилизаций показывает, что понятие политика - это фундаментальная основа развития общества, где право выбирать или быть избранным остаётся осевым фактором.
Только политика может выступать объединяющим инструментом для достижения всеобщего блага. Если народ осуществляет правильную политику, то обязательно добивается процветания. Если же в процессе эволюции побеждают пороки в виде “семи голов дракона” - он исчезает. И в этом плане эволюция Бурятии и бурятского народа не стала исключением.
Превращение Бурятии из “героя” в “дракона”, а потом - в “таракана”
История современной Бурятии берет начало с образования в 1917 году Буряад Монгол улс - Государства Бурят-Монголия. Его создатели, бурятские национальные лидеры Элбэк Ринчино, Михаил Богданов, Цыбен Жамсарано и другие, сконструировали будущую модель Бурят-Монгольской АССР. Позже представители их фракции договорились с Владимиром Лениным о создании в молодой стране Советов автономной Бурятской республики, которая и была образована 1923 году.
Благодаря широким возможностям и влиянию прежних бурятских лидеров, вновь образованная Бурят-Монгольская АССР мгновенно приобрела центральное положение в восточной политике СССР. По предварительному плану Б-МАССР должна была стать "витриной” страны Советов в Азии.
Но в 1958 году Бурят-Монгольская АССР практически потеряла заданную отцами-основателями в 1917-1923 гг. проектную мощь. С этого периода в крупную игру вступила уже суверенная Монгольская Народная Республика.
Таким образом, в результате эффективной политики Улан-Батора пальму первенства в большой игре завоевала Монголия. А преобразованная Бурятская АССР превратилась в обычную периферию огромной страны, а по сути и содержанию - в “таракана”...
Возможность перемен всегда существует
Современная Бурятия переживает один из самых интересных и захватывающих периодов своей истории. За последние несколько лет мы наблюдали много примеров, когда народ вынуждал власть к разговору с ней. Но это были, так сказать, “подростковые” акции, где было много эмоций, но не оказалось содержания. А бурятские лидеры, в общем и целом, никого не представляли, кроме самих себя.
Тем не менее, в республике появилось множество политических субъектов, которые в одиночку начали определять повестку времени. Благодаря им, с общественного дискурса стал отваливаться “мертвый язык однообразия и единогласия”. И, как следствие, в регионе стремительно теряют влияние политики, долго говорившие “обо всем и ни о чём”.
Таким образом, можно констатировать, что в Бурятию пришла публичная политика и у людей проснулась гражданская позиция.
И в этой связи нужно ожидать, что предстоящие выборы президента России для бурятского общества станут моментом истины. Сможет ли гражданин, проголосовав (не важно за кого), войти в политику, вовлекая при этом Бурятию в большую игру…
Продолжение следует
Комментирование временно отключено
Обсудить материал на Facebook