Война за власть в Монголии. Взгляд из Китая
Нынешняя политическая нестабильность в Монголии является системной или управленческой проблемой?
Именно таким вопросом задаётся учёный Б.Шурэнтана из Внутренней Монголии, рассуждая о проблемах Монголии.
Монголия снова столкнулась с политической нестабильностью через год после того, как новое правительство вступило в силу после постановления 2016 года. По данным информационного агентства Синьхуа, премьер-министр Монголии Ухнаа Хурэлсух на днях чуть не лишился своего кресла по инициативе 27 депутатов правящей Народной партии Монголии (МНП) в связи с финансовым скандалом, в котором оказались замешаны некоторые члены парламента и правительства, пишет Б.Шурэнтана. “Считается, что эти высокопоставленные чиновники получили кредиты с низкими процентными ставками из фонда, предназначенного для поддержки малого и среднего бизнеса”. Б.Шурэнтана является преподавателем Центра монгольских исследований Университета Внутренней Монголии.
Такие внутренние битвы в монгольской политике не новы, но являются симптомами социальных заболеваний вот уже почти 30 лет, со времени ее перехода к демократии. Вновь широко обсуждается основная причина этой упрямой болезни.
Как правило, существуют два разных мнения: одни говорят, что Монголия должна проводить систематические конституционные реформы. Эта группа, в свою очередь, тоже делится на две - одна партия поддерживает традиционную парламентскую систему, другая выступает за президентскую форму правления. Второе мнение гласит, что Монголия нуждается в «косметических изменениях» на институциональном уровне, а не в систематических, что позволяет уточнить как права, так и обязанности и усилить надзор.
«Тем не менее, никакой точный диагноз не ставится ни внутренними, ни внешними экспертами. Они не говорят о том, является ли проблема Монголии систематической или была вызвана проблемами управления, поэтому драма борьбы за власть продолжается в монгольской политике», - подчеркнул Шурэнтана.
Проблема характеризуется напряженностью между «великой тройкой», парламентом, премьер-министром и президентом, проявляя себя как борьба за власть и конфликт интересов. Монголия характеризуется как полупрезидентское и полупарламентское государство, но парламент здесь более силен, чем президент. Таким образом, ее можно также назвать парламентским государством во главе с президентом. Парламент представляет собой высший авторитет государства.
Тем не менее, монгольское государство отличается от классической парламентской демократии, поскольку президент пользуется определенными полномочиями, так что его решения могут влиять на любое учреждение на самом высоком уровне власти. Например, он имеет право наложить вето на законы и резолюции, принятые парламентом, установить руководящие принципы для правительства и издавать указы, выбрать кандидата на пост премьер-министра путем переговоров с большинством в парламенте и т.д.
Президент также имеет равное право с парламентом назначать трех членов Конституционного суда (девять членов).
Самое главное, президент имеет право назначать председателя Верховного суда и генерального прокурора, что фактически нарушает принцип независимости судебных органов.
Кроме того, премьер-министр является членом парламента, а также является членом правительства. Интеграция законодательной и исполнительной власти еще хуже, отметил Шурэнтана.
Коррупция, группы интересов и фракционные разногласия в политике становятся все более серьезными. В настоящее время MНП в парламенте делится на две фракции. Первую возглавляет нынешний спикер парламента Миеэгомбын Энхболд, а другую поддерживает нынешней премьер-министр. Сейчас парламент зашел в тупик, поскольку 32 члена просили снять спикера.
Ряд недавних политических скандалов и инцидентов еще больше усугубил общественное недоверие и недовольство двумя основными политическими партиями. Монголия не только попала в экономическую и политическую грязь, но и столкнулась с серьезным недоверием к властям и основным политическим партиям. Разочарование среди людей велико.
Политическая нестабильность - хроническая болезнь Монголии, неизбежно оказывающая негативное влияние на экономику. За последние 27 лет в Монголии сменилось 15 правительств, а это означает, что средняя продолжительность жизни каждого правительства составляет менее двух лет.
Дальнейшее развитие политической ситуации еще предстоит выяснить. Монголия является важным соседом Китая на севере и важной частью строительства экономического коридора Китай-Монголия-Россия. Экономика Монголии только что показала признаки выздоровления.
«Политическая стабильность в Монголии не только принесет пользу стране и ее народу, но и будет способствовать укреплению региональной стабильности и субрегионального сотрудничества», - заключил Шурэнтана.