В США заявили, что Монголии не по пути с Россией
Монголия могла бы внести значительный вклад в регион, определившись с внешнеполитическим курсом и выбрав своим партнером США.
Монголия в партнерстве с Соединенными Штатами сможет преодолеть стоящие перед ней препятствия на пути продвижения в современный мир и внести свой вклад в создание "свободного и открытого" Индо-Тихоокеанского региона. Об этом рассуждает американское издание The Diplomat.
Проблема в России
Со слов обозревателя Ронсеверта Ганана Алмонда, "проблемы" страны, население которой составляет всего 3 млн человек, начинаются с географии.
Все грузы, покидающие Монголию или направляющиеся в нее, должны пересекать территорию и воздушное пространство двух крупных и могущественных соседей – России и Китая. Трансмонгольская магистраль – главная железнодорожная сеть Монголии – является однопутной, простирающейся на сотни км от российской границы на севере до китайского кордона на юге. При въезде в КНР поезда должны перейти на новую колею, что представляет собой трудоемкий процесс.
Российское правительство владеет 51% акций железной дороги страны, что препятствует развитию более эффективной транспортной сети, - отмечает Алмонд.
В 2016 году РФ продала 49 % принадлежащих ей акций медного рудника в Эрдэнэте, который исторически является важнейшим хозяйственным двигателем страны. Но Москва сохраняет "жесткий контроль" над экономикой, поставляя 90% энергоносителей Монголии (переработанной нефти). Это влияние распространяется и на другие сферы. Прогулка по Улан-Батору демонстрирует прочные культурные связи между бывшими советскими странами, от Оперного театра до Дворца бракосочетания и социалистических фресок Мемориала Зайсан.
Улан-Батор и Вашингтон поддерживают общие цели и ценности партнерства на международной арене. Например, Монголия председательствовала в поддерживаемом США сообществе демократий-межправительственной организации, базирующейся в Варшаве и выступающей за общие демократические ценности. Страны также сотрудничают в рамках регионального форума АСЕАН. В Организации Объединенных Наций Монголия зарекомендовала себя надежным союзником Соединенных Штатов, последовательно голосуя с США в резолюциях Генеральной Ассамблеи. Монголия также заискивает перед Америкой, применяя санкции Совета Безопасности ООН в отношении незаконных программ Северной Кореи в области ядерных и баллистических ракет, как это было признано в недавнем докладе министерства обороны США об Индо-Тихоокеанской стратегии.
В то же время Улан-Батор стремится использовать свою позицию для облегчения диалога между Вашингтоном и Пхеньяном. На протяжении многих лет Улан-Баторский диалог представлял собой отдельный форум для дипломатии первого и второго направлений. Будучи единственной страной в Азии, которая перешла от коммунизма к демократии и стала проверенной зоной, свободной от ядерного оружия, Монголия была бы интригующим местом, если бы когда-либо был еще один саммит руководства США и КНДР.
Вес американской власти также влияет на баланс политики третьего соседа Монголии. В частности, Монголия, как сообщается, сопротивлялась тому, чтобы стать полноправным членом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) во главе с Москвой и Пекином, отчасти из-за сигнала, который она может направить Вашингтону и другим западным столицам. Аналогичные обсуждения и неоднозначность влияют на потенциальное участие Улан-Батора в китайской инициативе "Пояс и путь" (BRI). До сих пор Монголия не присоединилась к проекту «Один пояс, один путь». Однако сотрудничество между Улан-Батором и Вашингтоном может выйти на совершенно новый уровень.
Американские инвестиции и торговля могут стать средством подъема экономики Монголии. Действительно, укрепляя связи с Соединенными Штатами, Монголия может противостоять “подталкиванию” региона и прокладывать свой собственный курс во внешних делах.
Укрепление связей
В ходе официального визита премьер-министра Монголии У. Хурэлсуха в Вашингтон в сентябре 2018 года страны объявили о расширении всестороннего партнерства между США и Монголией, что свидетельствует об углублении двусторонних отношений, в частности, в торгово-экономической сфере. Время было подходящее. С 2013 года, с падением мировых цен на сырьевые товары и замедлением экономического роста Китая, Монголия пережила относительный экономический спад. Горизонт Улан-Батора может быть усеян башенными кранами, но, согласно моим разговорам с местными жителями, многие из этих строительных проектов были остановлены с более раннего периода бума.
Американские иностранные инвестиции и торговля могут стать средством подъема экономики Монголии. 3 июня 2019 года в Улан-Баторе во время заседания Американской Торговой палаты для Монголии (AmCham) посол США Майкл Клечески выделил несколько задач для достижения этой цели.
Прежде всего , Монголия должна решить и четко изложить свою позицию по Оюу Толгой, мегапромышленному проекту на юге страны (обычно называемому “ОТ”). OT совместно принадлежит правительству Монголии (34 процента) и Turquoise Hill Resources (66 процентов, из которых Rio Tinto владеет 51 процентом). Доступ к одному из крупнейших медных месторождений в мире может стать благом для Улан-Батора, который полагается на доходы от добычи полезных ископаемых для финансирования не менее 30 процентов национального бюджета.
Однако, склоняясь перед экономическим национализмом, парламент Монголии призвал пересмотреть условия ОТ, чтобы добиться увеличения доли собственности правительства, тем самым привнеся неопределенность в регулятивную среду и задерживая осуществление второго этапа развития горнодобывающей промышленности.
В дополнение к финансированию Экспортно-импортного банка США правительство США также должно рассмотреть вопрос о 35-процентной доле американского капитала в OT.
Посол США Майкл Клечески охарактеризовал от как” вожака " для иностранных инвесторов – испытание перспектив освоения недр страны, оцениваемых в 1,3 триллиона долларов, самого будущего Монголии.
Во-вторых, Вашингтон добивается полной реализации двустороннего соглашения о прозрачности, подписанного в 2013 году и вступившего в силу в 2017 году. Соглашение, направленное на улучшение инвестиционного климата Монголии, предусматривает 60-дневный период общественного обсуждения новых законов и положений, затрагивающих международную торговлю, и требует опубликования этих законов на английском языке. "В ходе обсуждений в рамках рамочного соглашения по торговле и инвестициям в апреле ЕСПЧ выразил обеспокоенность по поводу того, что Монголия отстает от графика в создании электронной системы уведомления и комментариев, и посол Клечекси вновь поднял этот вопрос”.
В-третьих, и в более широком плане, Монголия должна продемонстрировать прогресс в борьбе с коррупцией, делая принятие регулятивных решений менее непрозрачным. Transparency International, неправительственная организация, которая измеряет государственную коррупцию, оценила Монголию 93 из 180 стран по Индексу восприятия коррупции 2018, наряду с Косово, Македонией и Албанией в Восточной Европе и Панамой и Колумбией в Северной и Южной Америке. В своем последнем заявлении об инвестиционном климате посольство США в Улан-Баторе призвало Монголию " прекратить постоянные, непрозрачные поправки к правовым и нормативным правилам, что подрывает способность Монголии стабилизировать свою деловую среду и рискует потерять ПИИ, которые Монголия должна расти”, предпринимая такие шаги, как “[искоренение] распространяющейся коррупции, угрожающей основополагающим институтам демократии." Такие действия также помогли бы Монголии с требованиями, выдвинутыми в рамках ее программы с МВФ.
Соединенные Штаты пытаются оказать помощь в процессе государственной реформы путем подготовки судей и прокуроров и заключения соглашения о создании Корпорации "вторая тысячелетняя задача". Соглашение стоимостью 350 миллионов долларов будет способствовать экономическому развитию путем улучшения водоснабжения Улан-Батора. Но можно сделать еще больше.
Например, Агентство США по торговле и развитию может помочь Монголии внедрить передовую практику закупок и избежать “долговых ловушек” и коррупции, которые могут быть связаны с другими формами развития инфраструктуры в регионе.
Кроме того, Вашингтон может изучить возможность использования новых полномочий в рамках так называемого “закона о строительстве”, подписанного президентом Трампом в сентябре прошлого года, для предоставления альтернативных источников инвестиций и технической помощи для инфраструктурных проектов.
Интересно, что Конгресс США взял на себя ведущую роль в укреплении экономических связей с Монголией. 10 апреля 2019 года был повторно представлен закон Монголии о торговле между третьими соседями (H. R. 2219), который разрешает беспошлинный режим для некоторых предметов, импортируемых из Монголии, а именно кашемира. Монголия производит более трети мирового сырья кашемира, но большая часть монгольского сырья экспортируется в Китай, а Соединенные Штаты закупают почти всю свою кашемировую продукцию из Китая. Благодаря этому можно увеличить торговлю между Соединенными Штатами и Монголией и укрепить экономический суверенитет Монголии.
Закон о торговле с третьим соседом будет строить прямые отношения между американским потребителем и монгольским народом, который в настоящее время полагается на промышленность. Действительно, если Монголия намерена строить свое будущее , укреплять свою демократию и избегать ресурсного проклятия, то стране необходимо диверсифицировать свою экономику, и Соединенные Штаты в состоянии помочь.
Старая История, Новый Образ
Влияние Монголии на современный мир, если не неверно понято, то широко недооценивается.
Будущее Монголии меняется на наших глазах. После почти 70 лет существования в качестве советского государства-сателлита страна осуществила мирный переход к демократии и провела реформы свободного рынка. Монголия в настоящее время является автором новой главы в мировой истории.
В партнерстве с Соединенными Штатами Монголия может пересказать старую историю с новым образом государства 21-го века, которое поддерживает верховенство права, поощряет терпимость, поощряет международную торговлю и соединяет дипломатические отношения между разделенными странами. Под его вечным голубым небом, возможно, когда-нибудь можно будет сказать, что Монголия снова потрясла весь мир.
Справка
Ронсеверт Ганан Алмонд является партнером и вице-президентом Wicks Group, а также адъюнкт-профессором права Юридического центра Джорджтаунского университета в Вашингтоне, округ Колумбия.он консультировал правительственные органы в Азии, Европе, на Ближнем Востоке, в Африке и Америке по вопросам международного права. Мнения, выраженные здесь, строго его собственные.
Источник: thediplomat.com
В сюжете: СШАМонголияРоссиямеждународные отношенияполитикагеополитика