Дипломатия как двигатель. Почему нынешний МИД Монголии - самое эффективное ведомство в правительстве
Министр иностранных дел Д. Цогтбаатар является выпускником МГИМО, но это не значит, что он проводит только пророссийскую политику.
С 1990-х годов монгольские президенты и главы правительств проводили непрерывную, независимую, сбалансированную, активную, открытую, многоопорную, прагматическую внешнюю политику. Если рассказать читателям о внешней политике простыми и понятными словами, то под внешней политикой люди начинают понимать что-то лёгкое и простое, неверно информированные, они затем начинают обвинять МИД в том или ином. Поэтому я и решил объяснить непонятное и дать ответы на все актуальные вопросы.
Надо признать, что путь нынешней внешней политики не был гладким. Монголии, которая была страной-сателлитом СССР, нужно было пробить совершенно новый путь для своей внешней политики, ознакомить мир с демократической Монголией, выбрать себе новых соседей и партнёров, выстроить отношения с капитализмом, с миром, который мы проклинали и ненавидели, и эти отношения мы смогли сразу сделать официальными и узаконить их.
Наша страна впервые в своей истории разработала Концепцию национальной безопасности и Концепцию внешней политики, узаконила и начала придерживаться их. Это было в 1994 году. Эти Концепции были впервые определены и применены в программе деятельности Правительства Демократических сил, созданной после вторых парламентских выборов 1996 года. И это стало традицией для последующих новых парламентов.
За последние 28 лет две политические силы поочередно стояли у власти в стране. Они смогли обеспечить и сохранить единый характер внешней политики и, активно принимая участие в международных отношениях, реализовать свою внешнюю политику. Когда с наступлением нового столетия актуальной проблемой стала борьба с международым терроризмом, Монголия сумела быстро освоиться в этом деле, подготовить своих военных для участия в этой борьбе и её участие в миротворческой деятельности стало принципиально новым большим шагом во внешней политике страны.
В новом столетии мир вновь разделился, процессы торгово-экономических взаимных условностей, глобализации и региональности стали интенсивнее, что дало внешней политике Монголии и возможности, и испытания. Из-за неразвитой экономики было больше испытаний, страна с трудом адаптировалась к новым реалиям. Но это было временное явление.
Я могу с уверенностью сказать, что сегодня, когда власть постоянно меняется, из её отраслей деятельности только отрасль внешней политики стабильно продвигается вперёд и всегда показывает положительные результаты. Кроме внешних отношений я сделал сравнение, взяв внешние связи и в таких отраслях как оборона, экономика, социальная сфера, образование, здаравоохранение, юстиция и окружающая среда.
Чтобы дать понятие о современной внешней политике Монголии, необходимо сделать небольшое теоретическое отступление. Здесь обязательно должна быть взаимосвязь между внешней средой и внешней политикой. И думая над тем, как упростить её, я придумал такую таблицу.
Чтобы подвести итог этого, можно применить схему среда-вывод-политика.
Внешняя среда |
Вывод |
Политика реализации |
Положительная Взаимозависимость условность Интеграция Глобализация Региональность Большой поток информаций |
Открывается возможность Требует колоссальной быстроты Постоянная готовность работать с новым партнёром |
Создать блгаоприятные внешние условия для перехода к демократии и рыночной экономике Посик нового партнёра |
Отрицательная Быстрое изменение среды Переход в международной системе Неопределённая ситуация Непредвиденная ситуация |
Испытание Осорожность Тревожность |
Нужно проводить внешнюю и внутреннюю политику направленные на защиту безопасности одновременно |
Из этой таблицы видно, что нужно работать среди множества возможностей, противостоя большим рискам и испытаниям. Здесь подразумевается работать с умом, чётко думая, тщательно проверяя, правильно выражаясь и оперативно.
Раньше я говорил, что наша внешняя политика растёт с прогрессией. Это значит, что она постоянно расширяется и увличивается, как в качественном, так и в количественном отношении. Думаю, что в современном мире, во внешней политике в отношении её планирования, реализации и результатов, нужно будет обратить внимание на следуюущую схему.
Вопросы внешней политики, требующие решения (Problems, Issues)
|
Процесс разработки внешней политики (Policy Development)
|
Процесс принятия решения во внешней политике (Decision Making Process)
|
Процесс реализации внешней политики (Policy Implementation)
|
Мониторинг – результат – оценка |
Учёный-исследователь, дипломат-ветеран Б.Лхагва показал этапы дружественных двусторонних отношений в соответствии с годами их установления. Не каждый понимает и может отличить, что значит многосторонние партнёрские отношения.
1 |
Стратегические партнёрские отношения |
Полноценные стратегические отношения |
КНР |
2014 |
2 |
Стратегические партнёрские отношения |
РФ |
2009 |
|
Япония |
2010 |
|||
Индия |
2015 |
|||
3 |
Полноценные партнёрские отношения |
Полноценные партнёрские отношения |
Республика Корея |
2011 |
ФРГ |
2008 |
|||
Турция |
2005 |
|||
4 |
Расширенные партнёрские отношения |
Расширенные полноценные партнёрские отношения |
США |
2018 |
5 |
Расширенные партнёрские отношения |
Канада |
2004 |
|
Австралия |
2007 |
|||
Казахстан |
2007 |
Конечно, во внешней политике существуют вопросы, которые нужо привести в порядок и улучшить. Поэтому я решил сделать дать объяснение по этому вопросу.
Наши дипломаты сумели перевыполнить всё, что от них зависело: создание благоприятной внешеней среды, работа в направлении развития международного сотрудничества. Нельзя этого отрицать. Например, МИД вместе с посольством в Брюсселе провели совместную работу по включению монгольских товаров в систему льготных тарифов “GSP+” для экспорта в ЕС по льготным таможенным пошлинам. Эта работа находится на стадии завершения и почти все страны-члены ЕС подтвердили это соглашение. Но в настоящее время Монголия пока не может полностью воспользоваться системой льготных тарифов “GSP+” /в льготную систему тарифов включены 7700 наименований товаров/ и результаты остаются неутешительными - вывозится всего около 200 наименований товаров. Если так, то ответственность за такое положение дел должны нести лица, ответственные за нашу экономику, бизнесмены и предприниматели.
Также это касается 100-километровых пробок из грузовиков, груженых углём на границе с Китаем. КНР переходит на зелёную энергию, перестаёт производить электроэнергию за счёт сжигания сырого угля и это является их госполитикой. Но мы по-прежнему бьёмся за то, чтобы продавать неочищенный уголь, требуем, чтобы его купили, а если не покупают, то темой разговоров становятся двухсторонние отношения. Как будто все в Монголии сговорились между собой и отказываются заниматься каким-либо иным экспортом, кроме как добывать уголь и на машинах вывозить его в Китай. Я считаю своей обязанностью критиковать это с точки зрения внешних связей.
Согласно поручению, данному властями, МИД смог создать благоприятные внешние условия для развития экономики и право на развитие экономики остаётся открытым. Тогда давайте работать. Чего мы ждём, монголы? В такой благоприятной внешней среде мы можем стать лучами солнца, пробивающимися сквозь тучи.