Статья из прошлого: Почта и почтовые марки монголов
«Письмо Аргун хана, посланное из Персии французскому королю Филиппу Красивому, упоминает о любопытной детали срочных писем, которые посылались по монгольской почте со скоростью, непостижимой для почт остального мира - крылатом письме». 8 марта 1958 г. № 20 (4488) Монголын Унэн.
Немыслимо представить себе в наши дни страну, не имеющую бумажных денежных знаков – банкнот и ассигнаций. Но только немногие синологи и серьезные монголисты, которых не следует смешивать с монголистами-иллюзионистами, превращающими неграмотных сказочников в писателей, знают о том, что монголы ещё в тринадцатом веке впервые на огромном пространстве тогдашнего мира в широчайших масштабах применяли бумажные денежные знаки, имевшие обращение на всей территории монгольского государства.
Другим явлением, совершенно неизвестным в тогдашнем мире, следует признать великолепную организацию почтовой службы монгольского государства, которая вызывала, по словам польского монголиста Котвича, большой интерес у представителей самых отдаленных стран Европы и Азии, обогатила словарь многих народов терминами монгольской почты.
Сведения об организации почтового сообщения монголов мы находим в «Монгольском Сокровенном сказании» 1240 года (§§ 279-281), в монгольском кодексе законов Юаньской эпохи (XIII-XIV в.в.) и многих более поздних источниках. Немало интересных данных содержит и труд Петера Ольбрихта «Почта в Китае под господством монголов в XIII и XIV столетиях».
Знаменитый венецианец Марко Поло, сам неоднократно пользовавшийся услугами монгольской почтовой службы, так рассказывает о ее организации и состоянии:
«На всякой дороге написано, куда она идет и всем это известно. По какой бы дороге ни выехал из Канбалыка (монгольской столицы – буквально Царьграда, — Р.) гонец великого государя (речь идет о хане Хубилае, — Р.) через двадцать пять миль он приезжает на станцию, по-ихнему енб, а по-нашему конная почта. На каждой станции большой прекрасный дом, где гонцы великого государя пристают. Богатые постели с расшитыми шелковыми одеялами в этих постоялых дворах – все, что нужно там есть, и королю тут пристать хорошо. На каждой станции по четыреста лошадей, так великий государь учредил: лошади всегда тут наготове для гонцов, когда великий государь куда-либо посылает их. По всем главным областным дорогам через двадцать две мили, а где через тридцать есть станции: и на каждой станции от трехсот до четырехсот лошадей всегда наготове для гонцов, тут же дворы, где гонцы и пристают».
Такой уровень организации почтовой службы монголов казался сказочным для тогдашней феодальной Европы, где даже рыцарские залы неуютных и сырых каменных замков средневековых феодалов были далеки от тех удобств, о которых с таким изумлением описывает видавший виды венецианец Марко Поло.
Письмо Аргун хана, посланное из Персии французскому королю Филиппу Красивому упоминает о любопытной детали срочных писем, которые посылались по монгольской почте со скоростью непостижимой для почт остального мира крылатом письме. Такие письма почтовики везли на сменных лошадях день и ночь, безостановочно.
Для пересылки служебных почтовых писем марками служили печати «тэмдэг» служебных учреждений, причем само название «тэмдэг» совершенно идентично со словом «марка». Для более срочных писем на четырех углах конвертов рисовалось по копыту и надпись «галоп» обозначала спешность письма. Такие письма шли в первую очередь. На особо спешных почтовых депешах рисовались крылья или летящая птица и надпись «полет» указывали на чрезвычайную спешность – их безостановочно везли день и ночь гонцы-эстафетчики.
Специальные печати – штампы учреждений на конвертах выполняли роль почтовых марок и поэтому в дореволюционной Монголии были неизвестны марки-наклейки. Только Народное правительство в 1924 году впервые приступило к выпуску специальных почтовых марок. Первые семь марок были отпечатаны в Шанхае в издательстве Коммершел пресс, так как ургинская типография не имела еще цветной печати. На этих первых монгольских марках молодого народного правительства изображен широко известный в народе символический знак скрещенных молний «Элдэб-очир», который выражает идею быстроты, крепости, несокрушимости, тем самым как бы подчеркивая победу Народной революции, разгромившей банды иноземных оккупантов и внутренних реакционеров. Этот своеобразный и красивый знак «Элдэб-очир» — символ молнии и поэтому на первых монгольских марках явился как бы эмблемой монгольских связистов.
Следующие марки с изображением соембы — эмблемы свободы и независимости монгольского народа были созданы художником Марзан Шарабом и отпечатаны в Монголпресс в 1926-1927 годах.
Последующие монгольские марки печатались уже в Советском Союзе и Китайской Народной Республике и только за последние годы несколько марок было напечатано в типографии Улан-Батора.
Позднейшие монгольские марки, печатавшиеся в Советском Союзе и Монгольской Народной Республике, довольно разнообразны по своей тематике. Они дают и монгольские пейзажи — весна на озере Голубых вод – Хубсугуле, монгольское современное название которого восходит к турецкому Коксукол – древних насельников этого живописнейшего края Северной Монголии, снежный пик Отхон хайрхан в Западной Монголии, верблюжий караван в степи и т.д.
Отдельные марки воспроизводят портреты Сухэбатора, Чойбалсана и Ленина, государственный герб и флаг МНР. Многие из этих марок исполнены на высоком художественном уровне.
Юбилейные монгольские марки посвящены знаменательным датам в истории Монгольской Народной Республики – годовщинам народной власти, открытию трансмонгольской дороги и другим событиям в стране.
Появление национальных марок вызвало в стране рост коллекционеров марок, не говоря уже об интересе к маркам МНР иностранных филателистов, связи с которыми их монгольских коллег ширятся с каждым годом.
Источник: Монголия Сейчас
В сюжете: монголыисторияпочтапочтовые марки