Михаил Сердюков – из рода Чингисхана?
В России широко известно имя Михаила Ивановича Сердюкова, российского купца, гидротехника, судостроителя, благодаря которому была развита Вышневолоцкая водная система.
Вполне возможно, что Бароно Имегенов был из рода Хиад-Борджигин, наследником «алтан ураг» – золотого трона Чингисхана.
Споры о происхождении Михаила Сердюкова ведутся давно. В Калмыкии считают его калмыком, основываясь на свидетельства современников, называвших Сердюкова калмыком (в книге Лари Илишкина об именитых калмыках есть его биография). Но, по словам самого Сердюкова, он родился на берегу Селенги, т.е. на другом конце монголосферы, соприкасавшейся с Россией.
В ходе допросов, учиненных Синодом, Сердюков показал, что он родом из мунгалов, имя ему Бороно и по вероисповеданию – Бурхани-тингири
В результате успешных работ по руководству Вышневолоцкой водной системой, Сердюков нажил себе много врагов, в том числе со стороны монастырей, по земле которых проходил канал. Его обвиняли в раскольничестве. В ходе допросов, учиненных Синодом, Сердюков показал, что он родом из мунгалов, имя ему Бороно и по вероисповеданию – Бурхани-тингири (шаманист). Его отец Имеген Зонтохонов был убит в 1691 году во время нападения русских войск, а Бороно продали в Енисейске за 10 рублей купцу Ивану Сердюкову.
Эти факты стали известны благодаря исследованиям одного из потомоков Михаила Сердюкова М.Я.Либермана. А недавно известный монголовед Шираб Бодиевич Чимитдоржиев выпустил книгу «Бурят-монгол на службе Петра I», где на основании статейных списков полномочного посла России в Китае Федора Головина делается вывод о том, что Бороно на самом деле был сыном табангутского тайши Заб-Эрдени.
Сердюков мог перепутать факты своего детства. Согласно статейному списку он был сыном табангутского тайши Заб-Эрдени
Автор пишет, что статейные списки Головина составлялись непосредственно после событий 1691 г. Тогда как Сердюков давал показания Синодальной канцелярии в зрелом возрасте, и мог перепутать факты своего детства. Согласно статейному списку Бароно был сыном табангутского тайши Заб-Эрдени.
Тайша кочевал недалеко от Селенгинского острога и он передал сына на воспитание своему родственнику — Тюрлюсун урлюку. В 1688 году, когда разразилась война в Халха-Монголии, Тюрлюсун принял решение перейти в российское подданство и перекочевал на территорию России. О том, что с Тюрлюсуном приехал сын тайши, стало известно в Селенгинском остроге, и для дознания из острога был послан подьячий Фёдор Удачин. 9 октября 1688 года Фёдор Удачин «учинил допрос». После этого Бороно, его дядя с женой и слугами были доставлены в Удинский острог как заложники. Им было назначено денежное содержание.
Почему не совпадает имя отца в показаниях самого Сердюкова и статейного списка Федора Головина?
Профессор Чимитдоржиев, конечно же прав, отождествляя сына табангутского тайши с Бороно Имегеновым, впоследствии названным Михаилом Сердюковым. Но почему не совпадает имя отца в показаниях самого Сердюкова и статейного списка Федора Головина? На этот вопрос не дан ответ.
Напомним, что Бороно был отдан с самого рождения своему дяде, зайсану Тюрлюсун-урлюку. Имя этого человека ясно показывает, что он не был его дядей со стороны отца, так как он носил титул зайсан, а не тайджи (в русской передаче тайша), т.е. был дядей по матери. Тюрлюсун-урлюк – это скорее всего титул «Төрөлсүн өрлөг», а не личное имя, которое было Имеген (монг. Эмэгэн – старушка, имя-оберег). Титул «Төрөлсүн өрлөг» можно перевести с монгольского языка как родственник-воспитатель. Молочная мать, кормилица, у монголов звучит как «өрлөг эх», а ее муж «өрлөг эцэг».
Вместо имени родного отца он назвал имя приемного родителя. Приемный сын Имегена Зонтохонова был представителем степной аристократии
Таким образом, давая показания перед Синодом, Михаил Сердюков ничего не путал и не сочинял. Просто он вместо родного отца назвал своего приемного родителя, которым, возможно, дорожил больше. А его родной отец, тайша Заб Эрдени, возглавлял самую большую этническую группу монголов Забайкалья, не признававших власть Московского государства на их территориях вплоть до 1689 года и называвшихся в русских документах «табунутцкими людьми».
«Табунутцкие люди» или «тавнангууд», по-русски – табангуты, были подвластным улусом потомков Бельгутая, младшего брата Чингисхана, их тайши вели свою родословную от него. Следовательно, приемный сын Имегена Зонтохонова, или зайсана Тюрлюсун-урлюка, Бороной был настоящим представителем степной аристократии Монголии, столкнувшейся с мощью бывших вассалов в лице Московского царства и маньчжурской Цинской империи.
Проданный в рабство мальчик из благородного рода чингисидов оставил неизгладимый след в истории России
В тяжелое для них время они признали власть «белого» царя, но как только опасность миновала они предпочли удалиться подальше от русских острогов и ушли в Халха-Монголию. Очевидно, находившийся тогда в качестве заложника Бороной и был продан казаками в Енисейск. Но, как мы теперь знаем, проданный в рабство мальчик из благородного рода чингисидов сумел-таки реализовать себя и оставить неизгладимый след в истории России.
Справка
Бороно Имегенов (Михаил Сердюков, Бароно Силингинов, 1678-1754) – российский гидротехник, судостроитель. В 1718 году обратился к Петру I с предложением заново отстроить Вышневолоцкую водную систему. К 1722 году Сердюков завершил строительство канала, увеличив его пропускную способность в два раза. Это позволило России окончательно закрепить за собой территории, завоеванные в Русско-Шведской войне, продолжавшейся почти все царствование Петра I – с 1700 по 1721 годы.
За заслуги перед страной Петр I одарил Сердюкова двумя золотыми перстнями, а императрица Елизавета Петровна произвела его в потомственные дворяне. В 2006 году на привокзальной площади Вышнего Волочка установлен памятник Петру I и Михаилу Сердюкову.
В сюжете: Михаил Сердюков