Кайлас: центр Вселенной, обитель божеств
Поздней осенью 2010 г. в Тибетском автономном районе КНР побывала экспедиция Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Целью экспедиции было исследование современного состояния буддизма в регионе.
Попутно мы фиксировали этнографические детали, покупали книги, разговаривали с людьми, снимали на видео свое путешествие, словом – делали все, что полагается научной экспедиции. Мы – это научные сотрудники ИМБТ СО РАН – Ирина Гарри и Юмжана Жабон, редактор «Правды Бурятии» Андрей Данчинов, видеооператор Дугар Гармаев и скульптор Баир Сундупов.
Заветная мечта и счастливая карма
В числе задач экспедиции было посещение одного из самых труднодоступных регионов Тибета – развалин царства Гугэ. Так, после Лхасы и Шигацзе наша дорога лежала на запад – в провинцию Нгари. Предстояло преодолеть около 2000 км пути, пересечь 13 перевалов, сделать кору (священный обход) Кайласа, поклониться озеру Манасаровар (окунуться в озеро не позволяла погода), подняться на вершину развалин дворца Цапаранг в Гугэ и посетить монастырь Тхолинг.
Забегая вперед, скажу, что в дороге нам сопутствовала удача, и все задуманное мы смогли совершить благодаря удачно сложившимся обстоятельствам и, наверное, нашей совместной счастливой карме. Для каждого из нас была своя заветная цель в этом путешествии.
Юмжана стремилась в Тхолинг, куда два года до этого не смогла попасть из-за снежного обвала на дороге практически перед самой целью своего пути. Моей же мечтой был Кайлас, поэтому из нашей западно-тибетской эпопеи остановлюсь лишь на этом этапе. Он оставил в моей душе самые сильные впечатления, так как, начитавшись ужастиков в Интернет, я до последнего не верила, что смогу преодолеть кору Кайласа.
Суровый край тибетских скотоводов
Священная гора Кайлас
Время для путешествия было далеко не самое удачное – конец октября. Практически закончился сезон посещения Кайласа, и мы боялись, что перевал Долма-ла на коре завалит снегом. Однако делать было нечего, и, осмотрев напоследок великолепные ступы Панчен-лам в монастыре Ташилунпо и распрощавшись с цивилизацией в современном смысле этого слова, мы отправились в путь, уповая на удачу.
Западный Тибет – это суровый край скотоводов. Там постоянно дует сильный ветер, заставляющий местных жителей обматывать лицо шарфами за исключением глаз. На бескрайних равнинах западного Тибета люди практически не встречаются, зато в изобилии пасутся стада овец, яков и коз, а также множество диких антилоп ова и ослов кьянг.
Населенные пункты представляют собой несколько десятков одноэтажных домов тибетского стиля с великим множеством тибетских мастиффов. Пристанищем на западе нам служили так называемые гэст-хаусы – неотапливаемые сарайчики с одними кроватями в качестве мебели.
Центр Вселенной
Кайлас (Кайлаш) – это священная гора (6714 м) для приверженцев четырех религий – индуизма, буддизма, джайнизма и бон. Она олицетворяет собой центр Вселенной – священную гору Сумеру. Считается обителью божества-разрушителя Шивы и грозной ипостаси Будды Шакьямуни – Самвары (тиб. Дэмчог), местом рождения родоначальника бона Шенраба Миво и джайнских святых.
Дугар Гармаев
Огромное количество буддийских и индуистских паломников совершают священный обход горы Кайлас и озера Манасаровар, так как считается, что подобным деянием они снимают все свои грехи и очищают карму. Кора Кайласа составляет приблизительно 53 км. Тибетские и индийские паломники проделывают этот путь за один день. Простым же смертным необходимо 2-3 дня.
В первый день нужно пройти приблизительно 18 км, во второй – около 22, а также преодолеть перевал Долма-ла на высоте в 5630 м, на третий день остается сущая малость – 10-13 км. До этого похода самый длинный путь, который я проделывала пешком, не превышал и 5 км. Можно представить, какие чувства вызывал во мне наш предстоящий трек на высоте выше 5000 м над уровнем моря, при минусовой температуре и постоянном ветре, да к тому же в походной компании я была единственной женщиной.
Кочевники Западного Тибета
Слабое звено маленькой цепи
Обычно по коре следует многочисленная пестрая процессия паломников, особенно среди них выделяются индийцы. Но сейчас здесь была только наша одинокая группка из трех бурят и трех сопровождавших нас тибетцев – гида и носильщиков. Зная о предстоящих трудностях, мы больше всего боялись, что на перевале окажется снег и нам придется повернуть обратно.
Вообще, многие возвращаются не из-за того, что перевал непроходим, а из-за того, что физически не могут преодолеть трудности пути. Буквально накануне нашего приезда, по словам хозяина гэст-хауса, не смогла преодолеть перевал и была вынуждена вернуться группа японцев.
Я была слабым звеном нашей цепи и смогла пройти путь во многом благодаря моральной и физической поддержке нашего гида Тензина (последнюю часть подъема перевала он тащил меня за руку). Мои же товарищи не нуждались в подобной помощи. Оператор Дугар на перевал практически взбежал и встречал нас на вершине с камерой, а Баир шел медленно, но верно, всегда опережая всех в пути. Что касается наших тибетцев, то для них и с грузом наше путешествие казалось лишь затянутой прогулкой.
Главное – душевный настрой
Опишу цепочку своих чувств и впечатлений. Величие природы, мощнейшая энергетика. Громадность окружающих гор и микроскопичность человеческих существ, то есть нас. Куда не кинешь взор, всюду камень – высочайшие горы, огромные валуны, каменистая дорога, бесчисленные каменные пирамидки обоо. Необычайная прозрачность неба, воздуха, льда, речушки.
Ирина Гарри
Беспрецедентная для нас по своей длительности ходьба, в первый день шли 7 часов, во второй – 10, в третий – 4. Бодро, медленно, вверх, вниз, тяжело, с трудом опираясь на палки, из последних сил, вперед и вперед. И вот – перевал Долма-ла.
Непередаваемое ощущение счастья, привязывание бурятских хадаков, фотографирование на память. Лежание без сил на дороге, в палатке кочевников, долгие вечерние сидения-согревания на кухнях хозяев гэст-хаусов (лучше сказать ночлежек) из-за нежелания отправляться спать в ледяные сарайчики.
Все обошлось, мы сделали гороо, и это чувство радости живет во мне и по сей день. В Интернет пишут, что для коры Кайласа необходимо крепкое здоровье и хорошая физическая подготовка. Все это верно, но по собственному опыту скажу: человек со «средним» здоровьем и вообще без всякой физической подготовки тоже сможет пройти.
На Долма-ла (5630 м.). Баир Сундупов, Дугар Гармаев, Ирина Гарри, наши тибетские носильщики
Перед отъездом в Тибет я спросила доктора тибетской медицины Чимитдоржи, смогу ли я пройти кору. Он сказал: «Конечно, сможешь, ведь самое главное – это душевный настрой». Когда мы возвращались к Кайласу через три дня после посещения Гугэ, вокруг повсюду лежал снег, над горой темнели тучи, не было сомнения, что перевал закрыт до следующего года.
Постскриптум
Пользуясь случаем, хочу выразить глубокую признательность отличным тибетским парням – гиду Тензину и шоферам Дорчже и Лобсану за их прекрасную работу и дружеское участие к экспедиции.
Они были особо к нам расположены, потому что впервые в жизни работали с монголами (такие тонкости как бурят-монголы были для них несущественны). И, вообще, то, что мы монголы – согпо, а не китайцы, помогало нам повсюду, нам разрешали снимать в монастырях, открывали запертые двери, специально для нас исполняли некоторые религиозные обряды (чод).
Среди благоприятных обстоятельств нашего путешествия в Западный Тибет нельзя не отметить отличную дорогу, оконченную буквально за месяц до нашего приезда. После Западного Тибета мы отправились в Южный – колыбель тибетской цивилизации, долину великой реки Тибета Брахмапутры, по-тибетски Ярлун Цзанпо. Но об этом в другой раз.