«Язык вражды» в России использует мифы о слабости к алкоголю монголоидов
Стилистика вышедшего эфира была выдержана в духе передач добрейшего Николая Дроздова, умильно целующегося с обезьянами или щекочущего какое-нибудь брюхатое пресмыкающееся.
Автор АРД Саяна Монгуш продолжает резонансную тему о «расизме в эфире Первого канала» (видео).
Г-жа Малышева неловко попыталась рассказать, как опасны некоторые виды не животных, но близких к тому людей, публично продемонстрировав, как минимум, два противоправных действа: и как врач, и как журналист (про ее промахи, как человека, даже не говорим за явной бессмысленностью обсуждения).
Кажется, еще на первом курсе будущих врачей знакомят с предметом «медицинская деонтология». Это свод основополагающих принципов профессии, установленный не только на классических трудах и постулатах древних, как «Клятва Гиппократа», но и на международных правовых документах нашего времени.
Например, Женевская декларация Всемирной Медицинской Ассоциации (1948 года) провозглашающая: «Я НЕ ПОЗВОЛЮ соображениям пола или возраста, вероисповедания, этнической или национальной клановости, расовой принадлежности или социального положения встать между исполнением моего долга и моим пациентом; Я БУДУ проявлять высочайшее уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия и никогда, даже под угрозой, не использую свои медицинские знания в ущерб нормам гуманности».
Не комментируя ее высказывание в адрес «гостя студии», как он смеет возражать «нам, выдающимся врачам современности», оставив в стороне проблему самомнения, отмечу лишь, что как доктор Малышева явно позволила себе действия, идущие вразрез с положением Декларации, утверждая, что определенные народы, объединенные некоторыми расовыми признаками (монголоиды) представляют собой фактор угрозы для людей иной, «белой расы» по причине непоправимой ущербности (отсутствием в организме ферментов, расщепляющих алкоголь и, следовательно, в состоянии опьянения потенциально склонных к насилию).
Об иной точке зрения научного сообщества на миф о склонности тех или иных народов к алкоголизации скажу ниже. А здесь следует отметить, что и как тележурналист г-жа Малышева провела «блестящий» мастер-класс по социальной стигматизации целого даже не народа, а огромной общности людей, проживающих в разных государствах.
Стигматизацию по-другому называют «негативной идентичностью». Нет, доктор Малышева не хотела никого обижать и была очень благосклонна к «узким глазам» и широким лицам «монголоидов», подобрав даже поэтичное сравнение - «луноподобные лица», как будто бы не осознавая, что в дополнение к подхваченной ею сомнительной расовой теории «алкоголизма монголоидов» позитивная стигматизация «такие широкие лица не склонны к образованию морщин» не менее оскорбительна и легко считывается всеми сторонами.
“Язык вражды” как коммуникация
У социолингвистов, особенно в России и сейчас, накоплен большой пласт исследований связанный с «языком вражды».
"...Трудно представить открытый язык вражды в центральных российских газетах или на вещающих на всю страну эфирных каналах телевидения. Тем не менее, медиа России, отнюдь не свободны от неявной, имплицитной коммуникации, основанной на предубеждениях и дискриминации. И проявляется такая коммуникация не в конкретных сообщениях, а в масштабе всей системы медиа как социального института.
Демонизация какой-либо социальной группы – это её позиционирование в медиа, в основном, в негативных контекстах. Пожалуй, самые яркие примеры демонизированных групп в современной России являют собой выходцы с Кавказа и из Средней Азии" - считают ученые.
"...Коммуникация, основанная на предубеждениях и дискриминации, проявляется не только на интерперсональном уровне, но и на более широком уровне культуры и социальных институтов. Например, люди имплицитно предъявляют требование, чтобы аутгруппа придерживалась языковых паттернов ингруппы, и, если представителям аутгруппы это не удается, могут наступить негативные для них последствия.
Члены аутгруппы, говорящие с сильным акцентом, рассматриваются как люди более низкого статуса, осмеиваются и даже могут ощущать дискриминацию, когда попытаются войти в какую-то социальную институцию. Доминантные группы могут использовать масс-медиа, чтобы защитить свою социальную силу путем изображения аутгрупп в стереотипном качестве. Примером могут служить образы Равшана и Дшамшута, ставшие почти фольклорными в современной России, которые выставляют гастарбайтеров из Средней Азии в негативном свете.
Другим известным примером являются образы русских в голливудских фильмах. Доминантная группа может проявлять предубеждения, уделяя в своих средствах массовой информации незначительное внимание проблемам аутгруппы или освещая в СМИ проблемы аутгруппы только тогда, когда эти проблемы связаны с негативными явлениями…
…Грань между блатантной формой, то есть «языком вражды», и ее имплицитной формой имеет весьма нечеткий характер. Различие между двумя сторонами одного явления состоит только в том, что «язык вражды» в большинстве стран находится вне закона; разделительная черта здесь проводится правом, а не лингвистикой. Вполне допустимо, например, обращение в суд женщины, которая сочла себя оскорбленной анекдотом про блондинку, или человека нетитульной национальности, который может обвинить руководство предприятия, где он работает, в дискриминации, связанной с тем, что он говорит по-русски с акцентом.
"Коммуникация, основанная на предубеждениях и дискриминации, особым образом выполняет свои функции. Реализацией референтивной функции коммуникации, основанной на предубеждениях и дискриминации, является делегитимизация, то есть отказ какой-либо группе в праве считаться человеческой. На уровне лексики в качестве компактных юнитов делегитимизации выступают слова-этнофолизмы.
Эмотивная функция коммуникации, основанной на предубеждениях и дискриминации, может состоять в выражении отрицательных эмоций и враждебности "адресанта по отношению к мишени», ГЛАДИЛИН А.В. "ЯЗЫК ВРАЖДЫ» КАК КОММУНИКАЦИЯ.
В России не раз на самом высоком уровне обсуждались предложения о принятии законодательной нормы, запрещающей журналистам указывать национальную принадлежность персонажей криминальной хроники. Если такая норма будет принята, ее нарушение станет расцениваться как «язык вражды».
Начиная с 2007 г., различные политики периодически выдвигают предложения законодательно запретить СМИ упоминать национальность задержанных, арестованных, осужденных и других персонажей криминальной хроники. Последняя попытка внесения такого законопроекта в Государственную думу была предпринята в декабре 2012 года. Общественность и депутаты отклонили данную инициативу. По мнению большинства общественных деятелей, в подобных случаях должны действовать не законы, а этические нормы, принятые в журналистских сообществах, а также внутренняя цензура журналиста».
Источник: ГЛАДИЛИН А.В. "ЯЗЫК ВРАЖДЫ» КАК КОММУНИКАЦИЯ. Журнал Современные исследования социальных проблем Выпуск № 11 (19)/2012.
Что касается сомнительных утверждений г-жи Малышевой о расово обусловленной неполноценности некоторых народов, склонных к алкоголизму, и вытекающей отсюда склонности к преступлениям, настолько опасной, что с ними нельзя садиться за один стол, есть ряд серьезных научных статей ведущих научных сотрудников Института общей генетики им. Н. И. Вавилова, опровергающий эти доморощенные расистские теории.
Об «алкоголизме аборигенов»
С публикациями можно ознакомиться на портале Антропогенез.ру.
Приведу выдержки:
«… утверждение, растиражированное журналистами, позволяет свалить российский алкоголизм с больной головы социальных проблем на ни в чем не повинную "генетику", от которой, как от судьбы, "не уйдешь". На самом деле у русских генетически детерминированные особенности метаболизма алкоголя употреблять его позволяют, но не заставляют.
Обратим внимание на то, что у коренных народов Арктики (чукчей, эскимосов, саамов) концентрация атипичных форм АДГ также не отличается от «европейской». Учитывая это, следует отказаться от распространившейся идеи о «генетической предрасположенности» коренных северян к употреблению алкоголя. Скорее всего, высокие цифры алкогольных потерь среди северных аборигенов (они как минимум вдвое превышают показатели, характеризующие русское население тех же регионов – результат отсутствия системы социальной защиты аборигенных обществ от воздействия алкогольных напитков).
Вплоть до начала XX века контакты чукчей, ненцев, эвенков, эскимосов со спиртным были спорадическими, связанными с посещением ярмарок или периодическими подходами к аборигенным поселкам купеческих или китобойных судов. Соответственно, «культура питья», то есть система ограничений и запретов, связанных с алкоголем, у них не формировалась.
Опубликованные в последние годы материалы (Соколова, Пивнева, 2004) показывают, что пресловутое «спаивание» северных аборигенов в нашей стране началось, по сути, в советское время, особенно усилившись после «перевода коренных северян на оседлый образ жизни».
В определенной мере тяге аборигенов к алкоголю способствовал и их отказ от традиционного типа питания.
Характерный для северян «белково-липидный» рацион обладает антистрессовым эффектом (Панин, 1987). При метаболизме пищевых жиров образуется большое количество веществ, которые снижают продукцию стероидов в надпочечниках. В результате в крови понижается содержание "гормонов стресса" - кортикостероидов.
Снижение количества жиров в рационе ведет к увеличению концентрации кортикостероидов и соответственно – повышению уровня тревожности. Все более интенсивный контакт коренных северян с алкоголем привел к тому, что в последние полвека спиртное стало восприниматься ими как основной, зачастую – единственный способ избавиться от душевного дискомфорта (Козлов, 2006)».
Мифы об азиатах
О том, что азиаты быстрее привыкают к алкоголю (спиваются) говорилось давно. Долгое время считалось, что быстрое привыкание к алкоголю у индейцев, вьетнамцев, индусов, чукчей, эскимосов и т. д. происходит потому, что в их организме нет ацетальдегидрогеназы, которая быстро выводит этанол из организма. Тщательное изучение темы показало, что это не так.
Азиаты или монголоиды, действительно, мгновенно пьянеют. Однако мало кто заметил, что и трезвеют они значительно быстрее европейцев. Так происходит потому, что у жителей Азии и представителей монголоидного типа алкогольдегидрогеназа представлена самым быстрым аллелем ADH1B*47His, который крайне быстро превращает принятый этанол в токсичный этиловый альдегид.
Альдегиддегидрогеназа же у этих народов самая медленная (аллель ALDH2*2). Такое сочетание (а оно встречается у жителей юго-востока Азии) приводит к тому, что:
опьянение у представителей этих народов наступает намного быстрее;
для сильного опьянения достаточно минимальной (с точки зрения европейцев и африканцев) дозы;
тяжелейшее похмелье наступает очень быстро; спившихся алкоголиков среди таких людей практически нет.
В Японии, Вьетнаме, Корее много лет проводились различные исследования, которые позволили сделать вывод: в этих странах алкоголики встречаются в 91 раз реже, чем среди европейцев, у которых преобладают люди с противоположными аллелями.
Если говорить совсем простым языком, то азиатские народности устроены так, что быстро наступающее от минимальных доз спиртного похмелье приводит к формированию не привыкания, а стойкого отвращения к спиртному», о результатах научных исследований пишет alko03.ru.
Таким образом, г-жа Малышева имеет все шансы получить иск, чтобы в суде более аргументированно доказать расовые особенности «монголоидов» и опасность пребывания с ними за одним праздничным столом людям «белой расы», если пользоваться ее терминологией.
Справка
Алкогольдегидрогеназа – фермент, при помощи которого в организме человека спирты, окисляясь, превращаются в кетоны и альдегиды. Активность и количество этого фермента зависят от возраста и расовой принадлежности, состояния здоровья и пола человека, его генетической предрасположенности. Установлено, что чем выше алкогольная активность индивида, тем ниже активность алкогольдегидрогеназы. Ацетальдегидрогеназа – другой фермент. Он окисляет ядовитые ацетальдегиды, превращая их в безвредную уксусную кислоту. Соотношение ацетальдегидрогеназы и алкогольдегидрогеназы зависит от генетических особенностей индивида. При этом нужно помнить, что на одном участке хромосомы могут находиться разные варианты генов. Такая вариативность называется аллелями. Так, например, алкогольдегидрогеназа может быть представлена «быстрыми» и «медленными» аллелями. Быстрая разновидность превращает этанол из спиртного в ядовитый ацетальдегид в 90 раз быстрее, чем медленная. Ацетальдегидрогеназа тоже может быть активной и пассивной. Активная, превращая ацетальдегид в уксусную кислоту, «работает» быстрее. Почему это важно знать? Потому что именно от разновидностей этих ферментов зависит сила утреннего похмелья, вероятность возникновения алкоголизма как проблемы конкретного человека.
Фото: alko03.ru
В сюжете: расизмПервый каналмонголоидымонголоидная расаалкоголизмксенофобия