Байкал никогда не принадлежал Китаю. ЧАСТЬ III
В китайских исторических хрониках и документах "Северным морем" (Бэйхай) называли не Байкал, а другие водоемы.
Продолжение. Здесь начало часть I, часть II
Я пойду искать тебя на запад,
А найду тебя я на востоке...
Эпиграф: из песни группы “Квартал”, альбом “Иркутское диско. Подлая Любовь”, 1996)
Где ты, «Северное море»?
Итак, Восточное (Дунхай), Южное (Наньхай) и Западное (Сихай) моря мы нашли. Осталось найти только пресловутое «Северное море», Бэйхай. То есть, крупный соленый водоем где-то на северной границе исторических провинций Китая.
Как оказалось, это довольно сложное занятие, поскольку Северным морем китайцы в разное время называли разные водоемы. В том числе, и водоемы из области мифологизированной географии, а также, возможно, ныне уже не существующие, или пересохшие.
Так у историка Бань Гу в разделе «Описания 25-ти округов по северной границе империи» приводятся несколько различных соленых водоемов, называемых в источнике «морями»:
- Озеро Сючуцзэ в северо-восточной части округа Увэй, располагавшееся на территории современной провинции Ганьсу и южной части Внутренней Монголии. Северная граница округа выходила на «старые» укрепления ВКС и совпадала с границей империи Хань. Бань Гу пишет, что «река Гушуй на севере доходит до Увэя и впадает в море (хай)». В настоящее время и река Гушуй, и «море» Сючуцзэ пересохли;
на фото: “старые” укрепления Великой Китайской стены
- Озеро Цзюйянь в округе Чжанъе. Округ находился в пограничном районе современной провинции Ганьсу и не выходил на ВКС. Границы округа на севере, западе и юго-западе совпадали с границей империи Хань. Бань Гу пишет, что «река Цянгушуй берет начало в земле цянов, на северо-востоке достигает Цзюйянь, где впадает в море (хай)». В настоящее время «море Цзюйянь» сильно обмелело и разделилось на два более мелких водоема – озера Гашуннор и Согонор;
- В остальных 10-ти случаях описано, скорее всего, одно море Бохай (залив Бохай Желтого моря). Поскольку речь идет о реках на востоке современной провинции Хэбэй в районе Пекина и в провинции Ляонин. Все эти реки «на юге впадают в море», то есть, в залив Бохай.
Таким образом, если идти путем исключения, то Северным морем древние китайцы могли назвать красивое «море» Цзюйянь (Большое Янь). Сегодня единую систему «моря», составляют два отдельных водоема – большое соленое озеро Гашуннор (монг. Гашун-нуур, «гашун» - соленый, «нуур» - озеро) и меньшее по площади пресное озеро Согонор (монг. Саган-нуур, «саган», «цаган» - белый, «нуур» - озеро), которые соединяются в многоводные периоды. Раньше же эти два бессточных озера, находящиеся в нижней точке эдзингольской котловины, занимали всю обширную котловину. И по праву назывались «морем» Цзюйянь.
на фото: на озере Гашуннор
Озеро Цзюйянь (Гашуннор) находится на северо-западе от внутренних районов Китая в пределах империи Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) и на севере от «Западного моря» - озера Кукунор (Цинхай).
Ставка шаньюя хунну и «Северное море»
Чаще других водоемов оно упоминается в древних китайских хрониках в связи с хунно-китайскими отношениями, - войнами, экспедициями китайских войск, победами и поражениями китайских войск, которые в эпоху Хань чаще, чем раньше выходили против хунну за оборонительные укрепления Великой Китайской стены (далее - ВКС).
Это и неудивительно, поскольку на протяжении всего I века до нашей эры (период, который подробно описывали Бань Гу и Сыма Цянь) севернее «моря» Цзюйянь, в верховьях монгольской реки Орхон у горного хребта Хангай, предположительно находилась ставка хуннского шаньюя.
- Посланный воевода охранной стражи Ли Лин от Цзюйянь прошел с пятью тысячами пехотинцев свыше 1000 ли, встретился с шаньюем и вступил с ним в бой. Ли Лин нанес противнику потери, более десяти тысяч убитыми и ранеными, но, израсходовав боевые запасы и продукты питания, хотел возвратиться обратно. Шаньюй окружил Ли Лина, и Ли Лин сдался сюнну. Только 400 его воинов спаслись и вернулись в Хань. Шаньюй отнесся в Ли Лину с уважением и отдал ему в жены свою дочь, - сообщает Бань Гу в главе “Повествование о сюнну”.
Кстати, этот самый полководец Ли Лин, как описано у Бань Гу, потом верой правдой служил сюнну и не раз приезжал к Су У на Бэйхай, чтобы устраивать тому пиршества с музыкой и склонять самого Су У к предательству. Как пишет ханьский патриот Бань Гу, каждый раз безуспешно.
Любопытно, что сразу несколько исследователей-историков, российских и китайских, интерпретируя китайские письменные источники и географические данные о Центральной Азии, независимо друг от друга выдвигали близкие друг другу версии локализации ставки шаньюя хунну в это время. Например, такие авторитетные отечественные востоковеды как Людмила Боровкова и Вадим Логинов в своих работах последних лет «нашли» ставку шаньюя в горах Хангая более чем в 1000 ли на север (одно ли – 300-360 шагов) от озера Цзюйянь.
на фото: на карте империи Хань округ Чжанъе и озеро Цзюйянь (Гашуннор) обозначены севернее “Западного моря” (озера Цинхай или Кукунор)
В частности, доктор исторических наук из Института востоковедения РАН Людмила Боровкова выдвинула гипотезу о том, что ставка шаньюя в I веке до н.э. располагалась «видимо, к северу от озера Цзюйяньцзэ, занимавшего в то время всю эдзингольскую котловину, чуть далее 400 км к северу от этого озера».
С чем мы с вами, надеюсь, совершенно согласны. Поскольку, уж поверьте, углубившись в китайские источники в поисках загадочного «Бэйхая» (Северного моря) и ставки шаньюя хунну, трудно прийти к какой-то другой версии.
В нашем случае связь между тем, где находилась ставка шаньюя Цзюйдихоу «на первом году эры правления Тянь-хань» (100 г. до н.э.), и местонахождением моря Бэйхай особенно важна. Поскольку более точная ориентация в пространстве при анализе описываемых у Бань Гу событий позволяет «найти» (остановиться на определенной версии локализации) Северное море с меньшим риском ошибиться!
Озеро Гашуннор (Цзюйянь) – Северное море?
Итак, мы с вами установили, что кроме располагающегося на территории современной Внутренней Монголии озера Цзюйянь (ныне озера Гашуннор и Согонор) других больших соленых водоемов вблизи северных границ Китая (империи Хань), которых китайцы могли назвать «морями», больше нет. Тем более, что, повторюсь, две тысячи лет назад это озеро было гораздо большей площади и вполне себе тянуло на «море».
Можно предположить, море Бэйхай (Северное море) из исторических хроник Сыма Цяня и Бань Гу – это красивейшее озеро Цзюйянь, а совсем не Байкал, как это интерпретируют политизированные китайские публицисты, историки, а вслед за ними китайские гиды на Ольхоне и даже некоторые отечественные ученые!
Во-первых, «море» Цзюйянь как бы «омывало» империю Хань с севера и именно через него проходили пути сообщения между ставкой шаньюя и Китаем. Через него проходили несколько китайских походов, описанных у Сыма Цяня и Бань Гу, а также во множестве других китайских источниках. Его воспевали древние и средневековые поэты Китая.
Знаменитый китайский философ, поэт, художник VIII века Ван Вэй, который в молодости был на государственной службе, писал о нем в своем стихотворении «Прибываю послом на пограничную заставу»: «Я еду один к пограничной заставе, / За озеро Цзюйянь, / В страны, подвластные нашей державе, / Нам приносящие дань» (перевод Веры Марковой).
Небольшое отступление. Я помню, как известный российский синолог и исследователь творчества Ван Вэя Геннадий Дагданов (автор монографии “Чань-буддизм в творчестве Ван Вэя”) в молодости рассказывал мне, как буддисту Ван Вэю было “в лом” заниматься государственными делами. И покидая границы Китая, он с грустью писал о своей “стране озер”, где остались его мысли.
на фото: картина Ван Вэя
Важно здесь то, что этот путь к «северным варварам» через Цзюйянь, через Гобийский Алтай и Хангайские горы сохранялся более 800 лет. Хотя во времена Ван Вэя «северными варварами» для китайцев были уже не хунну, а тюрки, уйгуры и кидани.
Кроме того, известно, что хунну не заходили на севере в таежную зону, и пограничный северный город хунну, - знаменитый археологический памятник «Иволгинское гуннское городище», - находился, кстати, на территории современного Улан-Удэ. Потому, что в таежной зоне возле Байкала нельзя было ни пасти скот, ни заниматься земледелием, ни проводить степные облавные охоты.
Поэтому наш знакомый, взятый в плен шаньюем Цзюйдихоу китайский посол Су У, пас хуннских овец, опираясь на ханьский верительный знак маоцзе в виде бамбуковой палки с хвостом яка на конце (кстати, за многие годы плена от хвоста яка ничего не осталось), скорее всего, не на удаленном от ставки шаньюя на тысячу километров Байкале, окруженном к тому же труднопроходимыми горами и тайгой, а на озере Цзюйянь, расположенном вблизи границы с Китаем, на краю Монгольского плато и Великой степи.
Почему Цзюйянь, а не Байкал
Кстати, почти единственное место на Байкале, где есть привычные для номадов пастбища для скота, это остров Ольхон. И многие китайские гиды, водящие сегодня толпы китайцев по Ольхону, его так и называют: «пастбища Су У».
Но сегодня трудно себе представить, что хунну переправляли на Ольхон стада скота и туда же ездили на охоту. Поскольку условий, простора для масштабной ханской облавной охоты, соколиной охоты, к которой привыкли хунну, на Ольхоне просто нет. Как нет и большого количества дичи. А я напомню, что охотиться к Су У приезжал сам брат шаньюя хунну.
- Через пять или шесть лет на Бэйхай приехал охотиться младший брат шаньюя князь Юйцзянь. Су У умел плести силки, сучить нитки привязываемые к стрелам, выправлять луки; князь Юйцзянь полюбил его и дал ему одежду и пищу. Прошло еще более трех лет, князь заболел и пожаловал Су У лошадей, скот, фуни (утварь) и юрту. После смерти князя его народ переселился в другое место. В том же году динлины украли у Су У рогатый скот и овец, а поэтому он снова попал в бедственное положение, - писал Бань Гу в «Истории ранней Хань».
Как мы видим, брат шаньюя со своими подданными кочевал где-то неподалеку от Бэйхая, постоянно приезжал туда на охоту, отправлял туда скот. И то, что все это происходило на острове Ольхон, на расстоянии более тысячи километров от ставки шаньюя, просто «не налезает на голову».
Упоминание здесь динлинов (народа ди) тоже говорит больше в пользу того, что действие происходило в районе озера Цзюйянь. Поскольку известно, что коренная территория народа ди (чиди), предков динлинов, это как раз северо-запад исторического Китая на севере пустыни Гоби, на границах горных систем Гобийского Алтая.
Таким образом, все это говорит о том, что «Северным морем» в период Хань китайские хронисты-историки называли соленое озеро Цзюйянь, а совсем не Байкал. Тем более, что правдоподобных описаний водоема под названием Бэйхай, похожего на Байкал, мы в китайских хрониках ханьского времени не встречаем.
Хотя как мы увидим ниже, «Северным морем» китайцы в разное время называли разные водоемы.
Мифическое Северное море в Корее
Например, «Северное море» упоминается в «Книге морей и гор» (Шань хай цзин), указано даже его местонахождение. Но на реальной карте Китая и окрестных стран найти его невозможно. Обратимся к источнику:
- Страна Утренняя Свежесть (Чаосянь) находится к востоку от Леяна, в горах у Северного моря. Южный Леян принадлежит Янь, - сообщает нам автор «Книги морей и гор» в разделе «Каталог северных земель внутри морей» (цзюань 12).
- В землях востока, у самого Северного моря находится царство Утренней Свежести; жители страны Тяньду живут в воде. Они любят людей, - продолжает он в ”Каталоге земель внутри морей” (цзюань 18).
Из этих описаний ясно, что Северное море (Бэйхай) находится где-то на востоке Государства Янь, одного из государственных образований Китая периода «Сражающихся Царств» (V-III вв. до н.э.), на границе с Государством Чосон (Кореей), Страной Утренней Свежести. То есть, на территории современной провинции Ляонин. Или на территории самой Северной Кореи (Чосон, кит. Чаосянь), поскольку в период Империи Хань страна Чосон входила в Хань.
Но проблема заключается в том, что на современной карте Китая вблизи северных границ на востоке древних Государств Янь и Хань никаких крупных соленых водоемов вообще нет. Нет таковых и на территории Кореи, где кроме рек встречаются только искусственные водоемы.
Из реально существующих более или менее крупных озер ближе всего к северо-восточным границам исторического Китая, совпадающим с ВКС, находятся пресные озера Далай-Нур в хошуне Хэшигтэн-Ци в Автономном районе Внутренняя Монголия и Цаган-Нур вблизи маньчжурского города Сунъюаня на территории современной провинции Гирин.
Таким образом, в случае с этим «Северным морем», что на границе со страной Утренней свежести, возможны четыре варианта.
Во-первых, это море Бэйхай раньше находилось вблизи Государств Янь и Чаосянь (Чосон) в пустынной местности, а потом пересохло. Во-вторых, в реальности это море никогда не существовало и имеет место лишь в мифической картине мира авторов письменного памятника «Шань хай цзин». В-третьих, Северным морем могли называться пресные озера Цаган-Нур или Далай-Нур (не путать с озером Далайнор в Хулун-Буирском аймаке Внутренней Монголии). И, в-четвертых, Северным морем в данном случае названо Японское море, омывающее Корейский полуостров с востока.
Почему Байкал не китайское море
Дело в том, что современные комментаторы и переводчики этого источника на русский язык (Всеволод Таскин и другие), скорее всего, ошибочно идентифицировали море Бэйхай с Байкалом. Доверившись современным китайским комментаторам, публицистам и политикам, которые встраивают свой выдуманный Бэйхай-Байкал в чисто политическую экспансионистскую доктрину о необходимости Великой Китайской Реконкисты, или «возвращения утраченных территорий». Среди этих территорий иногда называют и земли восточнее Байкала, которые на самом деле никогда в истории Китаю не принадлежали. Как и сам Байкал.
на фото: планы Великой Реконкисты в отношении Монголии и России
Как мы уже разобрали в первой части нашего эссе, если хуннский шаньюй и сослал пленного китайского посла Су У на Бэйхай (Байкал?) пасти овец, и тот провел там 20 лет своей жизни, то это значит только то, что Бэйхай в то время принадлежал государству хунну. Как впоследствии принадлежал другим государствам, существовавшим на этой территории. И до, и после государства хунну.
Речь идет в первую очередь о народе сяньби (предках монголов), которые последовательно образовывали к югу от Байкала и к северу от озера (моря) Цзюйянь три своих государства. Сначала это произошло во II веке до н.э. (Союз племен Сяньби), затем во II веке н.э., когда правитель сяньби Таньшихуай основал государство, которое согласно китайским хроникам охватывало семь тысяч ли с востока на запад, и, наконец, в III-VII веках, когда к северу от Китая существовало сяньбийское Государство Тогон.
Затем в VI-VIII веках севернее Тогона образовался Тюркский каганат, еще позже в VIII-IX веках – Уйгурский каганат, а в IX веке на историческую сцену вышли монголоязычные кидани, создавшие свое Государство Ляо (907-1127 гг.). В течение 120 лет кидани собирали дань с Государства Сун в Китае, в 1125-1211 годах возникло государство киданей Западное Ляо.
В начале XIII века возникла Великая Монгольская империя (Их Монгол Улс), частью которой в течение более ста лет (1234-1368 гг.) был весь Китай, а с середины XVI-го до середины XVIII-го века монгольское правление на этих территориях осуществлялась в четырех раздробленных монгольских государствах-ханствах.
В 1727 году в результате разделения территорий монгольских государств Тушету-хана и Цэцэн-хана между Российской империей и маньчжурской Империей Цин озеро Байкал отошло к России.
Таким образом, никогда в истории ни сам Байкал, ни территория вокруг него не включались в состав ни одного из когда-либо существовавших китайских государств.
Еще несколько аргументов в пользу того, что, вероятнее всего, в древних источниках «Ши цзи» Сыма Цяня и «Цянь Хань шу» Бань Гу, которые рассказывают нам историю посла Су У, жившего в плену у хунну на Северном море (Бэйхае), под этим названием фигурирует не Байкал, а какой-то другой водоем.
Во-первых, сами китайцы, повторюсь, называли морями («хай») водоемы с соленой водой, а пресный водоем у них мог иметь другую составную часть названия, определявшую этот водоем как озеро («ху»). Если нашему пресному Байкалу давать китайское название, то оно, скорее всего, звучало бы как «Бэйху» (Северное озеро), а не Бэйхай (Северное море).
Во-вторых, в истории с послом Су У в рассмотренных нами источниках «Ши цзи» и Цянь Хань шу» невозможно точно установить, что название «Бэйхай» безусловно относится к Байкалу. А в «Книге гор и морей» Бэйхаем или «Северным морем» совершенно точно называют какой-то другой водоем, который находится вблизи северной границы Кореи (Чосон, Чаосянь).
В-третьих, в более поздних источниках XVII века, относящихся ко времени установления в Китае власти маньчжуров (Цин), название «Бэйхай» самими маньчжурами и выступавшими на их стороне европейцами-иезуитами совершенно точно употребляет по отношению не к Байкалу, а к другим морям.
Охотское море – тоже Северное море?
Вот что излагается в первой главе маньчжурского источника под названием «Пиндин лоча фанлюэ» («Стратегические планы усмирения русских»), который представляет собой сборник архивных документов Империи Цин, касающихся конфликта маньчжуров и русских на Амуре и проведения границы между Россией и Китаем (Цин):
- Сабсу донес: «Русские с реки Буреи прибыли на реку Амгунь, где соединились с русскими, пришедшими с Северного моря (Охотского моря – С.Б.) для военных действий против фэйяка (обобщенное название народов Амура – С.Б.). Фэйяка отступили и поселились на речных островах. Если не поспешить с походом на русских, то хэчжэнь (нанайцы – С.Б.), фэйяка, цилэр (орочи и нивхи – С.Б.) сильно пострадают», - пишется в одном из донесений императору Канси.
Здесь приводятся данные о том, что в локальной стычке с местным населением на Амгуни (не путать с Аргунью), которая впадает в Амур вблизи Охотского моря, участвовали русские, которые прибыли туда с запада (с реки Бурея) и с востока (с Охотского моря). Здесь же комментаторы источника сообщают о том, что в представлениях маньчжуров, захвативших в XVII веке Китай, и родственных им малых народов Амура (нивхов или гольдов, нанайцев, ульчей, орочей, удэге) «Северным морем» был, естественно, не Байкал, а Охотское (!) море в районе северной части Татарского пролива и устья Амура.
При этом маньчжуры, установившие в Китае свою династию Цин (последнюю императорскую династию в этой стране), заимствовали у китайцев (хань) их картину мира, согласно которой “Поднебесную страну” (Тянь Ся) с четырех сторон омывают четыре моря – Бэйхай (Северное море), Дунхай (Восточное море), Наньхай (Южное море) и Сихай (Западное море).
Любопытно, что до сих пор в общеобразовательных государственных школах Китая при обучении детей используются географические карты, где Охотское море обозначается как Северное море (Бэйхай)!
на фото: на географической карте китайского учебника истории для 8 класса “Северное море” (Бэйхай) обозначено под номером 13
Другие обозначения:
1. Карта-схема захваченных и оккупированных царской Россией территорий на северо-востоке Китая
2. Территории Китая, аннексированные царской Россией по Цицикарскому протоколу о редемаркации русско-китайской границы по реке Аргунь в 1911 г.
3. Город Нерчинск
4. Город Маньчжоули (Маньчжурия)
5. Река Эргунахэ (Аргунь)
6. Россия
7. Китай
8. Аннексированные и оккупированные царской Россией в 1858 г. по китайско-русскому Айгуньскому договору более 600 тыс. кв. км территории Китая
9. Аннексированные и оккупированные царской Россией в 1860 г. по китайско-русскому Пекинскому договору около 400 тыс. кв. км территории Китая
10. Внешний Хинганский хребет
11. Река Удихэ (Уда)
12. Район, вопрос о принадлежности которого был оставлен в ожидании решения в соответствии с положениями китайско-русского Нерчинского договора 1689 г.
13. Северное море
14. Остров Куедао (Сахалин)
15. Река Хэйлунцзян (Амур)
16. Город Хайланьбао (Благовещенск)
17. Город Айхой (Айгунь)
18. Район 64 деревень к востоку от реки Хэйлунцзян (Амур)
19. Более 600 тысяч квадратных километров
20. Около 400 тысяч квадратных километров
21. Река Усулицзян (Уссури)
22. Город Боли (Хабаровск)
23. Город Хайшэньвэй (Владивосток)
Также известно, что маньчжурская сторона в Нерчинске на переговорах 1689 года об установлении границы между Московским царством и Государством Цин применяла название «Северное море» и по отношению к Северному Ледовитому океану.
В частности, об этом говорится в дневнике монаха-иезуита Франсуа Жербийона. На переговорах в Нерчинске он был в качестве переводчика в составе цинской делегации. Сами переговоры проводились на монгольском и на латинском языках.
- 1 сентября (22 августа) московские послы прислали нашим послам просьбу объяснить статью договора, в которую была вставлена одна фраза, о которой им ничего до этого не говорили, а именно, что граница обеих империй будет проходить по горному хребту, который простирается от реки Горбица на северо-восток до Восточного и Северного морей и оканчивается за вдающимися в море горами. Эта горная цепь зовется Нос. По этому поводу следует заметить, что горы, с которых стекает речка Горбица, образуют два высоких скалистых хребта, один из которых тянется почти прямо на восток по линии, приблизительно параллельной реке Онон, или Сахалян-ула (Амур - ред.), и по нему москвитяне хотели провести государственную границу. Другой хребет Нос тянется на северо-восток, и именно по нему наши послы желали установить границу, - пишет Франсуа Жербийон.
Речь здесь идет о скандальном эпизоде, когда на завершающем этапе переговоров цинская делегация неожиданно включила в маньчжурский и латинский тексты договора (напомним, Нерчинский договор составлялся на латинском, монгольском, маньчжурском и русском языках) не предусмотренный ранее пункт. Цины хотели записать в договор пункт о том, что российско-цинская граница от истока реки Горбицы должна пройти не по Становому хребту до Охотского моря, а продолжаться на северо-восток, как понятно из текста поправки, по некоей горной цепи до мыса Святой нос на Чукотке. То есть, до мыса Дежнева, омываемого с севера Чукотским морем Северного Ледовитого океана (названном маньчжурами Северным морем – С.Б.), и с востока – Беринговым морем (Восточным морем – ред.).
Естественно, такие «поправки» были отвергнуты царским послом Федором Головиным. Русская сторона заявила о том, что такой пункт не может быть включен в договор ни при каких условиях.
Для нашего исследования такой демарш Цинов весьма показателен и еще раз говорит о том, что в Китае локализация «Северного моря» в разные годы и при разных правителях много раз менялась. На протяжении двух тысяч лет Северным морем выступают разные водоемы на границах исторического Китая – с северо-запада, севера, северо-востока. И даже с юга.
Народы: пять цветных народов – четыре чужих
И назвать Байкал «Северным морем Китая» невозможно, поскольку Байкал всегда был отделен от Китая одним или несколькими государствами. Его можно было называть Северным морем хунну, тюрков, уйгуров, киданей, монголов. Однако в пространственной космологии этих народов место «морей» (как это было у китайцев) занимали «народы».
Так, например, это было у монголов, унаследовавших у своих предков (хунну, сяньби, киданей) и у окружающих народов представления о южных, северных, западных, восточных народах. Эти представления отразились в традиционной формуле монгольской культуры «пять цветных народов – четыре чужих».
В соответствии с этими представлениями «синих монголов», их окружали с юга «белые народы», с севера «черные народы», с запада – «красные народы», с востока – «желтые народы». И, соответственно, места «морям» окружающим центр с четырех сторон света, в этой пространственной структуре не находилось. Поэтому такое словосочетание, как, например, «Северное море монголов (хунну, сяньби, киданей)» не встраивалось в систему представлений этих народов об устройстве мирового пространства.
Когда же в Китае Байкал стали называть «Северным морем»? Упоминался ли Байкал в первых русско-китайских дипломатических документах? Рассмотрим это в последней части нашего эссе.
Окончание следует…