Китайские СМИ: Уйгуры рады перейти к оседлому образу жизни
Эксперт о политике Китая в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и о ее лицемерной критике Западом.
18 марта пресс-служба Государственного совета заявила о создании Белой книги «Соблюдения прав человека при борьбе с терроризмом и дерадикализации Синьцзяна». Эмоции, которые публикация данной Белой книги вызвала у автора объясняются тем, что не за долго до этого он сам побывал в Синьцзяне и в течение 10 дней проводил там опрос. В документе говорится, что, учитывая реальную угрозу терроризма и радикализации, в Синьцзяне были приняты решительные и законные меры по борьбе с терроризмом, которые эффективно препятствовали ведению террористической деятельности, максимально обеспечивая соблюдение права на жизнь, развитие и других основных прав народов всех национальностей.
Синьцзяну необходима модернизация
Когда я спрашивал, жалеют ли местные скотоводы кочевники, что из-за политики государства по строительству жилья для перехода к оседлому образу жизни, они лишаются прежнего жизненного уклада, наиболее глубокое впечатление на меня произвел саркастический ответ одной молодой местной жительницы. Показывая на сплошной горный хребет, она сказала:
«Если бы Вы были скотоводом, живущим в горах, Вам бы тоже хотелось иметь постоянное жилье. Горожане думают, что мы только и делаем, что пасем овец верхом на лошадях. А как бы им понравилось переезжать по четыре раза в год?»
Это значит, что подавляющее большинство представителей национальных меньшинств положительно относится к государственной политике, а выводы о том, что в Синьцзяне нарушаются права человека, что людей заставляют менять веру и образ жизни не совпадают с реальностью и основаны на выдумках или преследуют чьи-то личные интересы.
Исторически большинство населения Синьцзяна составляли уйгуры, занимающиеся кочевым скотоводством в сухой пустыне и на холодных высокогорьях с Юга и Севера от Тянь-Шаня. Связь с некоторыми населенными пунктами была неудобной, а состояние их экономики и образования было плачевным. Некоторые даже не в совершенстве владели родным языком, не говоря уж о государственном. Они имели мало представления о жизни за пределами региона и не осознавали себя частью Китая. Некоторые из них имели представление о мире духов и не знали почти ничего о мире людей. Они знали, что есть религия, но не знали, что есть государство. Они жили по религиозным канонам, не зная государственных законов. Некоторые люди отдавали значительную часть своих доходов религиозным организациям, считая, что других альтернатив нет. Тогда всем руководила религия, господствовали религиозные порядки, это и стало причиной процветания религиозного радикализма, который и существовал за счет укрепления сложившегося жизненного порядка.
В 2003 году горький урок всему миру преподал Ирак: восстановить порядок и стабильность в стране правительству удалось только благодаря предоставлению народу государственных услуг, обеспечению безопасности и исполнению своих политических функций. Все меры по управлению Синьцзяна предпринимаются, чтобы не допустить повторения краха государственной системы в регионе, к которому может привести недостаток национального единства и надлежащего государственного руководства.
Помимо укрепления государственного порядка, в Синьцзяне проводятся мероприятия по улучшению материального благосостояния народа. Программа жилищного строительства для земледельцев и скотоводов Синьцзяна, программа перехода кочевников к оседлому образу жизни и создание учебно-тренировочных центров профессиональной подготовки позволяет людям, имеющим радикальные взгляды, но еще не успевшим совершить преступление оставить свои злые помыслы и вернуться в нормальное общество, чтобы и в этом регионе люди смогли насладиться процветанием и достатком современного мира. Создание общественных организаций и современного образа жизни в обществе, которые позволят людям в большей степени соответствовать социальной структуре и нравственным нормам будущего, станет основой для еще больших успехов в Синьцзяне.
Правительство устанавливает льготную политику в отношении многих малоразвитых районов, населенных национальными меньшинствами. Например, при поступлении в высшее учебное заведение, проходной бал для представителей национальных меньшинств будет намного ниже, чем для ханьцев. Но даже в этих условиях в Пекинский университет или университет Цинхуа их поступает очень мало. За 40 лет осуществления политики ограничения рождаемости, она не касалась представителей национальных меньшинств, что способствовало увеличению их числа. Однако из-за недостаточного экономического развития и образования, рождение большого количества детей приводило их к все большей бедности. Чтобы позволить этим беднякам стать частью модернизации, необходимо развивать экономику, улучшать образование, обучать их не только родному языку, но и государственному, а также иностранному, обучать их профессиональным навыкам, необходимым современной промышленности, дать им все необходимое для выживания, развить в них способность самостоятельно принимать решения, делать выбор в пользу верных взглядов на жизнь и нравственных ценностей.
Почему критика Запада лицемерна
В отношении прав человека, Запад делает акцент на соблюдении политических прав, основанных на свободе. Китай придерживается мнения, что главное право человека — это право на счастливую жизнь. Для этого населению приграничных районов надо предоставить жилье, обеспечить их водой и электричеством, предоставлять им медицинские, транспортные и образовательные услуги, развивать их культуру. Надо делать реальные дела, а не говорить пустые слова. В качестве попытки введения нового порядка управления, правительство обеспечивает малочисленные народы базовыми вещами: одеждой, пищей, жилищем и средствами передвижения, дает им возможности и силы для развития, обеспечивает их законные права и интересы. Западу стоит обратить внимание на реальные проблемы, существующие в Синьцзяне, и на то, как правительство Китая занимается их решением.
Система западных ценностей проистекает из их жизненного опыта, привычек и стереотипов мышления, ее невозможно слепо применять к Китаю. Страна улучшает жизнь в Синьцзяне своими методами, в которых она уверена. При помощи этих методов за 40 лет от нищеты было избавлено 800 миллионов человек, что снизило всемирный уровень бедности на 70%. Ни один народ не может оставаться отсталым, когда вся страна идет по пути модернизации. К 2020 году мы должны полностью избавиться от нищеты. Это реальная и достижимая цель, но Запад все еще упрекает Китай, что в Синьцзяне нет свободы вероисповедания и нарушаются права человека. Это звучит фальшиво.
Критика модели управления Синьцзяном со стороны Запада отражает устоявшееся представление, что Китай не способен вести верную политику. На первом месте остаются неизменные общечеловеческие ценности и мнение, что в мире существуют только европейская и американская модели управления страной, с помощью которых возможно достижение стабильности и процветания. Реальность уже доказала, что такая точка зрения инфантильна, надумана и не соотносится с действительностью.
Какой же стиль управления страной можно считать верным? Страны, ставшие союзниками США после окончания Второй Мировой войны, действительно смогли достичь процветания. Но после завершения холодной войны западная общественность стала придерживаться мнения, что единственный путь к процветанию лежит через либерализм и западную демократию. И тем не менее, страны, перенимавшие западный стиль управления терпели неудачи. Китай придерживается мнения, что «только в развитии непреложная истина», в решении проблем страна исходит из соображений развития, успех такого подхода очевиден для всех.
Людям с узким кругозором трудно объяснить, что есть истина, они не видят разницы между силой законного права и тиранией. На Западе всегда находились те, кто предсказывал поражение китайской модели развития экономики политическими методами. Однако практика показала, что именно такая политика наилучшим образом соотносится с китайской реальностью и приносит свои плоды. Очередным примером этому может стать Синьцзян.