Почему в Калмыкии мужчины не ссорились с женщинами
«Мораль женщины калмычки – высокая мораль и она, как воспитательница, дает детям, безусловно, твердые устои нравственности, идеи правды, добра, верности долгу, беззаветной покорности и стоической выносливости», – писал учёный и общественный деятель Григорий Прозрителев более ста лет назад.
<p>Практически все исследователи, изучавшие до революции 1917 г. быт калмыков, отмечали особое положение женщин в калмыцком обществе. Она пользовалась большей свободой и самостоятельностью, нежели представительницы слабого пола других народов. И даже соседство с кавказскими народами не повлияло на отношение мужчин-калмыков к женщинам. «Калмыки тем разнятся от племен, исповедующих ислам, что у них женщина имеет человеческое, а не рабское значение. У многих мухаммедан, хотя и не у всех и не в одинаковой степени, она исключена из общения с мужским полом не только в забавах, но и даже в молениях. У калмыков права женщины уравновешены и в том, и в другом случае с правами мужчины» (Павел Небольсин, этнограф). В России в 1649 г. «Соборным уложением» официально укрепилось крепостное право, а калмыки за девять лет до этого в «Степном уложении» 1640 года посвятили 22 статьи правовому положению женщины. Помимо ответственности, здесь были закреплены и права женщин, в том числе на жизнь и государственную охрану достоинства, защиту своей чести и доброго имени. Хотя телесные наказания в отношении её применялись, смертной казни она не подвергалась. Кроме того, калмычка могла иметь в собственности личное имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Она могла рассчитывать на материальное обеспечение по возрасту, в случае вдовства, бездетности. Чем же заслужила калмыцкая женщина такое положение в обществе? Исследователи отмечали в калмычке страстную любовь к детям, преданность своей семье, дому, привязанность к мужу. В повседневной жизни калмыки считали ниже своего достоинства заводить ссоры с женщиной. Даже в состоянии алкогольного опьянения, когда калмыку «все нипочем, только против женщины он не забудется, как бы хмель не омрачил его ум» (Иосиф Бентковский, учёный, статистик). Калмыки никогда не считали, что место женщины – лишь на кухне. Калмычка «своим характером, нравственностью и благоразумием умела себя поставить в самое прочное положение. Она часто приобретает большое нравственное влияние на мужа …» (И.Бентковский). Конечно же, кочевой образ жизни наложил отпечаток на взаимоотношения мужчин и женщин в калмыцком обществе. Калмычке приходилось нести тяготы жизни наравне с мужчинами, порой принимать участие и в сражениях. Поэтому мужчины с уважением относились и до сих пор так относятся к слабому полу, которого таковым по внутренним качествам не считают. Мужчины и сегодня прекрасно понимают, что в трудные времена женщина сможет поддержать его и спасти семью. Если вспомнить годы депортации, то в ссылку в основном были отправлены женщины, старики и дети – ведь практически все трудоспособное мужское население Калмыкии находилось на фронте, а затем отправлено в Широклаг. Конечно же, калмыки с особым почтением относились к женщине-матери, которая, как считалось, должна обладать девятью добродетелями: быть светла и чиста душой и телом, искусной мастерицей, опорой мужу, уважительной к его родне, почтительной к старшим и пр. Также ей следовало оберегать себя от пяти скверн: «не соблазнять мужчин», «не завидовать другим», «не поддаваться дурным помыслам», «не быть жадной», «не заниматься пустым делом». Современные исследователи считают, что эти качества вошли в ментальность и стали частью исторической памяти народа. Сегодня калмычка это – образованная, целеустремленная, энергичная, сильная, порой властная женщина, которая самостоятельно принимает важные решения в своей жизни, активно участвует во всех общественных сферах. И она по-прежнему надежный партнер мужу и фанатично заботливая мать. </p>