Как регионализм в России стал модным трендом
Ульяна Иванова, с портала «Национальный акцент» о российском регионализме, и что сейчас в нём актуально.
<p>На мартовском референдуме жители Крыма практически единогласно проголосовали за воссоединение с Россией. Такие результаты голосования ни для кого не стали сюрпризом: население полуострова на 60 процентов состоит из этнических русских, а среди крымчан всегда преобладали пророссийские настроения. Даже противникам отделения Крыма пришлось признать: жители сами решили свою судьбу. Какие последствия будет иметь для них это решение – совсем другой вопрос. Дело сделано, и назад пути нет. При этом многочисленные заявления наших чиновников о праве народа на самоопределение воодушевили российских регионалистов, выступающих за самоуправление своими территориями. Крымский референдум создал прецедент. Петербургские ингерманландцы уже запустили в соцсетях полушуточный соцопрос о «воссоединении Петербурга с Европой на правах коммуны Княжества Лихтенштейн». Их акцию с энтузиазмом поддержали активисты «Республиканского движения Карелии». Любопытно, что в России в отличие от Европы «регионализм» имеет ярко выраженный этнический характер. «НацАкцент» решил разобраться, в каких российских регионах возникли центробежные тенденции, и что наши соотечественники собираются делать с суверенитетом.
Ингерманландцы
В последние годы петербургский регионализм прочно ассоциируется с ингерманландскими флагами. Сторонники «свободной Ингрии» выступают за преобразование Петербурга и Ленобласти в автономную республику с возможностью дальнейшего самоопределения. Они апеллируют к существованию особой ингерманландской идентичности жителей северо-запада России. Ингерманландцами предлагается считать коренных жителей региона: финно-угров, германцев, славян и балтов. Население России они условно делят на условные «европейское» и «азиатское». По их убеждению, европейская ментальность восходит к традициям Новгородской республики и сосредоточена в Петербурге. Азиатская связана с временами Золотой Орды, опричниной Ивана Грозного и сосредоточена в Москве. История современного движения ингерманландцев берет свое начало примерно с 2005-2006 годов. Популяризация этой субкультуры была связана в основном с развитием интернета и вообще с ростом гражданской активности. В ингерманландцы активно записывалась питерская интеллигенция – ученые, журналисты, преподаватели, музыканты, художники. Яркий пример – лидер рок-группы «Электрические Партизаны», участник Ленинградского рок-клуба Вадим Курылев. В 2005 году он даже выпустил альбом «Ингерманландия». В середине 2000-х петербургские регионалисты стали постоянными участниками оппозиционных митингов, вроде «Маршей несогласных». Они активно выступали против сноса исторических памятников в северной столице, выступали за сохранение исторического облика города, включились в борьбу против строительства делового центра «Охта». Сегодняшние ингерманландцы обитают в основном в виртуальном пространстве. Ингерманландская идея представляет собой явление скорее культурное и краеведческое, нежели политическое. Деятельность ингерманладнских регионалистов сводится в основном к организации тематических лекций, выставок, посвященных «старой Ингерманландии», фестивалей фолк-музыки. Недавно молодежное демократическое движение «Весна» подало в Горизбирком Петербурга заявку на референдум о воссоединении Петербурга с Княжеством Лихтенштейн. Организаторы назвали свою акцию шуточной, призванной показать невозможность проведения в России референдума. Однако ингерманландцы горячо поддержали ее в соцсетях и даже организовали собственное голосование. На сайте Change.org была размещена петиция «В поддержку референдума о суверенитете Санкт-Петербурга». Ее подписали уже около 2,5 тысяч человек.
Петрозаводск
Гражданское движение «Свободная Карелия» начиналось с одноименной группы в социальной сети «ВКонтакте». Сегодня ее численность почти достигла полутора тысяч человек. По словам идеолога движения Владимира Штепы, изначально участники группы просто фантазировали на тему будущего республики, без привязки к политике. Недавно они решили «развиртуализироваться» и стали выходить на уличные акции. Первым стал пикет под лозунгом «Вернем Кижи под юрисдикцию Карелии», затем митинг – «Карелии – карельские названия». Вообще у карельских регионалистов много разнообразных идей по развитию республики. Например, для привлечения туристов они придумали печатать карельскую валюту – руны. Летом они планируют провести в Петрозаводске международный фестиваль «Солнцеворот» – аналог славянского праздника Ивана Купалы, шведского Midsommar, финского Juhannus, но с восточно-карельской спецификой. По словам самих карельских регионалистов, они выступают за развитие уникальной этнокультурной идентичности республики, сочетающей карельские, финские, вепсские и севернорусские корни. Организация поддерживает коренные прибалтийско-финские народы в деле защиты их языка и культуры. Но одновременно не жалует так называемых «этнократов», отстаивающих «титульный статус» своего этноса. Как подчеркивают активисты «Свободной Карелии», этническая принадлежность участников движения не имеет никакого значения. Они не разделяют жителей республики по национальностям, а считают их единым народом. Зарегистрировать «Свободную Карелию» как политическую организацию ее активисты пока не могут, так как региональные партии в России запрещены. Недавно Минюст, испугавшись уличных акций организации, запретил ей использовать в уставе движения слово «регионализм».
Калининград
Никаких предпосылок для национального сепаратизма в Калининградской области нет, ведь регион чисто русский. Если в обществе и существуют «сепаратистские» настроения, то их причины лежат в социально-экономическом русле. Калининградцы уже давно привыкли ездить за покупками в соседнюю Европу, проводить там отпуск. Обеспеченные горожане стараются отправить детей учиться в Германию, Польшу и другие страны ЕС. Наиболее популярна идея автономии региона среди местной молодежи. Первая регионалистская организация – Балтийская республиканская партия – появилась в Калининграде в начале 1990-х, в относительно свободные времена. Она официально выступала за преобразование Калининградской области в независимую Балтийскую республику. Партия ратовала за возвращение городам региона исторических названий, в том числе за переименование Калининграда в Кенигсберг. В 2003 году ее запретили, а в Калининграде было создано общественное движение «Республика», преследующее те же цели. Организация существует и по сей день, хотя большим количеством активистов похвастаться не может. Ее сторонники всячески подчеркивают, что в регионе соприкоснулись интересы нескольких национальных культур. В результате появилась особая идентичность, отличная от русской, – балты. Русским себя местные регионалисты не противопоставляют, но всячески подчеркивают свою «европейскость». Любопытно, что калининградские «республиканцы» – постоянные участники местных «Русских маршей». Каждый год они неизменно выходят на националистическую акцию под прусскими знаменами с черным орлом на серебряном щите. В 2012 году регионалисты даже поддержали лидера движения «Русские» Дмитрия Демушкина, когда тот выдвигался в мэры города.
Сибирь
Идеи сибирского областничества зародились еще в середине 19 века в петербургском кружке сибирских студентов. Областники называли сибиряков отдельной нацией, выступали за отделение Сибири от России и предоставление ей автономного статуса. Примером для них служили Соединенные Штаты, отвоевавшие независимость у Великобритании. Идеи сибирских сепаратистов быстро распространялись среди местного населения. В итоге основоположники движения решением царского правительства были арестованы и сосланы на север. И вот, спустя полтора века сибирский регионализм вновь обрел популярность. Во время переписи населения в 2010 году более 4 тысяч человек написали в графе «национальность» – «сибиряк». Сибиряками записывались жители Тюмени, Омска, Новосибирска, Кемерова, Красноярска, Иркутска, Барнаула, Якутска. В Росстате отметили, что во время предыдущей переписи все эти люди называли себя русскими. План записаться «сибиряками» изначально зародился в интернете в рамках молодежной акции «Я сибиряк!», но постепенно вышел за рамки всемирной сети. Организаторы флешмоба неоднократно подчеркивали, что их основная цель – напомнить федеральному центру о своем существовании, обратить внимание власти на проблемы региона. Для них тема регионализма стала формой протеста против «эксплуатации» Москвой Сибири. При этом помимо блогеров и оппозиционно настроенной молодежи в Сибири есть вполне серьезные регионалистские организации, вроде движения «Собор Руси родов Славных». Его возглавляет бывший омоновец, экс-лидер местного РНЕ, один из основоположников некого ведического учения «родославие» Александр Будников. Себя сторонники его движения называют «русичами». Основной своей целью организация ставит сохранение генофонда «русичей» и развитие русских национально-культурных автономий. По словам Будникова, из Москвы по всей России распространятся «бездуховность и грязь». Чтобы защитить сибирский народ от вымирания, требуется изолировать регион, но без отделения от России. Также одним из планов Будникова было создание на Алтае «русской национальной культурной автономии» Солнцеград. Деятельный Будников был основателем еще целого ряда движений, вроде «Сибирского державного союза», автором самых безумных идей, и постоянным «клиентом» местных борцов с экстремизмом. Против него и его сторонников было заведено не менее четырех уголовных дел, содержание которых напоминает материалы против отставного полковника Владимира Квачкова.
***
Подводя итоги, отметим, что большинство российских регионалистских движений возникли в ответ на жесткую централизацию власти в России, которая лишила регионы малейшей самостоятельности. В регионалисты сегодня идут отнюдь не оголтелые националисты и революционеры, а интеллигенция и молодежь. Большинство регионалистских организаций пока представляют собой неформальные сетевые проекты. Как правило, участники этих объединений делятся друг с другом текущими новостями, придумывают современные культурные проекты, обсуждают историю своих регионов. В нынешнем виде так называемый регионализм – скорее созидание, а не разрушение. Став модным трендом, регионализм стимулирует молодежь на изучение культуры родного края, пробуждает интерес к населяющим его народам. В национальных республиках идею регионализма даже можно противопоставить этническому сепаратизму. Возьмем в пример Казань, где есть свои «умеренные» регионалисты. Они выступают против выяснения отношений между народами, за развитие социальной и культурной идентичности Татарстана. Во главу угла они ставят не этническую, а территориальную солидарность. Однако все начинания татарских регионалистов, по словам казанского историка Марка Шишкина, упираются в привычку некоторых республиканских деятелей непременно разделять интересы «русских « и «татар». Регионалисты же воспринимают любой национализм как препятствие для развития территории. Все разговоры об угрозе регионалистов территориальной целостности страны выглядят сильно преувеличенными. По сути, регионалисты не требуют ничего сверхъестественного – всего лишь свободных выборов и возможности тратить ресурсы региона на его собственные нужды. К сожалению, в современных политических условиях рассуждения на эту тему воспринимаются чиновниками и правоохранителями как «подрывная деятельность». Между прочим, 9 мая в силу вступает закон о сепаратизме, который предусматривает до пяти лет лишения свободы за любые дискуссии и разговоры об отделении от России. Учитывая нашу правоприменительную практику, остается только гадать, как скоро многочисленные безобидные интернет-деятели превратятся в опасных экстремистов.</p>
Источник: «Национальный акцент»
В сюжете: регионализм