“Хоомей не принадлежит нам. Это мы, его исполнители, принадлежим ему”
Поклонники музыкального искусства в Европе и Америке хорошо знакомы с уникальным вокальным искусством - тувинским горловым пением хоомей. Концерты всемирно известной Хун Хурту вот уже не первое десятилетие проходят с неизменным аншлагом в Лондоне, Нью-Йорке и Париже, однако в России хоомей по-настоящему имеет своего почитателя только в Туве. АРД решил познакомить своих читателей с уникальным, удивительно красивым и разнообразным тувинским хоомей
Исполнение пения горловым звуком, называемом тувинцами «хоомей» объясняют различными мифами и традициями. Здесь и история о плачущем верблюжонке, и традиция буддийских монахов, распевающих мантры. Уникальностью этого искусства считают то, что исполнитель извлекает сразу две, а иногда даже три три ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное многоголосное соло. Неразгаданной до сих пор тайной искусства горлового пения является местоположение второго источника звука.
То, что за необычностью звуковых построений хоомея кроется неизвестная науке специфическая концепция, впервые предположил А.В. Анохин: «Горловое пение стоит вне всех устоявшихся теорий и едва ли не составляет единственное в своем роде явление в области вокального искусства». Примечательно также замечание английского путешественника Д. Каррутерса, который услышал неповторимое своеобразие тувинской музыки: «Урянхайская музыка представляет собой интерес для исследователя-этнографа, так как является особенностью этого народа. Среди монголов нам никогда не приходилось слышать ничего похожего на эту музыку».
«В истории музыки найдется немного явлений, имевших столь ошеломляющий и повсеместный успех. Негромкое, хрипловатое пение тувинских горловиков едва не самая резонансная сенсация современной world music. И у этой сенсации есть “крестный отец” — Тед Левин, американский музыковед и продюсер, стоящий у истоков взрывоподобной славы тувинского горлового пения на Западе» - писала в предисловии к русскому изданию книги Теодора Левина «Музыка новых номадов. Горловое пение в Туве и за ее пределами» музыкальный критик Нина Карпинская («Там, где поют реки и горы – Where rivers and mountains sing, Indiana University, 2006).
На состоявшейся в июне этого года научной конференция «Хоомей – феномен народов Центральной Азии» прошедшей в рамках VI Международного профессор Теодор Левин (США) признался в ошибочности своих прогнозов:
“Когда я впервые увидел гастролирующих в США тувинских музыкантов, это было в начале 1990-х, то им посоветовал так: Ребята, берегите свои деньги! Потому что интерес к тувинской музыке не будет долгим. Мир капризный. Через несколько лет, наверное, какая-то другая музыка придет из Африки, Карибского моря. И тогда интерес мира будет обращен туда. Но сегодня мне очень приятно признать, что я ошибался. Можно смело сказать, что я сильно ошибался. Потому что сегодня интерес к тувинской музыке не только сохраняется, но растет”.
“Оказывается, это был не каприз и не случайность. Я считаю, что в тувинской музыке есть какая-то сущность, которая принадлежит нам всем. На сегодняшний день хоомей занимает почетное место в мировой музыке и даже более того является классикой мировой музыки. Это тоже не случайно, потому что тувинская музыка не стояла на месте. Она постоянно меняется, развивается благодаря усилиям, вкладу, содействию многих и многих здесь в Туве”.
В конце своего выступления Левин сообщил, что привез обратно в Туву все записи, которые он и его коллеги собрали во время экспедиции в конце 1980 годов в Туве. “Сегодня мы их дарим тувинскому народу, передаем институту и организациям эти записи. Так что это тоже маленький вклад в сокровищницу тувинской музыки!”
Впервые попытка классификации и описание стилей горлового пения была предпринята А.Н. Аксеновым в 1964 году. Самостоятельным монографическим исследованием, явилась работа З.К. Кыргыс «Тувинское горловое пение». Ею даны следующие характеристики 5 основных стилей:
Хоомей - звучит в среднем регистре. Основной звук (бурдон) в большинство случаев находится в пределах малой октавы. Иногда исполняется очень тихо, например, при убаюкивании ребенка. Это один из самых спокойных стилей с большим разнообразием субстилей хоомея: эрги хоомей (древний хоомей), опей хоомей (колыбельный хоомей), буга хоомей (подражание реву быка), бырланнадыр (подражание ручейку) и т.д. Версия хоомейлээр – хооледир ырлаал (дословно переводится как «петь, изображая гудение).
Борбаннадыр - такой же мягкий и спокойный стиль среднего регистра. Борбак означает «круглый», борбаннадыр – «перекатывать нечто круглое». Эффект перекатывания достигается за счет довольно частых смыканий и размыканий губ и движения языка.
Сыгыт – это самый высокий по регистру, находящимися на границе четвертой и пятой октав, стиль. Имеет общий корень со словом «сыгы» – «свист». Есть предание о том, что стиль сыгыт возник от подражания звуку тетивы лука.
Эзенгилээр - является звукоподражательным. Слово «эзенги» означает «стремена», эзенгилээр можно перевести как «стременной». При езде уздечка, чепрак и седло, соприкасаясь со стременами, издают характерный позвякивающий звук в ритме движения лошади иноходью.
Каргыраа – самый низкий по регистру звучания звук. Глагол каргыраар имеет два значения: 1)хрипеть, издавать сиплые звуки, 2)бурлить (при кипении). Каргыраа также имеет множество субстилей: хову каргыраазы (степное каргыраа), кашпал каргыраазы (каргыраа ущелья), даг каргыраазы (горное каргыраазы), Ойдупаа каргыраазы (каргыраа Ойдупаа), буга каргыраазы (каргыраа – подражание голосу быка), думчук каргыраазы (носовое каргыраа).
Сами исполнители хоомея объясняют феномен горлового пения так:
«Хоомею раньше никогда специально не учили, как сейчас. Если хоомей измерять и учить по канонам современной музыки, по нотным знакам, с различными инструментами, то исчезнет свободный полет исполнительства, неповторимость хоомея. Не хоомей нам, а мы, исполнители, принадлежим хоомею. Не нас слушают, а преклоняются и восхваляют хоомей. Традиционное правило гласит - не заставлять никого учиться хоомею. С хоомеем надо быть честным и осторожным. Он никому и никогда не принадлежит. Хоомей всегда молод и красив даже тогда, когда исполнитель постарел. Хоомей — пение обо всем на свете. Его слушают сердцем и понимают душой. Со стороны такое пение видится простым и легким. Но на самом деле это самое настоящее, трудное искусство. У каждого хоомейжи есть свои особые приемы. Для профессионального музыканта, певца важен «чистый» звук, правильное произношение слов, соблюдение ритма и паузы. Всему этому специально обучают. В свободном хоомее нет точных правил и пауз. Хоомейжи сам решает, когда остановиться и когда продолжать. Контролируя свое дыхание, он использует самые различные ритмы, продолжая в мыслях свой полет, свое «видение». Поэтому молодые сильные исполнители поют высоко, долго и красиво»
На протяжении почти 30 лет, с 1960 годов, когда в 1964 году А.Н. Аксенов предпринял первую попытку описать тувинское горловое пение и вплоть до 90-х годов, горловое пение были почти забыто. Однако открытие в Кызылском училище искусств в 90-х годах отделения народных инструментов, первый выпуск профессиональных исполнителей, возникновение Центра «Хоомей» стало тем фундаментом, на котором возродилось удивительное искусство. Сегодня творчество фолк-групп и талантливых исполнителей, как Кайгал-оол Ховалыг, Конгар-оол Ондар (1962-2013), ансамбля женских исполнительниц горлового пения «Тыва кызы», групп «Чиргилчин», «Алаш», «Хун-Хурту» и Тувинского Национального Оркестра говорит о Туве больше, чем любой туристический бренд.
В ближайшее время ожидается открытие в Кызыле Академии Хоомея, которая, по замыслу ее создателей, должна стать уникальным культурно-образовательным учреждением России, а может быть, и мира.