«Нью-Йорк Таймс»: Мальчик-гений из Улан-Батора
Когда я появилась в его квартире в Хан-Уле – районе Улан-Баторa, где проживают средние слои населения, 16-летний Батушиг повел меня по крутой лестнице вниз в подземный гараж для того, чтобы показать, для чего ему нужны эти антенны.
Многие дети в городе играют на дорогах, окружающих многоквартирные дома, но эта, казалось, особенно опасная. Батушиг беспокоился, чтобы его 10-летнюю сестренку и ее подружек не сбила проезжающая машина.
Стоя в бетонном помещении, стены которого не пропускают сигналы, он указал поверх головы на белую коробку, содержащую сенсор, соединенный с сиреной и красной мигающей лампой, находящимися на улице. Его «Гаражная Сирена» предупреждает его сестренку и других ребятишек о том, что выезжает машина и нужно уйти с дороги.
Батушиг изобразил из себя машину, двигающуюся в поле действия сенсора для того, чтобы показать мне, как все это работает. Однако было очевидно, что он не совсем удовлетворен дизайном. «Использование длинной проволоки неудобно моим пользователям», – сказал он, извиняясь и жестикулируя руками. Парнишка понял, что подрядчики не захотят возиться с трудоемким процессом установления проводов, поэтому хочет создать беспроводную версию, для которой нужны антенны.
У Батушига округлые щеки, как у маленького мальчика, но он не типичный подросток. Он не читал Гарри Поттера (чему я могу научиться из этой книги?) и не любит слушать музыку – его друг сильно удивился, когда увидел Батушиг с наушниками, но, оказалось, что тот готовился к экзаменам SAT (стандартные тесты, которые сдают для поступления в американские университеты).
Он счастлив, когда работает над своими проектами. “Нет предела возможностям в электронной инженерии, – сказал он. – Это все равно, что бесконечно играть с игрушками». Он выпустил «Гаражную Сирену» в августе 2012 года, поместив инструкции по пользованию и видео в YouTube. Проект произвел большое впечатление на представителей в Массачусетском технологическом институте (M.I.T.), куда Батушиг планировал поступать — но уже тогда они знали об его способностях.
Двумя месяцами раньше, когда Батушигу было только 15, он стал одним из 340 студентов (в целом в тестировании приняло участие 150 тысяч ребят), набравших высшую оценку в Circuits and Electronics (Микросхемы и Электроника). Это класс студентов второго года обучения в Массачусетском институте. Несколько лет назад M.I.T. впервые открыл Общий открытый онлайн-курс (Massive Open Online Course, or MOOC) — университетский класс, записанный и транслируемый бесплатно или почти бесплатно всем, у кого есть доступ к интернету.
Как так получилось, что школьник из страны, в которой треть населения - кочевники, живущие в круглых войлочных юртах в огромной степи, добился таких успехов в классе M.I.T., причем по предмету, который даже не преподают в монгольских школах?
Ответ, конечно в том, что Батушиг исключительно способен. К тому же сказалась и поддержка со стороны директора его школы. Енхмунх Зурганджин, директор Sant School, первый из монголов закончил M.I.T. в 2009, и с тех пор пытается внедрить научные лаборатории в своей школе.
Енхмунх говорит, что в Монголии не хватает инженеров. И чтобы их стало больше, нужно снова вкладывать средства в модернизацию и развитие образования. В последнее десятилетие Монголия, у которой не везде была и обычная телефонная связь, стала активно инвестировать сферу информационных технологий, и сейчас в стране есть 3G связь с обширной зоной покрытия. В большинстве домов в Улан-Баторе есть интернет и почти каждый, включая кочевников, имеет хотя бы один мобильный телефон. Даже в степи, где видны только овцы, вы можете пользоваться мобильной связью.
Зурганджин не только заставлял своих студентов смотреть лекции по интеграционным системам и электронике на дому, как это делают тысячи людей во всем мире, но еще добивался того, чтобы в школе были современные лаборатории. Тони Ким, его однокурсник, который сейчас учится в аспирантуре в Стэнфорде, согласился приехать в Монголию на 10 недель и помочь школьникам научиться пользоваться оборудованием в лаборатории. Ким привез три чемодана электронных запчастей, мгновенно превратив класс в одну из лучших лабораторий во всей стране. Поскольку занятия не были утверждены министерством образования, школьники посещали их как факультативы.
Батушиг был одним из 20 школьников в возрасте от 13 до 17 лет, начавшим заниматься в дистанционном классе. Примерно половина учащихся бросила обучение. А Батушиг еще и уговорил родителей увеличить скорость домашнего интернета с одного мегабайта в секунду до трех (средняя скорость интернета в США 8 мегабайт) для того, чтобы было легче смотреть лекции.
Учиться на онлайн-курсе – очень сложно студентам всего мира. Второкурсники в M.I.T. часто занимаются по ночам, а монгольские школьники изучали его еще и на английском языке. Тем не менее, Батушиг был в восторге. «Я не могу сравнивать этот курс с обычным классом», – говорит он. – Я не делал многое из того, что мне сейчас предлагают. Для меня это на самом деле уникальная возможность».
Для того, чтобы помочь одноклассникам, он записал видео на монгольском языке, посредством которого объяснял самые трудные моменты лекций, и размещал их на YouTube. Ким, который обучался на подобных курсах в M.I.T., сказал мне, что если бы Батушиг в 15 лет попал в M.I.T., он, скорее всего, был бы одним из лучших, если не самым лучшим студентом.
Последние полтора года более 100 университетов, включая Гарвардский, Калифорнийский технологический и Техасский университеты, инвестировали миллионы долларов в МOOC. Многие эксперты высшей школы верят, что эти классы делают доступным качественное образование для студентов из отдаленных мест и, возможно, обеспечат дополнительный источник доходов для университетов. Критики, однако, утверждают, что MOOC угрожают существованию неэлитных университетов, и что они дают неполноценное образование.
Анант Агарвал, профессор интегральных схем и электроники и президент edX, платформы MOOC, начатой в прошлом году в M.I.T. и в Гарварде, сказал, что опыт Кима и Зурганджина по объединению интернет-лекций с персональным обучением подвиг edX помочь организовать 20 таких «смешанных» классов. Он также отметил инновационность этой идеи, которая изменила его мнение об интернет-лекциях.
Успех Батушига показал, что университеты могут использовать MOOCs для того, чтобы находить талантливых студентов во всем мире. После окончания интернет-класса, Ким и Зурганджин посоветовали Батушигу поступать в M.I.T., и недавно он начал там свой первый год обучения. Теперь Батушиг – один из 88 иностранных студентов в классе из 1116 первокурсников этого элитного учебного заведения.
Декан приемной комиссии Стюарт Шмилл отметил, что отличные результаты тестов Батушига говорят о том, что он сможет выдержать нагрузку. Шмилл также отметил, что хотя M.I.T. ищет талантливых школьников по всему миру, многие поступают через специальные программы, организованные всевозможными благотворительными обществами, или через интернациональные школы. (Зурганджин, например, учился в United World College в Уэльсе до того, как попасть в M.I.T.) «MOOCs могут дать нам возможность найти школьников из дальних мест», заметил Шмилл.
Батушигу сейчас 17 лет, он поселился в одноместной комнате в студенческом общежитии, которое оформлено в немецком стиле (Desmond House). У него начались занятия, включающие ознакомительные курсы по электронике, химии твердого тела и биологии. Он сфотографировался со знаменитым профессором физики Уолтером Левиным и разместил эту фотографию в Facebook. Дополнительно Батушиг будет заниматься фотографией и теннисом. А недавно он обнаружил способности к бильярду.
Батушиг прислушивается к маминому совету не злоупотреблять фастфудом (он ограничил себя двумя кусками пиццы в неделю). Нужно ли опасаться того, что Батушига затянет студенческая жизнь? Его отец сказал мне, когда мы обедали в одном из корейских ресторанчиков, что Бату всегда думает над решением проблем. У него так много идей. Он часто говорит отцу: «Я хочу совершать хорошие дела для людей". А если он сделает что-то хорошее для людей, это будет замечательно и для его семьи.
В сюжете: генийуниверситет