Хонгодоры – кто они?
Либо это ответление хори, либо – хунгираты, племя жены Чингисхана либо булагаты?
Вопрос об этногенезе хонгодоров остается одним из краеугольных камней в монгольской истории. Недавно дискутировали с другом, который хонгодор. Пришли к неожиданным выводам. Итак, кто же такие хонгодоры? Сейчас они живут в Закаменском, Тунинском районах Бурятии, а также в Аларском районе Иркутской области. Согласно преданию, в XVII веке их вывел из Халхи предводитель Бахак Ирбанов. Вслед за ним был выслан в погоню военный отряд под командованием Сухэр (Шуухэр) нойона.
Пока оставим этот эпизод, и вернемся обратно.
В родословной закаменских бурят, записанной Ц.Б. Цыдендамбаевым, приводится легендарная история о трех братьях - Хори, Шошолоке и Хонгодоре, рожденных Птицей - небесной девой: Отметим, что у бурят легенды о происхождении от Белой птицы встречаются главным образом среди шошолоков, хонгодоров и хоринцев:
Хон шубуун хуриалатай,
Сэн шубуун сэмэлгэтэй,
Хори-монгол галбаритай,
Тэнгэрийн найман хуухэдhээ тараhан
Хоёр отог хонгодор.
И действительно, родовым тотемом хонгодоров является лебедь, так же как и у хори-бурят. Хонгодоры своим этногоническим мифом имеют тот же сюжет, что и хори, первопредки Хоридой (Хорилартай-мэргэн) и богиня в облике лебедя. Данные эпонимы и мифологема с этногонической канвой встречаются только у хоринцев и связанных с ними происхождением групп.
Кроме того, ареал хонгодоров в 16-17 в значительной части совпадает с ареалом хори-туматов в 13 веке.
Видимо, это та часть хори-туматов, которая осталась почти в тех же местах, где их застало восстание 1217-18 годов.
Но, в те времена туматы находились на территории нынешнего Красноярского края. И к племени хори, как считают ряд историков, вообще не имели никакого отношения.
Теперь к вопросу о хунгиратах. Доктор исторических наук, профессор Т. Д. Скрынникова выявляет наличие дуально-родовой организации, в которой хунгираты и близкие к ним роды были брачными партнёрами (анда-куда) рода Борджигин, а затем – Хиад-Борджигин, то есть «Алтан ураг», рода Чингис-Хаана. В условиях соблюдения экзогамии был очень важен договор о регулярном обмене девушками-невестами между борджигинами и хунгиратами: «Большинство их и их детей брали девушек из рода Чингиз-хана, а в его (род) давали своих». Этот эпизод упоминается в «Сокровенном сказании», когда Дэй-сэчен, нойон хунгиратов, уговорил Есугей-багатура выдать замуж свою дочь Борте за Тэмуджина.
Пишет автор АРД, историк Доржи Цыбикдоржиев: Есть версия, что хонгодоры - это группировка, сложившаяся по иным принципам, не по племенному. Сами о себе они говорят, что были воинами полководца в государстве Хотогойт. Когда тамошний хан начал репрессии против них, они вернулись в бурятские горы и леса.
Предположительно, хонгодоры - это не племенной союз, а военная организация, в состав которой рекрутировались, правда, представители нескольких этнических групп (в основном, из числа потомков хори-туматов).
Принцип приблизительно сходен с формированием известных в истории монголов Джургинов, туматов, хонгиратской группы Дай-сэцэна и некоторых других.
Т.е. группировка Джургин составилась из самых воинственных представителей полутора десятков родственных (и не очень) племен Онона и Керулена.
Туматы - военная организация, в которую рекрутировались представители 11-ти хоринских родов.
Сложнее с Дай-сэцэновой ордой, о ней сведений мало, но видимо, что-то было общее в принципе формирования.
Интересное мнение высказывал Никифор Петрович Егунов, в его работе «Бурятия до присоединения к России». По его теории, хонгодоры – это отвлетвление булагатов. Сергей Петрович Балдаев полагал, что этноним произошел от слов "хон" - благородная птица и "гоодор" - шулята благородной птицы. Оригинальную версию предложил Дашинима Санжиевич Дугаров. По его мнению, в основу легли тюркские хун/хон (кун) - солнце и хуба - лебедь, носителями которых были "осколки прежде могущественных хунну". Эти "осколки", разрозненные и ослабленные, на рубеже нашей эры, были отброшены на северную окраину тюрко-монгольской эйкумены. В киданьское и послекиданьское время произошло слияние этих этнических компонентов, которые объединившись составили племя хонгодоров (Дашинима Дугаров, 1993). Ардан Лобсонович Ангархаев, указал на возможность упрошенного варианта от хон (хонг) и арад ' хонгарад ~ хонгирад ~ хонгодор.
О том, откуда хонгодоры прибывали в Прибайкалье в XVI-XVIII веках у ученых имеются разные мнения, но все они указывают на регион Северо-западной Монголии .В настоящее время это регион, в котором расселены различные группы тюркского происхождения, такие как цаатаны, дархаты, сойоты, а также различные монгольские группы населения. Все это позволяет предполагать о возможном раннем параллельном существовании форм разных групп, таких как ойрад и хонгирад, у разных частей прежде единой исходной группы. Широкое распространение этнонима ойрат ~ кунгурат ~ кунгират ~ хонгират, прежде всего, связано с тем, что его носители приняли активное участие в исторических событиях XII-XIII вв., связанных с наступлением Чингидизов, и именно поэтому среди тюрков Средней Азии он распространился в форме с монгольским окончанием. Относительно формы хонгират ~ хонгоодор, можно полагать, что его употребление ограничивались лишь в северо-западной Монголии, в непосредственной близости к тюркским саянским народам.
- Но несмотря на близость, хонгодоры перешли на монгольский язык в ранний период, по крайней мере до того, как предки ойратов и бурят утратили позиции перед Чингисханом, но уже отделились от будущих "халхасцев", у которых позиции перед походами Чингисхана сохранились до настоящего времени, считает профессор Валентин Иванович Рассадин.
История хонгодоров по-прежнему остается историческим детективом. Когда мы в детстве пели песню про Усть-Орду, там была строчка – «удха булагад, эхирит, уг нэгэн хонгодор». Почему?