Что объединяет тувинцев, индейцев, тибетцев и чумаков?
".Везли с собой котлы, бочки с водой и даже кухаря. И было у них свое блюдо — чумацкая каша. Понятно, что крупу возить было удобнее всего, она легкая и сытная. Не ясно только было, почему из всех круп выбрали одну — пшенку."
"...Везли с собой котлы, бочки с водой и даже кухаря. И было у них свое блюдо — чумацкая каша. Понятно, что крупу возить было удобнее всего, она легкая и сытная. Не ясно только было, почему из всех круп выбрали одну — пшенку. Ведь и казацкий кулеш тоже из пшена. И даже перед Курской битвой, как утверждают мемуары, солдат накормили именно пшенным кулешом," - пишет Гелия Делеринс в http://www.kommersant.ru/doc/2254427 в "Просо жизни — о каше для дальних странствий".
«Просо всегда было в ходу у кочевников, – пишет далее Г.Делеринс, – что в Забайкалье, что на Кавказе — у ногайских и крымских татар, черкесов и других народностей. В 1915 году в Россию приехали американцы изучать сельскохозяйственный опыт (а до этого они приезжали еще шесть раз), и больше всего их заинтересовало просо, то есть пшенка — именно потому, что это была превосходная дорожная и походная еда. В результате отчет сельскохозяйственного колледжа штата Южная Дакота, который попался мне в руки, рекомендовал ее американской армии и флоту. А еще в документе приводится список русских импортеров пшена из Южного Уссурийска, Оренбургской и Астраханской губерний, Туркестана — всего 32 компании. Американцы даже рецепты предлагают из русского проса, очень трогательно приспособленные к американскому вкусу — пудинги и маффины. Ну а чумаки варили кашу. Из всех круп она быстрее всего варится, удобна для походных условий. А современные диетологи подтверждают выводы американцев 1915 года: в пшене много кремния, из него все живые организмы строят кости. Кости чумакам требовались крепкие».
Не ясно только было, почему из всех круп выбрали одну — пшенку
Ответ на вопрос Гелии Делеринс почему именно просо - прост. Это самая неприхотливая культура, выдерживающая перепады температур, скудный полив и почву. Просо (тараа) и ячмень (арбай) - два самых главных злаковых в земледельческой культуре кочевников-тувинцев. Вероятно, дикорастущие собратья проса были первым хлебом кочевников Сибири. Немаловажное достоинство проса и ячменя - возможность термической обработки и последующего длительного (бессрочного) хранения. Это больше, чем полуфабрикат. Далган (ячменную муку), цампу (в тибетской версии), можно есть всухую, разбавлять водой, кипятком, маслом, любым молочным продуктом. Тараа (прокаленное и очищенное от шелухи просо) точно так же можно замачивать просто во рту, во время длительных походов, перекочевок, в отсутствие времени и воды. Кстати, когда прокаливают ячмень, он лопается с характерным звуком, давшим название «поп» американскому "поп-корну". И у меня, в частности, есть большое подозрение, что и индейцы Северной Америки использовали этот опыт, только перенеся технологию на дикорастущую кукурузу.
Прокаленное и очищенное от шелухи просо можно замачивать во рту, так делали во время длительных походов, перекочевок, в отсутствие времени и воды. Есть подозрение, что и индейцы Северной Америки использовали этот опыт
В подтверждение этой гипотезы можно привести исследования двух тувинских ученых-генетика, преподавателя ТывГУ, д.б.н. Ураны Ондар и к.б.н., сотрудника Национального музея Республики Тыва Лаиды Монгуш.
"... Изучение митохондриального генофонда коренного населения Америки — америндов, показало, что в этих популяциях присутствуют 4 типа мтДНК — А, В, С, Д, суммарная частота которых здесь приближается к 100%. Эти митотипы отсутствуют среди европейцев и африканцев, но, наряду с другими, встречаются в человеческих популяциях Азии. Поскольку считается, что предки америндов проникли в Америку из Центральной Азии, то, естественно, делались попытки найти среди современных народов Азии человеческую популяцию, генетически наиболее близкую к предкам америндов. Первыми исследованиями были охвачены народы северо-востока Сибири. Оказалось, однако, что среди всех этих народов отсутствует митотип В, то есть они не могут быть признаны близкими родственниками америндов. В следующем во времени исследовании были изучены некоторые народы Центральной Азии — монголы, население северных областей Китая, тибетцы. Среди них были обнаружены все 4 типа (А, В, С, Д), но с суммарной частотой, не превышающей 50%.
Прародиной предков америндов была, вероятно, территория современной Монголии и/или Манчжурии
Авторы этой работы сделали вывод, что прародиной предков америндов была, вероятно, территория современной Монголии и/или Манчжурии. В 1997-1998 гг. мы предприняли исследование ранее неизученного генофонда населения Республики Тыва и получили неожиданный результат: «американские» типы А, В, С, Д присутствуют в этом генофонде с наибольшей для популяций Азии частотой — более 70%. Вскоре наш результат был полностью подтвержден в исследованиях томских ученых и В.П. Пузырева, выполненных на очень большом по численности материале. /.../ Поскольку тувинцы относятся к тюркоязычным народам, мы предприняли исследования митохондриального генофонда других народов, в большинстве своем тюркоязычных и обитающих на территориях, прилегающих к Туве. В настоящем сообщении приводятся основные результаты изучения митохондриального генофонда тувинцев, алтайцев, хакасов, шорцев, а также бурят и в их числе сойотов (обурятившихся тувинцев). В сборе этих материалов нам оказали помощь наши коллеги, особенно важный вклад был сделан И.К. Дамбуевой (Улан-Удэ). Молекулярные исследования, результаты которых обобщаются в настоящем сообщении, выполнены М.В. Деренко и Б.А. Малярчуком (Магадан). Компьютерная обработка результатов проведена С.Г. Рычковым (Москва), им же при изучении археологических материалов были получены данные о генофонде неолитического населения западного Предбайкалья. /.../ Если в сложении тувинского этноса, как нередко утверждается, и участвовали пришлые племена и народности, то либо их генетический вклад был незначителен, либо эти народности по своему происхождению были родственны прототувинцам.
«Нет никаких оснований искать другую «азиатскую колыбель» предков америндов, кроме Саян, где до настоящего времени остались народы, сохранившие генофонд предков, общих и для америндов, и для некоторых современных народов Азии»
Поскольку археологические данные говорят об очень давнем заселении человеком Алтая — Саянского региона (Алтая, в частности, ранее, чем 30 тыс. лет назад), то у нас нет никаких оснований искать другую «азиатскую колыбель» предков америндов, кроме Саян, где до настоящего времени остались народы, сохранившие генофонд предков, общих и для америндов, и для некоторых современных народов Азии», - сообщается в "Ученых записках Тувинского института гуманитарных исследований (вып. XIX. Кызыл, 2002. С. 126-130).
О традиции поддерживаемого до наших дней тувинского земледельчества и технологии заготовки проса, как полностью готового к употреблению продукта "чинге-тараа", в своей диссертации на соискание учёной степени ЛаидаМонгуш (Улан-Удэ – 2012, кафедра общей биологии ФГБУО ВП под руководством профессора Бимбы Намзалова) пишет следующее: "...Во флоре Сибири род Panicum L. представлен одним культурным видом Просо посевное или обыкновенное (P. miliaceum L.), а также сорно-полевой его разновидностью – P. miliaceumsubsp. ruderale (Kitag.) Tzvelev. Дикая предковая форма вида не известна, это характерно для тех растений, которые давно, на заре человечества, введены в культуру. Н.И. Вавилов (1929) центром происхождения проса считает районы «Восточной и Центральной Азии, где заключен полностью весь расовый и разновидностный состав линнеевского вида Panicummiliaceum» (с. 51). Несколько шире рассматривают предковый ареал вида Р.В. Камелин (2005) и И.Г. Чухина (2007), которые включают, кроме того, территории Северного Китая и Средней Азии на основе индийского P. mileare Lam.
Приготовление чинге-тараа включает несколько этапов: необрушенное просо замачивали до разбухания, но при этом следили, чтобы оболочка зерна не трескалась. Для убыстрения процесса варили в кипящей воде. Затем воду сливали, а вымоченное просо жарили в сухом котле (по порциям), постоянно помешивая кусочком войлока или плотной ткани, намотанной клубком на конце жерди (1,3 м).
Возможно, что мюсли – любимое в Европе блюдо, впервые было приготовлено предками современных тувинцев
Зерно высыпали в деревянное корыто – деспи – для остужения. Небольшими порциями зерна просо (2 пиалы) обрушивают в деревянной ступе согааш при помощи песта бала до первого толчения (кара дук). После первого отвеивания оно еще засорено шелухой, поэтому подвергают толчению в ступе второй раз. Высыпают в корыто и подвеивают второй раз, после чего отделяется зерно ак-дук (белый волосок - досл.) и при этом цвет зерна светлый, оболочка тонкая. Чистый арыг-тараа получают после третьего обрушивания и подвеивания на корыте. Следует отметить, что общеизвестный продукт проса в виде каши не столь популярен в Тыве. Чаще из проса делают блюдо оремелиг тараа, приготовленное из полуфабриката чинге-тараа, которое принимается в пищу со сливками или в сочетании с пенкой (типа мюсли). Это очень вкусное и питательное блюдо. Возможно, что мюсли – любимое в Европе блюдо, впервые было приготовлено предками современных тувинцев".
Таким образом, крошечное, золотистое зернышко проса, может оказаться тем самым главным свидетелем эпохи великих переселений, смешивания культур и их неоспоримого родства.
В сюжете: историяпрдовольствиекрупа