Момент истины. Почему одна статья, оскорбившая Хамбо ламу, могла спровоцировать крупные беспорядки в Бурятии
Республика находится в идеальном для эффекта “джокера” состоянии.
Весна и начало лета 2020-го года в Бурятии, наряду со всемирной пандемией и грозным кризисом, запомнятся событиями вокруг Хамбо ламы, связанными с его энергичными инициативами в продвижении традиционного номадного животноводства. Именно эти благие и, казалось бы, безобидные в политическом плане начинания сейчас приобрели совершенно иное качество и перешли в другую плоскость.
В Бурятии вокруг этой темы развернулись острые дискуссии, в результате которых произошла мобилизация огромного количества людей, испытывающих солидарность с деятельностью Хамбо ламы. А статью Татьяны Никитиной про буддийского иерарха, написанную в довольно фривольной форме, обсуждали практически повсюду: в социальных сетях, на улицах, в городах и деревнях. Множество людей восприняли опубликованную в официальном СМИ статью известного своеобразным отношением к бурятским культурным и мировоззренческим догмам журналиста, как пощёчину в свой адрес. Хотя, справедливости ради, нужно сказать что статья не была столь агрессивной как восприняло общество. И соответствующая реакция на статью убедительным образом проиллюстрировала всю взрывоопасность общественных настроений в Бурятии.
Вследствие этого, в республике произошла очень серьезная активизация наиболее действенного элемента общества. И это не диванные фейсбучные хомячки и неопределившиеся маргиналы, а совершенно иное измерение и пласт.
Этот громадный пласт сформировался за считанные дни, в буквальном смысле, из широких народных масс. К нему начали присоединяться многие бизнесмены, часть политической элиты и большая часть бурятской интеллигенции. То есть те люди, которым не безразлична судьба Бурятии и бурятского народа. Было очевидно, что статья затронула сердца и души многих людей, и они олицетворяли себя вместе с Хамбо ламой.
Мировоззрение бурят и институт Хамбо лам
Официально институт Хамбо лам в Бурятии был учрежден в 1764 году, а незадолго до этого императрица Елизавета узаконила буддизм. Следовательно, этот период в истории считается началом распространения буддизма в Забайкалье и в России в целом. Однако нужно учитывать, что до определения границ между Российской империей и империей Цин (Китай) буряты уже исповедовали буддизм.
Предводительница 11 родов хори Бальжан хатан (конец XIV-го, начало XV-го веков) была дочерью Тогоон Тумэра, последнего императора монгольской империи Юань, официальной религией которой был буддизм. Именно поэтому, то есть в связи с непосредственной причастностью бурят к монгольской империи Юань, на бурятское философское мировоззрение в основном повлияли шаманизм, буддизм и конфуцианство.
Бурятский шаманизм стремится общаться с миром духов и верит в присутствие духов гор, воды и предков (уг гарабал - родословная). Следовательно, буддизм в бурятском обществе испытал влияние шаманских верований. В этой связи, для разрешения некоторых внутренних противоречий монголы (буряты) приняли наиболее близкую к ним тибетскую разновидность буддизма Махаяны (Большой колесницы) Гелуг. В свою очередь, Гелуг среди всех четырёх школ тибетского буддизма считается самым молодым (XV век) и за очень короткий промежуток времени получил широкое распространение. Такой мгновенный рост был обеспечен, безусловно, благодаря поддержке императоров монгольской династии Юань.
Идеология конфуцианства в бурятском обществе привилась как свод правил (ёhо заншал). Учение Конфуция подчеркивает важность вежливости, смирения, послушания и подчинения. Способствует укреплению иерархической, авторитарной и патерналистской культуры. В нем важны церемониальные аспекты, а символизму уделяется огромное значение. Именно поэтому в традиционном бурятском обществе нет равных людей: старший-младший, мужчина-женщина, муж-жена, начальник-подчиненный и так далее. Особое место в бурятском мировоззрении занимает коллективизм и в этом отношении мнение людей для человека остается фундаментальным мерилом для принятия решений (хун юн гэжэ hанаха юм).
Именно по этой причине в бурятском обществе очень сложно приживается индивидуалистическая идеология. Здесь практически невозможно развивать отношения, основанные на частной инициативе. Однако реализация хорошо продуманных и внятно сформулированных крупных проектов, в которых может участвовать большое количество людей и, впоследствии, может быть, всё общество, будет воспринята с великим энтузиазмом и рвением.
Таким образом, традиционное бурятское общество было сформировано на базе трех идеологем: шаманизма (почитание предков), буддийской философии и конфуцианства. Именно на этих трёх китах зиждется весь мировоззренческий пласт бурятского народа. И когда кто-то пытается официально (через СМИ) в грубой форме обвинять пандито Хамбо ламу, то такое поведение было предано обструкции.
И когда блогер Эрдэм Гомбоев призывал бурят идти в издательство “МК в Бурятии” на разборки с главным редактором, а также с журналистом издания Татьяной Никитиной, республика с высокой долей вероятности могла заполучить мощный по силе и разрушительный по воздействию эффект Джокера.
Эффект Джокера по-бурятски
Самый известный в мире американский психологический триллер “Джокер”, получивший всевозможные мировые награды и кинопремии, включая Оскар, описал короткий путь одного деклассированного элемента - “от комедии до трагедии и триумфа одновременно”. В этом человеке за долгий период накопилось большое количество ненависти ко всему окружающему. И когда была пройдена некая красная черта, сработал “эффект пружины” - загнанный в угол человек выплеснул наружу все то, что долго сдерживал внутри...
Через некоторое время выяснилось, что все общество находилось в таком же взведенном состоянии и главный герой, к его удивлению, оказался спусковым крючком для начала глобальных потрясений. В обществе мгновенно разрушился кажущимся устойчивым социальный баланс - на улицах начались беспорядки и воцарился хаос. Вследствие этого низы свергли истеблишмент и установился новый порядок. Сейчас, спустя год после начала проката фильма, многие процессы, происходящие в мире, рассматриваются с позиции “джокера” - феномена с низкой вероятностью, но высоким воздействием.
В этом плане в современной Бурятии общественный накал достиг уровня, близкого к критическому. И этому способствовала масса обстоятельств, включая давние общественные отношения между Западом и Востоком (западные и восточные буряты), межнациональный фактор, социальное неравенство, отсутствие у населения “завтрашнего дня” в виде сформулированной модели дальнейшего развития и так далее, и тому подобное.
Поэтому, рассматривая ситуацию в республике через призму “джокера”, можно констатировать, что сегодняшнее общество накопило достаточное количество невыраженной агрессии на окружающую несправедливость. Причем она продолжает накапливаться из-за невозможности выплеснуть ее наружу - социальная крышка плотно закрыта и пар не выпускается.
Следовательно, обстановка в регионе находится в раскаленном состоянии и любое неосторожное движение может спровоцировать здесь небольшой взрыв. А большой взрыв произойдет в случае, если у бунта появится живой символ. Бурятия - это Восток и символизм в восточном мировоззрении - не пустой звук.
Поэтому “поход” Эрдэма Гомбоева за правое дело, то есть за Хамбо ламу, как святыни национальной ментальности мог стать спусковым крючком для глобальных потрясений. При появлении знамени любые действия, включая противоправные, общество будет всемерно поддерживать и ряды “погромщиков” будут расти как снежный ком.
В этом плане здесь могли сойтись все три обстоятельства для возникновения более мощного по силе и энергии очага конфликта и разрастания хаоса: раскаленное состояние общества, появление идеологизма (с чем и за что в бой идти) и детонирующее средство (Джокер - Эрдэм Гомбоев). И большое благо, что вследствие субъективных причин и, во многом, из-за карантинных мер нынешний инцидент прошел благополучно.
Таким образом, Хамбо лама внезапно, на ровном, казалось бы, месте мог оказаться в центре мощнейших процессов в бурятском обществе. Думаю, он сам сейчас находится в довольно некомфортном состоянии. И ему, скорее всего, очень неудобно из-за случившегося инцидента - когда народ сам начал самоорганизовываться для защиты чести и достоинства своего первосвященника.
В современной Бурятии роль и место института Хамбо лам фундаментальна. И его лидирующая роль среди широких масс неоспорима.
Поэтому, когда кто-то по официальным каналам (СМИ или другие официальные заявления) будет отзываться, скажем так, нелицеприятно о Хамбо ламе, то следует ожидать соответствующей реакции, которая может оказаться достаточно жесткой.