Сто лет одиночества калмыцкого тополя
Одинокий тополь среди степи близ поселка Хар-Булук Целинного района - одно из самых почитаемых и посещаемых мест в Калмыкии.
Под сенью его могучей кроны медитируют, совершают молебны и обряды верующие, ведь тополь считается у буддистов священным деревом. Здесь находят отдохновение усталые путники и те, кто специально приезжает за целебной водой из родников, бьющих у подножья холма, на котором он гордо возвышается вот уже второе столетие. Отсюда открывается живописная панорама окрестностей, овеянных легендами и воспетых поэтами.
Хар-Булук в переводе с калмыцкого означает "чистый родник". По одной из версий, в 1681 году с благословения Далай-ламы V в Тибете был основан монастырь "Раши Лхунбо", который позднее был перевезен в калмыцкую степь ханом Аюкой и дербетовским нойоном Менке Темуром. Этот кочующий храм назывался "Богдо Далай-ламин ик хурул".
Значение монастыря, основанного с разрешения верховного иерарха буддизма и являвшегося местом хранения уникальных реликвий, было огромным. Здесь хранились грамоты Далай ламы V и Панчен-ламы IV, субурган со святыми мощами, одеяния Далай-ламы и буддийские танки. Реликвиям в храмовой кибитке монастыря приезжали поклониться люди со всей калмыцкой степи.
Будучи кочевым, храм на протяжении столетий перемещался вместе с населением по кочевьям, располагавшимся по берегам Маныча, а большие молебны проводились в местечке Мангна. В середине XIX века он перекочевал в урочище Джургин Гол и продолжал обслуживать население.
Последним настоятелем Богдо Далай ламин ик хурула был Пурдаш-багши Джунгруев, дважды совершивший паломничество в Тибет. В первый раз он выехал из дома в Год собаки, в 1898 году, на родину возвратился в феврале 1900-го. В Год барса месяца дракона (5 февраля 1902 года), взяв в спутники своего земляка Мушеева, Пурдаш-багши выезжает в Тибет во второй раз. Это путешествие было короче первого - в Малодербетовский улус он прибыл в декабре 1903 года.
Буддийский шест возле Одинокого Тополя
На основании путевых дневников Пурдаш-багши составил описание своих путешествий. Его впечатления привлекли внимание монголоведов. К июлю 1904 года приват-доцент Санкт-Петербургского университета А. Руднев "при любезном содействии С. Б. Баянова" перевел на русский язык записи калмыцкого священнослужителя. В 1905 году они были отмечены малой серебряной медалью Русского географического общества "по отделению этнографии за труды, направленные на пользу географической науки".
В заметках содержатся подробные сведения о маршруте поездки, топографии местности, сообщается, сколько суток требуется на переходы, каковы должны быть запасы воды и топлива, какой вид транспорта наиболее удобен. Из дневника мы узнаем о трудностях и опасностях, встречающихся в пути: "идем, варя себе утром и вечером отвар-лекарство, чтобы члены были более легкими. Тогда утомленный и малокровный человек, идущий по этой страшной местности, исцеляется".
На перевале Гончжинг-хотол была сделана эта запись: "С самого начала, еще только подойдя к этому перевалу, люди от ужаса идут больными. Некоторые, не будучи в состоянии сидеть верхом, едут, прикрытые, на верблюдах. Мы же идем благодаря милости многих высших святых. Идем бесстрашно. Ежедневно каждый человек вслух беспрерывно читает молитву "Санг сэргжим". Этот ужас возникает от того, что местность очень возвышена и вредоносна из-за растущей здесь ядовитой травы... Некоторые, будучи утром поражены болезнью, к полудню умирают, некоторые, с вечера поужинав совершенно здоровыми, умирают к полночи".
Источник возле Одинокого тополя
Пурдаш-багши был очень благосклонно принят Далай-ламой. Пользуясь предоставленными привилегиями, он внимательно наблюдает за жизнью обитателей монастыря. Разобраться в тонкостях нравов Лхасского дворца ему помогал земляк из Бага Чоноса - Боован Бадма, совершенствовавший свое образование в Тибете. Пурдаш-багши с мельчайшими подробностями описывает свою аудиенцию у Далай-ламы V, Богдо-гегяна и других высоких лам, праздничные выезды, встречу Нового года и многое другое. Он перечисляет достоинства монастыря, сообщая имена причастных к нему священных особ ламаизма.
Калмыцкий монах удостоился милостивого благословения Панчен-ламы. "Меня посадили там, где сидят большие ламы и нойоны. Панчен-гегян пожаловал мне гашик-тамга, епанчу со своего плеча, ручную ямандаку клеймо для скота, рилу шамр, кусок сукна, хадак... 15-го выступил из Лхасы. Мой спутник Мушеев остался, чтобы целый год совершать поклонения и обходы. Я же с двумя монголами в качестве сопровождающих и с 11 вьючными лошадьми направился в путь".
Сохранилась также легенда, рассказывающая, как Пурдаш-багши привез из первого путешествия семена раскидистого дерева, сумев сберечь их в надрезе на своем дорожном посохе. По возвращении домой на самой высокой точке хамура с молитвами и трепетом посадил он этот посох в землю. Вскоре появилась тоненькая веточка с яркими зелеными листочками. Многие посчитали это за чудо. Но еще большим чудом можно считать тот факт, что дерево, посаженное буддийским монахом, живо и поныне. Одинокий тополь...
В 1992 году в поселке Хар-Булук состоялось открытие хурула, который в память о кочевом храме назвали Богдохинским. Его посетители имеют возможность созерцать статуэтку Панчен-ламы IV. Более 280 лет еще одной реликвии, по преданию поднесенной в дар калмыцкому народу Далай-ламой V - рогу носорога, приносящему здоровье, счастье и богатство. Статуэтка Далай-ламы V была, к сожалению, повреждена в Сибири. Ее с подобающими почестями опустили в один из пяти родников. Местные жители верят, что именно сюда с небес на землю спускаются боги, и приходят на это место напитаться его удивительной энергетикой.
Справка
Одинокий тополь с каскадом родников — памятник природы регионального значения. Постановлением Совета Министров Калмыцкой АССР от 8 октября 1981 года № 473 объект «Одинокий тополь» включен в систему особо охраняемых территорий. Возраст тополя уже более 100 лет, высота дерева - 30-35 м, мощный ствол на высоте 1 м от земли в обхвате составляет около 4,5 м.
На прилегающем к нему земельном участке имеются выходы природных ключей с пресными подземными и минеральными водами, имеющими лечебное значение. Источники открыты Пурдаш-багши в 1846 году.
Впервые свойства источников у подножия одинокого тополя описал первый организатор и руководитель органов здравоохранения Калмыкии Семен Рафаилович Залкинд. Вода целебного источника уникальна. Является квасцовой по составу, обладает высокой вязкостью, губительно действует на всевозможных паразитов наружных и внутренних структур организма, активна в отношении глистов, лямблий, амёб, гноеродных бактерий, гнилостных и бродильных микробов, кожных паразитов: вшей, блох, чесоточных клещей. Растворяет мочевые и желчные камни.
Источник: bumbinorn.ru
В сюжете: священное место