Новости Бурятии, Монголии и Калмыкии — Asia Russia Daily
Mng
Новости Статьи Персоны Буддизм Блоги Медиа
18 июля 2013 27391

Рождение шамана в бурятской традиции

Автор: Доржи Цыбикдоржиев

Согласно представлениям бурят, человек может стать шаманом только при условии наличия у него утха, т. е., шаманских корней. Самому посвящению предшествует так называемая «шаманская болезнь».

Реклама

В литературе существует множество описаний её. Она протекает в форме сильного нервного расстройства: человек в течение определённого промежутка времени страдает от прихода к нему духов шаманов прошлого, которые требуют от посвящаемого согласиться на эту нелёгкую участь.

По мифологическим представлениям, мир людей не единственный, помимо него существуют и другие. Все они тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Шаман связывает эти миры, урегулирует отношения между ними, защищает интересы рода. На этом поприще шаман избирается духами и проходит обучение. В частности, он учится важнейшему навыку шамана — так называемому «шаманскому путешествию», в процессе которого его душа совершает перемещение в миры духов и может общаться с ними.

Шаманская наследственность передавалась из поколения в поколение. Наибольшим авторитетом пользовались шаманы, предки которых были шаманами в девятом поколении. Умирая, шаман говорил: «Во веки веков не оставлю свой род». Поэтому шаманы после смерти как будто бы «ищут свою кровь», родичей из поколения в поколение. Если потомок шамана, которого якобы посещает дух предка, склоняет его к принятию шаманского дара, отказывался продолжать шаманскую линию, считалось, что он непременно заболеет, потому что его «беспокоят онгоны».

Шамана издревле считали мучеником, хотя с другой стороны, он был избранником. При этом эта печать была на нем с ранних лет. Он с малых лет мало походил на обычных детей. Он любил уединяться, видел вещие сны, его посещали видения, которых не видели остальные. Считали, что у такого ребенка не было души: она в это время проходит обучение шаманскому искусству у тэнгриев на небесах. Если до прохождения учения души кандидат в шаманы был обладателем только шаманской наследственности, то после обучения у него якобы поклялась способность «принимать в себя духов» (онгод уруулха). «Будущий шаман, обладатель обученной  души, падает в обморок,  в состояние полного оцепенения, так как в него входит один из духов шаманов-предков; он начинает выкрикивать бессвязные фразы... не успел еще шаман выпустить первого духа...  как в него входит второй дух, и снова шаман грохается об пол».

После этого кандидат в шаманы считается уже  «избранным духами» и называется «хуурай бѳѳ», т.е. «сухой», видимо, в смысле «не прошедший обряда посвящения, омовения». В это время общество устраивает для него обряд «манжилай». После его совершения новоявленный шаман уходит в лес и подолгу уединяется там. Кроме того, уже обладая способностью «принимать духов», он усовершенствует свое искусство, посещая в разных улусах камлания и обряд посвящения.

Становление настоящего шамана – процесс длительный, необходимо получить ряд посвящений. Истинным, большим шаманом считался прошедший все девять посвящений, его называли «бүхэли бѳѳ» – «целый, полный», настоящий шаман или «шанартай бѳѳ» – «качественный», шаман, «прошедший все ступени посвящения».

Обряд посвящения могли устраивать как в улусе около дома будущего шамана, так и в лесу на месте шаманского погребения. Так, баргузинские шаманы получали посвящение у шаманской рощи Зармад. Иногда, чтобы получить посвящение, ходили к местам моления предкам. Некоторые закаменские шаманы получали посвящение у пещеры Дата Дэрхи, куда приходили для этого и многие шаманы Xубсугульского аймака Монголии. Священной горой монгольских шаманов была знаменитая Бурхан Халдун.

Обряд посвящения в шаманы у забайкальских бурят называется «шанар»  (шанар – «врожденное свойство, природа, сущность; предопределение, назначение Неба»). При    проведении этого обряда большое значение придавалось сооружению аллей из 27 берез (три ряда по девять), но более всего – установлению двух больших берез – «дерево-матери» и «дерево-отца». На вершине «дерева-матери» прикрепляли птичье гнездо из шелковых лоскутов. В гнездо клали девять «яиц» (из овечьей шерсти), рядом с гнездом – изображение луны из белой парчи. Изображение солнца из красной парчи укрепляли на вершине «дерева-отец». Сооружение из деревьев, установленных в определенном порядке, носило также название  «шанар». Кроме шанар делали еще два помоста, один из которых – помост для омовения и освящения «амитай», второй – для омовения и очищения шаманов. «Амитай» (имеющий дыхание, одушевленный) называлось шаманское одеяние, атрибуты и доспехи: майхабши – головной убор, далабши – наплечники или «крылья», элигэбши – нагрудник, хэбэнэг – верхнее одеяние из дубленой шкуры косули. Элигэбши окрашивалось в красный цвет, а подол его разрезался, образуя бахрому. Амитай имело своего духа-хозяина (амитайн эзэн), под которым подразумевали, видимо, духа шаманского предка. Шаман, обращаясь к амитай, говорил: «Ты становишься дохой, когда я замерзаю, становишься панцирем, когда меня охватывает страх, для оголенного служишь покрывалом, для слабеющего –  подмогой».

Для совершения обряда посвящения старый шаман прибывал со всеми своими атрибутами, в полной форме. Посвящение начиналось с камлания-призывания духов предков (уг гарбалын тэнгри) с наступлением сумерек. Затем проводилось омовение и  «освящение» шаманских атрибутов старого и посвящаемого щамана. Ритуал посвящения длился несколько дней (полагалось девять дней). Новоявленному щаману вешали на шею толи, вручали ему трости, плетку, все, кроме бубна; и посвящаемый приступал к демонстрации своего искусства. Он обегал вокруг берез, забирался на них, перепрыгивал с одной на другую, подобно белке, сползал вниз. Түрүүшин шанар, т. е. первое посвящение завершалось пиром на средства посвящаемого шамана. Остальные посвящения проводились аналогичным образом. Последнее, девятое посвящение называлось «нойтон шанар», что значит «мокрое», а шаман после этого назывался нойтонhон» – «мокрый, увлажненный», т.е. совершивший омовение. Возможно,  название последнего посвящения и название самого шамана после окончания цикла посвящений – нойтон, нойтонhон – указывает на процесс рождения и символически означало «рождение» шамана – человека иной организации, иной сущности.

В сюжете: шаманизмшаманрождение

Похожие материалы

3 августа 1712

На Ольхоне прошёл традиционный летний тайлган — молебен «Арын 13 ноёд»

Шаманы из разных уголков России и зарубежья собрались, чтобы совершить духовное обращение к Высшим Силам.

11 июня 2879

Религиозно-культурный фестиваль "Даншиг наадам-Хурээ цам 2025" пройдет 27-29 июня

Впервые мероприятие будет организовано как праздник для жителей столицы и начнется с церемонии почитания четырёх священных гор Улан-Батора: Богдхан, Сонгинохайрхан, Чингэлтэй и Баянзурх хайрхан.

10 июня 3921

В IV Международном фестивале шаманизма «Дунгур» примут участие гости из Китая, Турции, Перу, Казахстана, Германии и Монголии

Гости фестиваля станут свидетелями впечатляющих шаманских обрядов, которые дадут возможность всем присутствующим прикоснуться к древней традиции и ощутить связь с миром духов.

2 июня 921

В Туве пройдёт IV Международный фестиваль шаманизма «Дунгур»

Мероприятие состоится в конце июня и будет посвящено 100-летию Монгуша Кенин-Лопсана.

Первая полоса

Вчера 366

«Все вопросы будут взяты в работу»: Глава Бурятии провел двухчасовой прямой эфир с жителями республики

Сегодня 169

Прожиточный минимум на 2026 год в Туве увеличен на 1218 рублей

С 1 января 2026 года в России до 18939 рублей увеличивается прожиточный минимум на душу населения.

Сегодня 238

Из Бурятии в Монголию отправлено около 3 млн гофрированных картонных коробок для упаковки пищевых продуктов

Вся продукция отправилась за границу в сопровождении фитосанитарных сертификатов, оформленных Россельхознадзором.

Реклама
Сегодня 247

Подписано соглашение о повышении зарплат медицинских работников в Монголии

С 1 января 2027 года базовая заработная плата будет увеличена до 3 500 000 монгольских тугриков.

Сегодня 243

Стенограмма Прямого эфира с Главой Бурятии. Часть V

15 ноября 2025 года, город Улан-Удэ, студия Гостелерадиокомпании «Бурятия».

Реклама

Популярное

  • 13 ноября 1954

    Делегация Верховного Хурала Тувы посетила с рабочим визитом аймак Увс

  • 11 ноября 1945

    Глава Бурятии проведет «прямой эфир» с жителями республики

  • 12 ноября 1933

    The Diplomat: Монголия остро нуждается в реформе образования

  • 13 ноября 1883

    “Атомная энергия: Шаг в будущее”: в Улан-Баторе состоялся научный семинар

  • 13 ноября 1830

    40 копий Ганжура переданы буддийским учреждениям Монголии

  • 13 ноября 1813

    Расширение «Гектара», повышение доступности земли, а также поддержку многодетных семей и участников СВО обсудили на межрегиональной конференции

  • 12 ноября 1786

    В октябре инфляция в Монголии достигла 9,2%

  • 11 ноября 1773

    Посол РФ в Монголии принял участие в передаче «Capital Talk»

Сегодня 238

Стенограмма Прямого эфира с Главой Бурятии. Часть IV

15 ноября 2025 года, город Улан-Удэ, студия Гостелерадиокомпании «Бурятия».

Сегодня 250

Стенограмма Прямого эфира с Главой Бурятии. Часть III

15 ноября 2025 года, город Улан-Удэ, студия Гостелерадиокомпании «Бурятия».

Сегодня 262

Стенограмма Прямого эфира с Главой Бурятии. Часть II

15 ноября 2025 года, город Улан-Удэ, студия Гостелерадиокомпании «Бурятия».

Сегодня 264

Стенограмма Прямого эфира с Главой Бурятии. Часть I

15 ноября 2025 года, город Улан-Удэ, студия Гостелерадиокомпании «Бурятия».

Видео дня: Министр спорта Бурятии водрузил флаг Победы на вершине Мунку-Сардык

Несмотря на непогоду, крутые подъемы и ледяные склоны, Иван Козырев дошёл до цели.

Вчера 366

«Все вопросы будут взяты в работу»: Глава Бурятии провел двухчасовой прямой эфир с жителями республики

Жители республики задали Алексею Цыденову вопросы о благоустройстве, ремонте дорог, социальной поддержке, образовании, здравоохранении.

Вчера 350

Монгольские дзюдоисты выступят на турнире “Большого шлема” в Абу-Даби

С 28 по 30 ноября в Абу-Даби (ОАЭ) пройдет престижный международный турнир по дзюдо серии “Большого шлема”, в котором примут участие спортсмены из 55 стран мира. Всего заявлено 435 участников.

Самое важное

10 октября 2024 49789

«Служу трудовому народу!» Интервью с послом России в Монголии. ВИДЕО

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Монголии А.Н.Евсикова российско-монгольскому телеканалу "AIST Global".

8 октября 2024 49778

В Бурятии создадут каталог эвенкийского национального костюма

Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия и государственный республиканский центр эвенкийской культуры «Арун» приступили к проекту «Каталог “Аяргумэ тэтыгэ”».

8 октября 2024 49586

Форум регионов России и Монголии станет ежегодным

В Улан-Баторе состоялось XVI заседание подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству и развитию туризма российско-монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

4 октября 2024 50620

Россия и Монголия скорректируют планы сотрудничества

XVI заседание Подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству Российско-Монгольской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству пройдет 7октября в Улан-Баторе.

Наверх

2013 — 2025 © ARD: портал деловой информации
Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № ФС77-54407. Выдано Роскомнадзором 17.06.2013 г.
При цитировании и публикации материалов прямая активная ссылка на asiarussia.ru обязательна.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

  • Контакты
  • О проекте
  • Рекламодателям
  • Политика конфиденциальности и обработки персональных данных
Разработка и поддержка сайта
Realist
Мы используем cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных.
Ок