Как ойраты способствовали развитию антропологии
Сегодня мало кому известно, но изучение европейских ойрат имеет непосредственное отношение к истокам современной антропологии (биологии человека), зачатки которой стали появляться в Европе в XVII- XVIII вв.
<p>
«Антропология» в дословном переводе с греческого означает «наука о человеке» (anthropos – человек, logos - слово, учение, наука). Таким образом, предметом исследования антропологии, как области научного знания является человек. В этом понимании термин несет наиболее широкое содержание. Используя его в таком смысле антропологией можно назвать широкий спектр современных дисциплин, изучающих человека. Первое использование термина восходит к Аристотелю (384-322 гг. до н.э.), который употребил его для обозначения области, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. В пер. пол. XVI в. в науке устанавливается двоякое понимание антропологии – как науки о человеческой душе, с одной стороны, и как науки о человеческом теле, его строении и многообразии – с другой. В XVIII и нач. XIX вв. в разных европейских странах трактовка термина колебалась между двумя точками зрения. Первая, антропология – универсальная наука о человеке, систематизирующая знания о его естественной истории, материальной и духовной культуре, психологии, языке и физической организации. Вторая антропология – наука, изучающая вопросы психического мира человека, почти тождественная психологии.
[img]http://asiarussia.ru/upload/iblock/04d/04d7b85c30944ea3f80e70993c12323c.jpg[/img]
Гравюра Гейслера «Калмык на коне» 70-е годы XVIII в.
Первое, найденное мной описание внешнего вида калмыков принадлежит голландскому путешественнику Яну Стрейсу (Jans Janszoon Stauss) и относится к 1668-1669 гг. Первая же краниологическая работа появляется через более чем 70 лет. В 1743 г., некто Fischer I.B. опубликовал первое описание калмыцкого черепа с рисунком. В 1790 г. Blumenbach J.F. в числе других монгольских черепов подробно описал 2 калмыцких. С кон. XVIII в. по кон. XIX в. на французском, немецком, английском, латинском и итальянском языках выходит ряд работ, ныне малоизвестных даже специалистам, в которых описываются калмыцкие черепа и отдельные кости. Большая часть этих работ не может похвастать большими выборками. По одному черепу было описано Camper Pierre (1792), Sandifort Gérard (1838), Aitken Meigs (1857), Retzius Anders (1864), Dusseau J.L. (1865), Kupffer und Besselhagen (??), Huxley Th. (1867), Virchow R. (1877), Ecker A. (1878), Flower W.H. (1879). В работе Zeune (1846) упоминается о большой межтеменной кости на черепе одной калмычки. Первая работа с относительно большой выборкой (15 черепов из Антропологического музея СПб-ой Акад. Наук) принадлежит Бэру (Baer К.E., 1859). В 1862 г. Weleker опубликовал некоторые размеры 15-ти калмыцких черепов. В 1865 г. Bonté писал о брахицефалической форме головы калмыков. В том же 1865 г. Pruner-Bey описал 4 калмыцких черепа. После него калмыцкие черепа описывали 1867 Davis, I.В. (1867 - 2 чер. из Астраханской губернии: мужчины 30 лет, другой – девочки 8 летъ); Stieda L. (1872 – в числе 564 чер., более 20 калмыцких из мyзея Имп. Акад. Наук); Spengel (1874 - 6 чер. Геттингенского yн-та); Малиев (1874 - 6 чер. музея Казанского ун-та); Vеrneаu R. (1875 - кратко говорит о крестцовых костях 3-х «калмыцких», по всей видимости алтайских, скелетов из курганов Барнаульскаго окр., Томской губ.).
В нач. XIX в. антропология еще не оформилась в качестве самостоятельной отрасли знания. В России первые шаги в этом направлении связаны с деятельностью академика К.М. Бэра (1792-1876), которым были проведены первые краниологические исследования и разработаны программы и методики антропологических, в первую очередь краниологических исследований (исследований строения черепа). Уже в работах 40-х и 50-х гг., он указывает на необходимость выработать единые принципы измерений человеческого тела (прежде всего, черепа). К.М. Бэр явился инициатором Конгресса антропологов, который состоялся в Гёттингене в 1861 г. Предложенные им на конгрессе методика и программа краниологических исследований легли в основу дальнейших работ краниологов как в России, так и за рубежом. В 1860-х гг. в странах Западной Европы и в России были учреждены первые антропологические общества и стали издаваться первые специальные антропологические работы.
В 1876 г. И.И. Мечников опубликовал статью с кранио-, кефало- и соматометрическими данными по калмыкам. Исследованная краниологическая серия состояла из 20 мужских черепов из коллекции Московского Общества Любителей Естествознания, из которых было 2 «монголо-бурятских». Кефалометрия (измерения головы) была произведена у 20 живых калмыков-мужчин. В 1877 г. Topinard P., характеризуя монгольский тип давал данные по монгольским черепам, а также отдельные размеры 9-ти калмыцких. В 1880 г. Broesike G. описал 4 калмыцких черепа из Анатомического музея Берлинского университета. В том же 1880 г. А.Н. Анучин опубликовал исследование аномалий черепа, материалом послужили 79 калмыцких черепов из музеев: Московского Антропологического (37 чер.), Петербургской Акад. Наук (26), Берлинского (4), Казанского (2), Мюнхенского (7), Лейпцигского (1) и Юрьевского (2). В исследовании Herman Frederik Carel ten Kate (1882) среди 53-х монгольских черепов (анат. музей Берлинского университета), было 5 калмыцких (4 муж. и 1 жен.). В 1882 г. Quatrefages A. и Ernest T. Hаmy дали сводку литературных данных по краниологии монголов вообще и калмыков в частности, а также результаты измерений 2-х мужских черепов волжских калмыков (Парижского музея). В 1883, 1884 гг. публикуется статья «Étude sur les Kalmouks» французского антрополога Деникера (Deniker J.) Физический тип и краниологические признаки калмыков описываются в ней гораздо подробнее, чем у всех предыдущих авторов. Выборка из 78 черепов позволила дать характеристику, какой не могло представить ни одно из предшествующих исследований. В 1883 г. Topinard P. дал средний указатель прогнатизма (выступания лица в вертикальной плоскости) для 5 калмыцких черепов. В следующем 1884 г. Wieger G. описал 1 калмыцкий череп. В 1888 г. Н.М. Малиев произвел измерения 6 калмыцких черепов, «добытыхъ въ окрестностяхъ г. Астрахани». В 1889 г. Sommier St. привел данные o цвете волос и глаз, росте и некоторых размерах головы и лица 51 астраханского калмыка (36 муж. и 15 жен.). Кроме данных по живым даны результаты измерений 9 калмыцких черепов. В следующем 1890 г. А.Н. Харузиным были описаны 2 черепа (1 детский, другой мужской, старика) волжских калмыков (Ханская ставка), доставленных в том же году в Антр. музей Моск-го ун-та. В работе Ranke I., опубликованной до 1893 г. упоминается об одном из 7 калмыцких черепов из Мюнхенского анатрмического музея, имевшем аномальное соединение между височной и лобной костью. А.Н. Маклаков в своей статье, также опубликованной до 1893 г. привел данные о 2-х калмыцких черепах из работы дерптского доктора Э.Б. Эше. [img]http://asiarussia.ru/upload/iblock/ce6/ce6d1dc538294b89e4c26a5d7b4d74f1.jpg[/img]
Иллюстрация из монографии А.А. Ивановского «Монголы-торгоуты»
Во втор. пол. XIX в. под антропологией стали понимать область естествознания, занимающуюся изучением природы человека, в первую очередь методами биологии и сравнительной анатомии. В этот период она стала биологической наукой о строении человеческого тела (сравнительная анатомия и морфология человека), о многообразии его форм (расоведение), а также о происхождении и эволюции человека (антропогенез). И хотя в качестве самостоятельной научной дисциплины физическая антропология оформилась только во втор. пол. XIX в., процесс накопления антропологических знаний во многих странах начался намного ранее.
В начале 1890-х гг. (в 1891 – частями, в 1893 – полностью) публикуется монография А.А. Ивановского «Монголы-торгоуты». В ней приводится масса разнообразных сведений о синьцзянских торгоутах. Краниологические признаки основываются на исследовании 81 чер. Кроме прочего приложены измерения: И.И. Мечникова (30 астраханских калмыков), О.Е. Деникера (18 волжских калмыков: 6 муж., 6 жен., 2 девушки и 4 детей), проф. И. Колльмана (тех же калмыков, измеренных им в Базеле), Уйфальви (8 кульджинских калмыков: 4 муж. и 4 жен.), Мацеевского и Пояркова (120 кульджинских «калмыков»: 30 чахаров, 30 торгоутов, 30 арбунсумунов и 30 турфанских калмыков), Р.Ѳ. фонъ-Эркерта (10 калмыков Сев. Кавказа: 9 муж. и 1 дев.) и самого автора – 11-ти донских калмыков по измерениям их масок, хранящихся в Антропологическом музее Московского ун-та. Кроме этого в монографии дается сводка антропологической и краниологической литературы о калмыках России, монголах-торгоутах и пр., которая является первой сводкой антропологических данных по ойратским группам. В 1895 г. С.М. Чугунов исследуя аномалии позвоночника дает описание и измерения 5-ти позвоночников калмыков Астраханской губернии. Как видим первые исследования по краниологии калмыков относятся еще к сер. и втор. пол. XVIII в., когда Фишер, Блуменбах и Кампер описали в своих работах отдельные калмыцкие черепа, и эти работы положили начало краниологическим исследованиям вообще. Позже, с образованием в Западной Европе и России антропологических обществ, методики измерения стали начали унифицироваться, выборки стали постепенно расти, кроме чисто краниологических работ и работ с результатами измерения костей скелета стали появляться и исследования по живым. Рассматривая работы по калмыкам можно наблюдать, как развивалась антропология в целом и как оформлялись отдельные ее области. Во втор. пол. XIX в. существовало более 50 классификаций рода человеческого и этот разнобой мнений отражал неоформленность и неразработанность различных антропологических концепций. В большинстве случаев при описании монголоидов (или как тогда иногда писали «монгольской расы») в качестве эталона западноевропейские и русские исследователи наряду с бурятским и монгольским материалом, использовали и калмыцкий. Причем для некоторых исследователей именно калмыцкий материал, видимо в силу его большей доступности, был основным. Признание калмыков в качестве «образцовых представителей монгольского типа» в первых работах, все же не помешало впоследствии установить их внутреннюю неоднородность (но об этом как-нибудь в следующий раз…).
Характеристика калмыцкого черепа (Aitken Meigs, 1857).: «лицевые кости формируют вид продолговатой (oblong, вытянутой, удлиненной, прямоугольной) фигуры и это довольно заметно. Лицо широкое, плоское и квадратное; надбровные дуги массивные и рельефные (prominent); орбиты крупные и слегка обращены наружу; носовые кости широки и плосковаты, формируя друг с другом тупой угол; скуловые кости большие, крепкие, выступающие и резко обозначенные».
Следует отметить тот факт, что калмыцкие черепа имелись не только в российских музеях и краниохранилищах Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, но и ряда университетов Франции и Германии. Нам неизвестно как они туда попали, но знание фактов бурной истории европейской ветви ойрат XVII-XVIII вв. дают основу для различного рода предположений по этому вопросу. Ойраты ушедшие на запад, в буквальном смысле усеяли костями обширные европейские территории и часть этих костей, немых свидетелей той бурной эпохи, осела впоследствии в университетских хранилищах и музеях, послужив в итоге развитию науки о человеке.</p>
В сюжете: антропологиянаука
Комментирование временно отключено
Обсудить материал на Facebook